Распечатать: Как власти прославили Бишкек на весь мир РаспечататьОставить комментарий: Как власти прославили Бишкек на весь мир Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Как власти прославили Бишкек на весь мир Посмотреть комментарии

4 марта 2003

"ДЕМОКРАТИЯ"

Как власти прославили Бишкек на весь мир

    Фотография Владимира Пирогова, запечатлевшая, как два милиционера Бишкекского УВД задержали жителя Аксыйского района Кубатбека Момуналиева во время ноябрьских событий прошлого года, принесла мировую славу его автору, ставшему лауреатом конкурса лучших профессиональных фотографов планеты “World press–foto” — и вместе с тем мировое осуждение нашим правоохранительным органам, допустившим подобную дикость. Этот снимок красноречиво свидетельствует о проблемах во взаимоотношениях граждан Кыргызстана и правоохранительных органов. Хотя для нас это обычное явление, когда мирная демонстрация под всевозможными предлогами местных властей запрещается, а в случае если граждане все-таки стремятся воспользоваться своим конституционным правом, насильно прерывается и на ее организаторов заводятся судебные дела.
    Но Запад и весь остальной цивилизованный мир оценивают то, что происходит у нас, по иной мерке. Для них разгон мирной демонстрации, а тем более задержание его участников и последующее осуждение и депортация, воспринимаются как грубейшие нарушения прав человека. Если бы на Западе произошло нечто подобное, то последствия были бы катастрофическими для властей и исполнителей всех уровней. У нас же противостояние только нарастает. Правоохранительные органы и местная власть уверены в том, что их действия были обоснованными и законными, о чем свидетельствует освещение этих событий в правительственной прессе, а также судебные иски против независимых СМИ. Сам же народ — участники мирного шествия, прибывшие с юга страны и пострадавшие за это — не воспринимаются всерьез властями. “С ними обошлись совершенно правильно, нечего лезть в Бишкек со своими требованиями!” — примерно так можно охарактеризовать реакцию как силовиков, так и властей и, наверное, многих жителей Бишкека.
    Мир же воспринял ноябрьские события с других позиций. Как и наши независимые СМИ и правозащитники. Однако по иронии судьбы те, кто боролись за соблюдение конституционных норм и обеспечение порядка, оказались нарушителями общественного порядка, а газеты, отражавшие объективно события, подверглись судебному давлению со стороны властей.
    Но, опять же по иронии судьбы, судебные разбирательства выявили такие подробности грубого нарушения прав человека и Конституции в те самые ноябрьские дни, о наличии которых мы даже и не подозревали.
    Так, по свидетельству в суде журналиста Нурлана Мотуева и правозащитника Анарбека Кайназарова, во время захвата южан в кафе “Джалал-Абад” рано утром, когда последние готовились позавтракать, милиционеры набросились на людей в сопровождении служебных собак, в результате чего двое демонстрантов были покусаны. Тогда были задержаны 15 человек из 200 собравшихся. Попытка ареста остальных едва не обернулась стычкой между милицией и демонстрантами. По словам Мотуева, разгневанная толпа уже захватила нескольких правоохранителей в качестве заложников, но по просьбе Турсунбека Акуна они были отпущены на волю.
    Вообще, надо сказать, что Турсунбек Акун, с самого начала появления демонстрантов в окрестностях Бишкека и до того самого дня, как был сам схвачен правоохранителями и водворен в приемник-распределитель, а затем и осужден на 10 дней заключения, занимал подчеркнуто нейтральную позицию между правоохранителями и демонстрантами, чтобы не было никаких фактов нарушений ни с той, ни с другой стороны. Но именно такая позиция правозащитника, похоже, больше всего раздражает власть. Поскольку и в Кербене год тому назад, и в Каракуле летом прошлого года, когда был остановлен поход на Бишкек, и в Бишкеке в конце года главная вина Турсунбека Акуна заключалась в том, что он всегда и всюду требовал, чтобы и власти и демонстранты действовали в полном согласии с законом.
    Мне кажется, если бы Акуна не было в Кербене, аксыйская трагедия приняла бы более трагический и кровавый характер. Точно также во время захвата демонстрантов в Бишкеке возле кафе “Джалал-Абад”, именно благодаря его вмешательству, было предотвращено столкновение между милиционерами и толпой недовольных южан.
