Распечатать: Чудо творят чудаки РаспечататьОставить комментарий: Чудо творят чудаки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чудо творят чудаки Посмотреть комментарии

2 декабря 2011

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Чудо творят чудаки

    Отечественный кинематограф достиг “седовласого” возраста, когда можно подводить итоги и, легко похлопывая по плечу, наставлять молодняк на творческий путь.

    Однако этого не происходит. Молодые авторы, словно слепые котята, тыкаются “мордочками” в поисках пропитания, причем во всех смыслах. Денег, снимая кино, сегодня не заработаешь — уж очень невелик наш рынок, заполненный голливудскими блокбастерами или болливудскими мелодрамами. А если хочется снимать? На выручку приходят международные кинофестивали, готовые поддержать проекты начинающих авторов, которые сами пишут сценарии, отбирают актеров, снимают, монтируют. Что это — веяние времени или чистой воды дилетантство? Удастся ли в ближайшие годы вдохнуть жизнь в наш кинематограф, и кто будут эти “творцы-реаниматоры”?

    Призрачные миллионы

    В производственных помещениях “Кыргызфильма” давно никто не суетится, лишь на третьем этаже здания изредка хлопают двери, чувствуется запах сигарет, можно заметить молодежь, пришедшую пробоваться в артисты. Так было, когда кинорежиссер Темир Бирназаров устроил кастинг для фильма “Вечная невеста”, которому из-за отсутствия финансирования не удалось воплотиться в реальность. На безденежье обречены и другие проекты, причем даже те, что получили добро от худсовета киностудии.

    К примеру, два года назад кинорежиссер Болот Шамшиев решил экранизировать свой роман “Джихад”. Будущий фильм он назвал “Призраки орехового леса”. Сюжет кинематографист держал в секрете, но с уверенностью заявлял, что картина будет успешной. Ему поверило тогдашнее руководство нацконцерна “Кыргызкино” и Минкультуры. На съемки картины из госбюджета было выделено 18 миллионов сомов. Из них Болот Толенович получил только два с половиной миллиона. Они ушли на покупку техники и частично на съемки, которые проходили в Джалал-Абадской области. После апрельских событий 2010 года проект заморозили — дескать, не до фильмов сейчас. Ждать с моря погоды Шамшиев не стал, уехал работать в Казахстан.

    Безработица вынуждает наших киношников искать себе применение в Казахстане, ведь финансирование “Казахфильма” в разы больше, чем нашей киностудии. Операторы, художники-постановщики, монтажеры, актеры и каскадеры трудятся в соседней республике, а некоторые едут дальше — в Россию.

    По мнению отечественного режиссера Геннадия Базарова, после развала Союза, когда перестала работать наша киностудия, мало что изменилось. Многие первооткрыватели кино, создатели так называемого “кыргызского чуда”, ушли в мир иной, не дождавшись своего звездного часа, не поставив фильмов, которые могли бы стать лучшими. А молодые режиссеры ищут добрых людей, которые “отстегивают” им немного, снимают видео под артхаус. Большинство из них не знают истории отечественного и мирового кино. Они никогда не были на съемочной площадке, в отличие от старшего поколения кинематографистов, которые выросли на ней.

    — Современные режиссеры играют на этнографии, показывая все в сгущенных красках. Запад это притягивает, — заметил в одном из интервью Базаров. — Но это не художественные произведения. Фильмы снимают иначе. Мы живем в XXI веке. У нас есть свои ученые, художники, философы, революционеры, бомонд. Есть и негативные стороны, которые надо показывать жестко, ярко.

    Молодежь тоже получила “базаровский диагноз”: “они хотят быть самобытными и оригинальными, пытаются прибегать к каким-то изыскам, но часто не владеют ремеслом, не умеют работать с актерами. Но их можно простить за рвение. Режиссеров становится больше, значит, искусство кинематографа привлекает молодое поколение, и киноконвейер, быть может, запустят. Сегодня мы вынуждены снижать планку в угоду зрителю, хотя делать этого нельзя. Не нужно опускаться до уровня толпы, надо поднимать ее уровень. А мы стараемся угодить. Нужна серьезная драма, чтобы посеять сомнение в людях, заставить их размышлять, чтобы они задумались: “Это же про нас! В кого мы превратились?” Но сейчас даже в России, где потрясающая традиция кинематографа, выдающиеся мастера о картинах говорят как о вещах, которые выставляют на аукционе. Нет и речи о самом фильме, а лишь о том, сколько он собрал денег. Это грустно”.

    Кинопопса про актера-молодца

    О нашумевшем фильме “Как выйти замуж за Гу Джун Пе?” Данияра Абдыкеримова — выпускника мастер-классов режиссера Эрнеста Абдыжапарова, наверняка слышали если не все, то многие. Молодежь штурмом брала кассы кинотеатра, где состоялась премьера ленты. Мощная информационная поддержка и интригующее название проекта сделали его успешным, хотя, по мнению людей, работающих в киносфере, дебют Абдыкеримова можно считать “попсой”. У зрителей мнение иное.

