Распечатать: Профессия — хороший парень РаспечататьОставить комментарий: Профессия — хороший парень Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Профессия — хороший парень Посмотреть комментарии

2 декабря 2011

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Профессия — хороший парень

    В стране 52 вуза, из них 32 — государственные, остальные частные. Однако высшее образование у нас сдало позиции, потеряло славу и престиж.

    Квалификацией новоиспеченных дипломированных специалистов недовольны все, начиная с самих обладателей “корочек” и заканчивая работодателями. В результате тысячи выпускников с дипломами менеджеров, экономистов, юристов, журналистов, инженеров, технологов не могут найти работу по специальности, занимаются неквалифицированным трудом, далеким от того, чему их обучали.

    Устроиться на хорошую работу удается только самым умным и пробивным. В то же время работодатели продолжают жаловаться на молодые кадры: их не устраивает низкое качество подготовки в вузах. Зачастую выпускники приходят на рабочее место, подкованные теоретическими знаниями, а с практикой у ребят большие трудности. Тем более что устроиться во время учебы на стажировку — большая проблема.

    Корочка без карьеры

    Так что же все-таки нужно студенту и работодателю? Помочь ответить на этот вопрос решили международные организации, такие как проект Фонда Евразия в Центральной Азии и USAID. На днях представители бизнес-структур, учебных заведений и карьерных центров провели круглый стол “Партнерство бизнеса и образования через программу стажировок”. Собравшиеся подписали меморандум о запуске совместной программы стажировок для студентов на предприятиях страны.

    Депутат Наталья Никитенко на встрече сообщила, что до недавних пор существовало некоторое противостояние между бизнесом и академической средой.

    — Я была свидетелем взаимных обвинений работодателей и представителей образовательных учреждений. Предприниматели жаловались, что квалификация и уровень знаний выпускников не соответствуют требованиям. А молодые кадры сетовали, что запросы современных работодателей слишком высоки, — сказала Наталья Никитенко. — Сегодня вузы отличаются от тех, что были 5—10 лет назад, они открыты для сотрудничества. Только через взаимодействие мы сможем достичь роста. Программа стажировок очень важна в процессе становления продуктивных взаимоотношений.

    В республике остро чувствуется нехватка технических специалистов, к примеру, токарей и электриков. Об этом заявила специалист по найму, обучению и развитию одной из крупных международных компаний Кыргызстана Александра Ковалева.

    — Наша компания в течение 5 месяцев не могла найти ряд технических специалистов, тех же токарей. Когда я пошла на ярмарку вакансий, обнаружила, что не менее половины участников искали технические кадры, — сказала Ковалева. — Практически невозможно найти готовых трудяг, которых готовят в учебных заведениях страны. Многим успешным предприятиям требуются в первую очередь коммуникативные способности молодого кадра — как письменные, так и устные. Также нужно отметить такие качества, как нацеленность на результат, активность, самостоятельность. Важную роль играет знание иностранного языка. Например, для работы в нашей компании требуется обязательное знание английского. Найти хорошего специалиста с владением зарубежной речью весьма сложно. Вчерашних выпускников приходится переучивать и даже доучивать. Хотя давать базовые знания — работа вуза, внедрение навыков не должно входить в обязанности работодателей. Нам приходится выцеживать специалистов из 40—100 претендентов.

    Присутствовавший на встрече замминистра образования и науки КР Гульжигит Соронкулов признал наличие проблемы, но дал понять, что возможности государства в обеспечении качественным образованием ограниченны. А вот бизнес-сообщество, мол, имеет возможность воспитать настоящую трудовую элиту.

