Распечатать: У нас – как в Болонии РаспечататьОставить комментарий: У нас – как в Болонии Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: У нас – как в Болонии Посмотреть комментарии

21 октября 2011

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

У нас – как в Болонии

    С нынешнего года вузы переходят на двухуровневую систему подготовки — бакалавриат и магистратура.

    У многих кыргызстанцев новая система вызывает сомнения, поскольку бытует мнение, что бакалавр — это недоучившийся студент. Меж тем большинство стран — участниц СНГ уже активно внедряют многоуровневые системы образования в государственных и частных вузах.

    Правительство одобрило изменения в системе высшего профессионального образования, соответствующее постановление подписал премьер-министр КР. Если раньше в большинстве вузов студенты учились пять лет и получали диплом специалиста, то теперь можно будет выбрать: или по-быстрому (за четыре года) отучиться на бакалавра и отправиться работать, или покорпеть над учебниками еще пару лет и стать магистром. При этом в некоторых вузах традиционная пятилетка сохранится. Дипломы специалистов будут выдавать в технических университетах и на медицинских специальностях.

    Первые бакалавры и магистры стали появляться у нас с 1994 года. Какова разница между ними? Первых готовят для профессиональной работы‚ вторых‚ как правило‚ — для научной деятельности. Однако до сих пор многие считают бакалавра недоучкой.

    — Бакалавриат — это высшее образование, но без права преподавания в вузе, а магистр — первая ученая степень, — вносит ясность доктор филологических наук, завкафедрой международной журналистики факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета профессор Александр Кацев. — Проблема в том‚ что отечественный работодатель до сих пор не может привыкнуть к новой системе. Можно ли доверять специалисту, обучившемуся четыре года вместо привычных пяти?

    Научная общественность восприняла инициативу правительства неоднозначно.

    — Проведя эту реформу, мы через несколько лет будем жалеть, что порушили нынешнюю систему, формировавшуюся на протяжении десятилетий, — считает профессор Кацев. — Система двухуровневого образования подразумевает большой объем самостоятельной работы студента. Но школа не учит детей самостоятельно получать знания, и вузы к этому не готовы. Там воспитывают, отбивая всякое желание учиться. Сейчас в Кыргызстане столько же систем образования, сколько и вузов. А структура должна быть единой. С одной стороны, страна провозглашает принципы европейского образования, но закрывает педагогические вузы. Скоро в стране вообще некому будет учительствовать — в Кыргызстане закрылось последнее учебное заведение этой направленности. Юристов и экономистов с лихвой, а педагогов не хватает. Надо подсчитывать, в какой отрасли нужны специалисты, делать госзаказ. От Болонской системы образования западные страны уже начали отказываться, а в ведущих вузах мира ее и не было. Зачем быть на задворках Запада?

    Проблема также в том, что в Трудовом кодексе нет отдельной статьи, касающейся прав специалистов с дипломом бакалавра.

    — Поэтому в новом стандарте заработной платы для учителей мы специально прописали, что учитель, имеющий степень бакалавра, получает 45 сомов в час, — говорит министр образования и науки Канат Садыков. — Теперь работаем над тем, чтобы бакалавр владел методикой преподавания. Добились внесения поправок в Трудовой кодекс. Ущемления прав этих специалистов на рынке труда быть не должно.

    Среди плюсов новой системы то, что этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы. Программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют перейти к другой смежной профессии. А специалисту после 5 лет обучения приходится получать второе высшее образование. Для бакалавра обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

    По данным Министерства образования, в республике ныне 52 вуза, из них 32 государственных. Практика показывает: сегодня родители выбирают университет не по качеству, а по сумме контракта — ищут, где дешевле. В 2010 году студенты, обучающиеся за деньги, оплатили 3 миллиарда сомов. Абитуриентам предоставляется всего 5 тысяч 705 государственных грантов. Из них 4 тысячи 960 мест финансируются за счет Минобразования и науки, остальные — через другие госорганы: МВД, Минздрав, Мин­обороны, Минкультуры.

    Сегодня только ленивый не ругает учебные заведения страны за низкое качество предлагаемого образования. Понятно, что говорить о серьезном приравнивании наших дипломов к документам европейских учебных заведений еще очень рано. Тут пока все зависит от имиджа конкретного вуза. Значительная часть знаний, полученных нашими студентами, не соответствует мировым научным и профессиональным требованиям.

    Страны присоединяются к Болонской системе на добровольной основе. Однако, подписав декларацию, государство берет на себя определенные обязательства. В частности, выдавать выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра, реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса. Складывается ситуация, когда число людей с дипломами о высшем образовании намного выше, чем в развитых странах, хотя эти документы не подтверждаются ни уровнем развития экономики, ни количеством инноваций. У нас все желают пойти в вуз, а в развитых странах, таких как Германия, может себе это позволить далеко не каждый.