    “Я, например, довольно взрослая и не “рублю фишку”. На самом деле, в мире школьниц и студенток нынче только один царь — как в свое время у нас были Backstreet Boys — это товарищ Гу Джун Пе, главный герой корейского сериала “Цветочки после ягодок”. Он похож на корейского Апполона и красив, как девочка, — пишет одна из блогерш. — Но дело даже не в нем. Дело в том, что сегодня мне удалось побывать на премьере фильма местного производства с кричащим названием — “Как выйти замуж за Гу Джун Пе?” Действительно, как? — спросила я себя. И что более важно — как наши умудрились снять кино, которое показывают в кинотеатре? Неужели очередное унылое непонятое действо из разряда артхаус, которым грешат кыргызские режиссеры? Тогда почему такое попсовое название? В общем, много вопросов было в моей голове, прежде чем увидела сам фильм”.

    “Дурацкая черта многих бишкекчан — придираться и обсмеивать продукцию местного производства, — пишет другая посетительница форума. — Фильм сняли? Фуфло. Модели у нас — некрасивые. Заведения — недостаточно гламурны. КВН — мыркский. Шоубиз — бездарный. У нас, судя по всему, только одна интеллигентная, талантливая и безупречная прослойка общества — интернет-критики. Так и с фильмом про Гу Джун Пе: так и вижу недовольные физиономии зрителей, мол, фу. А я вам так скажу — фильм-то прекрасный. И вовсе не тем, что вносит ценность в фонд кыргызстанского кинематографа. А потому, что он означает: все будет хорошо”.

    Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет, но признать успех дебютанта Абдыкеримова все же нужно. Даже такой легкий для восприятия неокрепших подростковых мозгов фильм вызвал дискуссии среди кыргызстанцев разных возрастов. Школьницы решили, что это “гламурненько”, их мамы и бабушки вспомнили, как сами пускали слезы, смотря мексиканские сериалы.

    Спасение в артхаусе

    Кстати, о фонде: кинохранилище в плачевном состоянии, необходимо спасать коробки с пленками. В декабре прошлого года сотрудники “Кыргызфильма” перевели в цифровой формат более 20 отечественных кинофильмов, снятых на пленку. Среди них “Алые маки Иссык-Куля”, “Красное яблоко’’, “Ак-Меер”, “Потомок Белого Барса”, “Уркуя’’, ‘’Небо нашего детства’’, ‘’Буранный полустанок’’, “Выстрел на перевале Караш” и другие картины, снятые режиссерами Мелисом Убукеевым, Толомушем Океевым, Болотом Шамшиевым, Геннадием Базаровым. Но это капля в море.

    Средств на оцифровку, как всегда, нет. Обратиться к частным киностудиям? Можно, но нужно ли? По мнению многих кинематографистов, между частными кинокомпаниями и гос­агентством кинематографии большая разница. Частные студии хотят, чтобы их вложения в производство приносили доход. А “Кыргызфильм”, который подведомствен гос­агентству, заинтересован только в том, чтобы больше хапнуть бюджетных средств — его деятелям плевать на то, где кино будет показано, его качество и окупятся ли затраты. Но есть и те, кто верит, что мы уже интегрированы в глобальный кинопроцесс. Например, режиссер Эрнест Абдыжапаров. Он искренне убежден, что возрождение “кыргызского чуда” не за горами, и регулярно проводит мастер-классы, где говорит молодежи, что для создания удачного фильма необязательно иметь большие деньги. Стоит отметить, что абдыжапаровские ленты, снятые за последние лет пять, имели успех. Режиссеру удалось попробовать силы в разных жан­рах, начиная с комедии и заканчивая мистическим боевиком. Именно так режиссер назвал свой фильм “Влюбленный вор”.

    Однако авторы отечественного артхаусного кино давно признали, что Кыргызстан должен производить короткометражки, так как это ниша, которая не требует больших затрат, супертехнологий, мощной производственной базы. Но позволяет хоть как-то развиваться.

    В Бишкеке с 12 по 15 декабря пройдет Международный кинофестиваль стран СНГ, Балтии и Грузии “Кыргызстан — страна короткометражных фильмов”, посвященный 20-летию Содружества независимых государств и памяти народного писателя КР Чингиза Айтматова. По словам организаторов кинофорума — Союза кинематографистов КР и Общественного фонда “Айтыш”, участниками международной программы будут 13 короткометражек, национальной — пятнадцать.

    По словам директора “Айтыша” Фархада Бекманбетова, призовой фонд фестиваля составляет 500 тысяч сомов. Премии будут вручены в номинациях “Лучший фильм”, “Лучшая режиссура”, “Приз зрительских симпатий” и “Специальный приз жюри”. Показы будут проходить в столичном кинотеатре “Манас” и Кыргызско-Турецком университете “Манас”. Стоит отметить, что основную часть финансирования проекта (80 процентов) взял на себя Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ, остальное — фонд “Айтыш” и Союз кинематографистов Кыргызстана.

    Возможно, это очередной шаг на пути к киноренессансу.

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36549/


Распечатать: Чудо творят чудаки РаспечататьОставить комментарий: Чудо творят чудаки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чудо творят чудаки Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007