    — Наши вузы дают очень хорошее образование, я не имею в виду все альма-матер, но есть университеты, работающие на уровне мировых стандартов. Можно открыть программу кредитования для учебы наших ребят за рубежом, — считает чиновник от образования. — Человек двумя ногами на родной земле, а глаза должны обозревать весь мир. Во всем мире так и делается. В свое время Турция в массовом порядке отправляла граждан на Запад, где они работали на заводах, овладевали технологиями. Потом в этой стране стала бурно развиваться промышленность. В Кыргызстане порядка 60 процентов выпускников сегодня не могут устроиться. Сейчас около пяти тысяч бюджетных мест выделяется в основном по таким специальностям, как педагоги, медики, а вот экономика и правоведение остаются на долю контрактников. Но все равно воспитывается чересчур много экономистов и юристов. Также оказалось, что у нас много учителей кыргызского языка — в школах не всем хватает мест. Государство не сможет отслеживать такие тенденции. Поэтому долг каждого родителя — думать наперед и посоветовать ребенку специальность, которая ему пригодится в будущем.

    Всеобщее высшее

    Моду на всеобщее высшее ввел Аскар Акаев — он назвал это “интеллектуальным потенциалом страны, который приведет республику к процветанию”. Бакиев в 2009 году предположил, что республика могла бы стать неким образовательным центром для молодежи всего Центрально-Азиатского региона.

    Экономические реалии диктуют свои правила. Сейчас в рейтинге самых востребованных профессий вообще не фигурируют юристы и экономисты — в стране их абсолютный переизбыток. Ныне популярны другие специальности. В газетах в рубрике “Требуется” превалируют официанты, швеи, повара, кухработники, эсбэшники, водители, плотники, сварщики, охранники, уборщики. В общем, кадры среднего звена, которые в отличие от интеллектуальных выпускников вузов всегда нужны на рынке труда. Многие считают, что престижнее быть менеджером, чем, к примеру, мойщиком окон. У нас привыкли получать “статусное” образование, а после дипломированные специалисты не знают, чем заняться.

    Когда название специальности звучит красиво и модно, это вовсе не значит, что выпускнику будет легко найти работу. Из года в год мы говорим, что молодые люди поступают в университеты, совершенно не имея представления о рынке труда и не задумываясь, куда потом податься. Родители убеждены, что без “корочки” о высшем образовании их чадо не сможет смотреть людям в глаза. Пусть диплом пылится на полке, но он должен быть. Они готовы продать последнее ради образования ребенка, при этом университет выбирается не по качеству, а по сумме контракта — ищут, где дешевле. К сожалению, большинство учебных заведений заняты не тем. Вместо того чтобы давать молодым людям образование и специальность, они элементарно делают деньги. Не секрет, что вузы выживают за счет спецсредств, полученных от студентов-контрактников. В 2010 году студенты, обучающиеся за деньги, оплатили 3 миллиарда сомов. Денег государства недостаточно, чтобы обеспечить студентов необходимыми материальными ресурсами и дать достойную зарплату педагогам. Вот и получается, что бюджетники имеют возможность учиться за счет контрактников, которых альма-матер ищут самостоятельно.

    Как и большинство отечественных студентов, автор этого материала пришла на работу после окончания одного из столичных вузов, можно сказать, сырым полуфабрикатом. Во время учебы мы были завалены массой общественных дисциплин, преподаватели старой советской школы приходили на лекции с конспектами двадцати- и даже тридцатилетней давности, отстукивали свои заученные фразы. Поэтому пришлось доучиваться на месте. Честно говоря, единицы моих сокурсников устроились на работу по специальности. Могу насчитать лишь тройку состоявшихся журналистов своего выпуска. Большинство работают не по специальности. Многие торгуют на “Дордое” или занимаются делами, весьма далекими от журналистики.

    — Существует проблема излишней загруженности студентов теорией, — считает представитель Международной образовательной ассоциации в Центральной Азии “Дебаты” Тынчтык Камчыбеков. — Если сравнить соотношение учебы, каникул и стажировок, то выходит: 71 процент всего времени посвящено теоретической части, еще 20 процентов студент тратит на каникулы и лишь 8 процентов уделяется стажировке по выбранной специальности. Меж тем только на практике молодой человек может понять, верно ли выбрал профессию.

    Несмотря на то что почти в каждом вузе есть центры карьеры, которые занимаются трудоустройством студентов, реально работают единицы из них. В их задачу входит поиск компаний, организация дней открытых дверей, изучение рынка труда, правильное составление резюме, совершенствование навыков студентов и так далее. Но большинство выпускников все же ищут работу самостоятельно.