    Эксперты, выступающие за введение этой системы, считают: многие проблемы, связанные с качеством работы в наших университетах, может снять внедрение кредитной технологии обучения. В современной системе высшего образования слово “кредит” означает не способ оплаты, а один из принципов Болонского процесса. То есть студенты и преподаватели осваивают знания в условиях большей свободы и самостоятельности. Но как быть инженерным вузам, где специфика предметов требует максимального контактирования студента с преподавателями?

    Болонская система касается и оценок — они рассчитываются, исходя из 100-балльной сетки. Наша старая добрая “пятёрка” называется “А” и попадает в 90—100 процентов успеваемости. “Четверку” разделили на две части: “очень хорошо” — “В” (82—89 %) и “хорошо” — “С” (75—81 %). “Троек” тоже стало две: “относительно удовлетворительно” — “D” (67—74 %) и просто “удовлетворительно” — “Е” (60—66 %). “Двойка” — “F” — все, что ниже 60 %.

    Самый интересный вопрос: сколько придется вкладывать средств в изменение старой системы и выстраивание новой и насколько подобный шаг окупаем — этого еще никто не пробовал подсчитать.

    Сказано

    Каныбек ОСМОНАЛИЕВ, зампредседателя комитета ЖК по образованию, науке, культуре, информационной и религиозной политике

    — То, что мы должны перейти на многоступенчатую систему, очевидно. С 1994 года мы заявляем, что хотим соответствовать мировым образовательным стандартам. Но наша республика сильно отстала от Европы, где в 1999 году создали Болонскую декларацию, которая подразумевает мобильность студентов, дает им возможность переводиться из одного университета в другой. Некоторые наши продвинутые вузы также решили применять двухступенчатую систему, например, успешно работает Институт образовательных программ при КНУ, который настроил свои программы обучения к программам Гренобльского университета Франции. Хотя ни один вуз пока не является участником Болонского процесса.

    Наше будущее связано с многоступенчатой системой — бакалавр, магистр и научная степень PHD. То есть теперь вместо аспирантуры будет вводится докторантура. Понятно, что нужно внедрять принцип непрерывности образования, начиная с дошкольного уровня.

    Но до сих пор государство оставалось в стороне от этих процессов, это я как бывший министр образования признаю. То, что Минобразования приняло решение о введении двухступенчатой системы высшего образования, а правительство утвердило — хороший знак, но, согласно новой Конституции, все программы развития страны должны проходить через парламент. Мы подготовили новый Кодекс об образовании и науке, который вскоре поступит на рассмотрение общественности, пройдут круглые столы с участием педагогов и научной образовательной общественности. Только после этого документ пойдет на одобрение депутатов ЖК. Произойдет это в феврале будущего года.

    Педсовет

    Валерий МИХАЙЛЕНКО, и. о. ректора Кыргызско-Казахской академии права и государственной службы

    — В Кыргызстане не выработан государственный образовательный стандарт. В Минобразования и науки КР нет концепции образования. Все происходит кулуарно, без нас, мы не знаем, как будем работать, отсутствует плановость. Нужно исполнять законы об образовании и лицензировании, внедрять инновационные технологии. Вместо этого, имея годовой бюджет в 12 миллиардов сомов, руководство ведомства довело образование до последних мест в мировых рейтингах.

    Особое мнение

    Дмитрий КОСТЮК, сотрудник рекламной фирмы

    — Я против введения новой системы. Через 10 лет у нас будет, как на Западе — узкопрофильные специалисты, которые знают только одно свое направление. Исчезнет широкий кругозор, который прививали в советских учебных заведениях.

    Алия Молдалиева, студентка, желающая продолжить обучение в Германии

    — Мой диплом магистра признали в Европе. Проблема в другом: в Болонской системе нет оценок “отлично”, “хорошо” и “зачет”. Там разработана жесткая система баллов, и если бы в моем дипломе их проставляли, как в Европе, можно было бы довольно много предметов закрыть как пройденные, а так придется снова сдавать. Нужна более точная комплектация предметов. У нас в вузе профильные предметы вводятся только на третьем курсе, но и они не отличаются практической направленностью. Складывается впечатление, что кафедры создают дисциплины — лишь бы часы преподавания увеличить. Только если студент не лентяй, то сможет получить достаточно углубленные знания и развить кругозор.

    На свой аршин

    Степень бакалавра присваивают студентам по завершении первого этапа высшего образования undergraduate (продолжительность обучения в Англии и Германии — три года‚ в Шотландии‚ Канаде и США — четыре). Во Франции ее получают выпускники полной средней школы‚ что является пропуском в вуз. Степень магистра  присваивают окончившим второй этап высшего образования‚ который длится от года до трех.

    Ликбез

    В мире активно идет процесс реформирования высшего профессионального образования, главным катализатором которого явилась Болонская декларация, подписанная в июне 1999 года министрами образования 29 европейских государств. В сентябре 2003 года к Болонскому процессу присоединилась Российская Федерация. В мае 2005 года в состав государств, участвующих в Болонском процессе, официально приняты Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина. В 2010 году в список добавился Казахстан.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36259/


Распечатать: У нас – как в Болонии РаспечататьОставить комментарий: У нас – как в Болонии Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: У нас – как в Болонии Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007