    Причем Акун во время этих акций активно работал и с правоохранителями, призывая их к спокойствию и соблюдению порядка. Многие милиционеры и омоновцы, вероятно, запомнили его “лекции”, которые он читал им в пригороде столицы: “Вы тоже граждане Кыргызстана, так же, как и прибывшие в Бишкек эти аксакалы. Вы не должны быть бездушными исполнителями незаконных приказов властей. Власти только попользуются вами, настроят вас против собственного народа, а затем кинут, вас же обвинив во всем. На что вы можете еще рассчитывать сегодня, а тем более в старости, если не на уважение своего народа? Неужели вы думаете, что власть, борющаяся с аксакалами, способна решить проблемы народа, в том числе и ваши, милицейские?”.
    Конечно же, с точки зрения некоторых представителей правоохранительных органов это были провокационные и подстрекательские речи, однако нормальный кыргызстанец не найдет в них ничего подобного, а только будет гордиться тем, что в стране есть такой человек, как Акун.
    Любопытно, что, даже находясь в приемнике-распределителе, правозащитник не прекращал свою работу. Согласно его наблюдениям, работники этого заведения при средней заработной плате в 600 сомов в месяц, просто не имеют другой возможности заработать и как-то выжить в наше нелегкое время, если не будут время от времени сажать кого-то за решетку и требовать с них выкупа. Вот почему, когда столичные власти приступили к массовому задержанию прибывших в Бишкек южан, многие милиционеры решили воспользоваться этим для улучшения своего материального положения.
    — Со мной в камере сидели 11 человек, — сказал Турсунбек Акун на суде в качестве свидетеля, — и почти к каждому из них охранники выходили с предложением немедленного освобождения, если тот выложит 250 сомов. У кого были деньги, те откупались. А безденежных ожидали суды и депортация. Вероятно, поэтому задержанных в те дни было так много. Более 500 человек.
    Вот так незаконные действия наверху как бы порождают лавинообразный процесс беззаконий на низовых уровнях. Задержание демонстрантов обернулось их помещением в приемник-распределитель и последующей высылкой из столицы. В свою очередь, все это привело к нагнетанию межрегиональных противоречий.
    В Бишкеке в те дни по словам Топчубека Тургуналиева, имела место не только депортация кыргызстанцев, но и наблюдались элементы апартеида. Какой-то части наших граждан говорили, чтобы они жили в своей области и районе и не смели соваться в столицу.
    Любопытно, что представители истца в ходе судебного разбирательства под бременем все новых и новых фактов и свидетельств массового нарушения закона в те ноябрьские дни вынуждены были представить некоторые документы и указы, которые как-то объясняли действия правоохранительных органов. В частности, так называемый план комплексных оперативно–профилактических мероприятий МВД на территории Бишкека, согласованный с мэрией, горкенешом и прокуратурой.
    Согласно этому документу, с 21 по 30 ноября 2002 года на территории города с целью обеспечения общественного порядка давалось добро на проведение профилактических мероприятий, проверку паспортного режима и принятие мер по выявлению и задержанию граждан, представляющих оперативный интерес и проживающих без регистрации. Выявленных лиц, нелегально проживающих на территории города, надлежало водворять в ПР УВД г. Бишкек, а также принять меры по выдворению злостных нарушителей паспортно-визового режима.
    Таким образом, всех южан, выдворенных из столицы, — а это в основном аксакалы, — правоохранители отнесли к лицам, представляющим оперативный интерес, то есть потенциальным уголовникам, и выдворили из столицы как злостных нарушителей паспортно–визового режима. Как если бы они были нелегалами, уроженцами Пакистана или даже Афганистана, незаконно прибывшими в нашу столицу.
    По словам Топчубека Тургуналиева, даже сам факт объявления местными властями паспортно–визового режима и соответствующих постановлений, является грубейшим нарушением Конституции. Мэрия, горкенеш и МВД поставили себя выше Конституции Кыргызстана. Это вообще становится распространенной практикой в нашей стране, когда местные власти игнорируют Конституцию, чтобы выслужиться перед верховными властями. Именно в этом, конечно же, заключено главное зло. Когда исполнительная власть имеет абсолютное право на то, чтобы объявлять всему народу, что есть нарушение закона и Конституции. Как и право судить и миловать. Тогда как именно ей, исполнительной власти (президенту, его администрации и главам городов и областей), должно быть категорически отказано в этом, если мы хотим построить правовое общество.
    Замир Осоров.
    Фото Владимира Пирогова.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/3674/


Распечатать: Как власти прославили Бишкек на весь мир РаспечататьОставить комментарий: Как власти прославили Бишкек на весь мир Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Как власти прославили Бишкек на весь мир Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007