    — Более половины молодого здорового населения не может реализовать себя в своей стране, — заявил представитель Международной образовательной ассоциации в Центральной Азии “Дебаты” Медербек Ырсалиев. — Ежегодный прирост работоспособного населения в КР составляет 60—70 тысяч человек. Однако около половины из них вовлекается в криминальные структуры из-за отсутствия работы. На безработицу влияют слабое состояние экономики, низкий предпринимательский дух, обособленность бизнеса, а также сама система образования. 85 процентов рабочих мест формирует частный сектор. При поиске новых кадров предприниматели сталкиваются с проблемой отсутствия практических навыков у молодых специалистов. В результате бизнес теряет время и деньги.

    Кредиты на будущее

    Принятый меморандум о запуске совместной программы стажировок позволит студентам получать льготные кредиты на образование. Связующим звеном между бизнесменами, желающими вложиться с выгодой в отечественное образование, и студентами, готовыми взять кредит, стал Фонд Евразия в Центральной Азии. Студенты или их родители могут взять заем до пяти тысяч долларов и выплачивать эту сумму в течение нескольких лет либо расплатиться после окончания учебы, при устройстве на работу. Условие выдачи кредитов достаточно привлекательное: от 10 процентов годовых.

    — Для большинства банков образовательные кредиты — очередной коммерческий продукт. Пока мы сотрудничаем лишь с двумя финучреждениями — Кыргызским инвестиционно-кредитным банком (КИКБ) и микрокредитной компанией “Компаньон”. Они лучше социально ориентированы, нежели другие коммерческие организации, — говорит исполнительный директор Фонда Евразия Шамиль Ибрагимов. — Не можем гарантировать, что студент найдет работу и вернет заем, поэтому молодые люди должны осознавать ответственность. Бизнес должен объявлять, какие конкретно кадры требуются. Многие родители и сами учащиеся думают, что смогут найти работу по блату или знакомству. Это ошибка — у компаний нет средств и желания содержать бездарей и неучей.

    Педсовет

    Александр Кацев, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой международной журналистики факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета

    — С нынешнего года вузы переходят на двухуровневую систему подготовки — бакалавриат и магистратура. Проблема в том‚ что отечественный работодатель до сих пор не может привыкнуть к новой системе. Бытует мнение, что бакалавр — это студент-недоучка. Можно ли доверять специалисту, обучившемуся четыре года вместо привычных пяти? На деле бакалавр — это высшее образование, но без права преподавания в вузе, а магистр — это не научная степень, это учебная степень, равная прежней “специалист”. Сейчас в Кыргызстане столько же систем образования, сколько вузов. Нужно унифицировать систему образования, начиная со школы — определить, сколько предметов и как преподавать. Наша власть не умеет считать, поэтому мы имеем огромное количество невостребованных юристов и экономистов. Почему бы чиновникам не подсчитать, сколько специалистов нужно в конкретном селе или на конкретном предприятии, сделать госзаказ, как это происходит за границей? Система двухуровневого образования подразумевает большой объем самостоятельной работы студента. Но школа не учит детей добывать знания, вузы также к этому не готовы.

    Сказано...­

    Самат Султаналиев, студент пятого курса КГТУ им. Раззакова по специальности инженер-технолог молочного производства

    — Из-за устаревшей материально-технической базы наше образование уступает заграничному. Моя профессия требует изучения специального оборудования, желательно хотя бы относительно современного. Ведь промышленность не стоит на месте, линии совершенствуются. Пришлось производство постигать со второго курса именно на практике, куда меня взяли работать, поэтому к третьему году обучения уже имел квалификацию и разряд, работал на молочном заводе. Я — грамотный специалист, имею степень бакалавра, сейчас готовлюсь защитить второй диплом. До конца обучения доходят единицы — в нашей группе осталось 6 человек из 36 изначально поступивших. Многие однокурсники смогли закрепиться на предприятиях мясной и молочной промышленности.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36540/


Распечатать: Профессия — хороший парень РаспечататьОставить комментарий: Профессия — хороший парень Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Профессия — хороший парень Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007