Распечатать: По судьям плачет... полиграф РаспечататьОставить комментарий: По судьям плачет... полиграф Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: По судьям плачет... полиграф Посмотреть комментарии

12 августа 2011

ШЕРШЕ ЛЯ ФЕМИДА

По судьям плачет... полиграф

    Вчера на площади около “Белого дома” всем прохожим раздавали ленточки. Таким образом инициаторы — Гражданский совет по контролю над судебной системой — выражали разочарование выбором Совета по отбору судей и призывали общественность принять более активное и заинтересованное участие в судьбоносном для страны событии.

    Правозащитники считают, что среди 29 кандидатов, прошедших первый этап — собеседование, затесалось немало коррупционеров и взяточников.

    И то, что акция прошла на следующий день после обсуждения итогов работы Совета по отбору судей в Овальном зале Жогорку Кенеша, в котором участвовала президент Роза Отунбаева, говорит о многом. В первую очередь о том, что самые активные участники процесса — общественные организации — остались не удовлетворены состоявшимся накануне разговором на самом высшем уровне. Во-вторых, правозащитники сомневаются в способности главы государства пойти на радикальные меры, о чем они просили. А именно —остановить процесс отбора судей, который уже вызвал волну критики и недовольства не только со стороны гражданского сектора, но и самих служителей Фемиды.

    Весь этот разброс мнений прозвучал в стенах парламента в минувшую среду. А начался он с того, что, как когда-то российский президент Борис Николаевич Ельцин, Роза Исаковна попросила поменяться местами участников. Сидевших почти в конце стола генпрокурора Аиду Салянову и члена Совета по отбору судей Шамарала Майчиева пересадила ближе к себе, усадив рядом с председателем совета — Замиром Базарбековым. Тот, к слову, стал в последние дни притчей во языцех. И на этом заседании Базарбеков, можно сказать, был героем дня. Уж столько раз склоняли его имя!

    Усадив гостей, президент открыла встречу словами: “В стране сегодня решается серьезнейший вопрос — подготовка к выборам. Но не менее важным и ответственным является и начавшаяся процедура по отбору судей. Для этого были созданы все условия: есть законодательная база, совет, который провел большую работу”.

    Аппарат президента и раньше получал массу откликов на работу судебной системы, однако после оглашения предварительных итогов собеседования письма стали поступать пачками. И не только туда, но и в судебный департамент, Генпрокуратуру, парламент. Более того, некоторые, оторвавшись от письменного стола, вышли пикетировать на улицу.

    А ведь все понимают, что это только начало. Какой реакции ждать, если в таком русле продолжится отбор служителей областного, городского и районного масштабов? Предстоит “пропустить через сито” 461 местного судью!

    Роза Отунбаева заявила, что в такой обстановке обсудить с депутатами, судейским корпусом, гражданским обществом итоги первого этапа работы по очищению судебной системы просто необходимо. То, что она забуксовала в самом начале пути, ясно всем.

    Говорить предметно президент не могла. В ее аппарат еще не поступили все документы. Кроме обнародованного списка претендентов, прошедших собеседование, это видео- и аудиозаписи, стенограммы заседаний, бюллетени поименного голосования.

    Больше всего нареканий вызвали у собравшихся сам выборный процесс, как он проводился и тот, кто всем этим рулил. Ушат критики обрушил на главу Совета по отбору судей Замирбека Базарбекова депутат Данияр Тербишалиев, один из авторов закона по изменению судебной системы Кыргызстана.

    — Реформы начались полгода назад и, к сожалению, идут не в том направлении, — с места в карьер пустился молодой парламентарий, как только ему предоставили слово. — Мы были инициаторами Закона по отбору судей, который создавался не для чиновников, депутатов, а для народа. В основу его мы заложили принципы открытости, прозрачности, добросовестности, гласности. Однако ситуация складывается по-другому. Совет по отбору судей извратил саму суть закона…

    Самой главной виной новой структуры Тербишалиев считает отказ совета обнародовать итоги голосования. Люди до сих пор не знают, кто, как и за кого проголосовал. Это стало самой большой тайной. Никто из общественности, да что там — НПО, парламента и самого президента в глаза не видел бюллетеней, которые хранились в запечатанном сейфе руководителя судебного департамента. А ключик от ларца Замирбек Базарбеков забрал себе и никак не хотел его никому отдавать.

    Согласно закону, каждое действие, слово членов Совета по отбору судей должно было фиксироваться на камеру и тут же обнародоваться в СМИ. Однако создать нечто похожее на популярную передачу “Дом-2” не удалось. Сайт заработал не сразу, секретариат был не оперативен, а его сотрудники плохо информированы и грубы, жаловались активисты общественных организаций.

    Сами выборы прошли келейно. За исключением пяти человек, все остальные члены совета, состоявшего в большинстве своем из выдвиженцев партийных фракций и Совета судей, проголосовали за тайные выборы. Они объяснили это тем, что боятся за свою безопасность.

    — Что это за аргумент, — возмущался Данияр Тербишалиев, — вас кто-то силком тянул туда? А как же тогда вы, судьи, оглашаете самые жестокие приговоры? Вы же это делаете в зале, а не запершись в кабинете.

    Все эти претензии были адресованы Базарбекову, который, надо отдать должное, спокойно держал все удары. На все обвинения в грубейшем нарушении законодательства он уперто отвечал, что действовал строго в рамках закона. Его несколько раз спрашивали, когда обнародует содержание бюллетеней, однако судья уходил от ответа, словно речь шла о его золотом неприкосновенном запасе.

    Кстати, несколько раз этот вопрос задавала сама Роза Отунбаева. В конце концов не выдержала и она, поставив Базарбекову ультиматум: в течение часа весь пакет с бумагами принести в ее приемную.

    Это было бы смешно, если б не было печально. На глазах у всех, в принципе, рядовой местный судья Базарбеков продемонстрировал свою неуязвимость и вседозволенность. Вот так они, служители Фемиды, чувствуют себя и в зале суда, свысока взирая на истцов и ответчиков, подсудимых и их родственников.

    Думаю, не только мне, но и другим участникам заседания пришла мысль: “Не дай Бог оказаться во власти такого судьи, для которого не существует иных аргументов, кроме своих. И закон для него не закон”.

    — Куда вы смотрели, когда рекомендовали Базарбекова в Совет по отбору судей? — упрекнул депутат председателя Совета судей Марата Осмонкулова. — Разве вы не знали, сколько на него жалоб? Если все перечислить, полдня на это потратим.

    По удрученному выражению лица Осмонкулова было видно, что знал он все. И о частных определениях Верховного и областного судов, письмах депутатов, прокуроров и граждан с жалобами на действия Базарбекова. Знал о его грубости и некорректности. Однако ничего поделать не мог. По разговорам, этого человека проталкивала в совет одна из правящих партийных фракций. Давление было настолько сильным, что вопрос был решен без мнения Совета судей. Возможно, поэтому Базарбеков столь самоуверен и спокоен.

    Тот же Тербишалиев рассказал еще об одном скандальном факте. Один из членов Совета по отбору судей — журналистка правительственной газеты “Слово Кыргызстана” Ирэна Степкичева — оказалась гражданкой России. Это подтвердило и Посольство РФ в Кыргызстане, куда был сделан запрос.

    Просуммировав все нарушения, с наиболее конструктивными предложениями, а не только с критикой выступили лидеры гражданского общества. Их зачитала Динара Ошурахунова. Правозащитники призвали президента не принимать документы от Совета по отбору судей, дабы не пришлось утверждать сомнительные кандидатуры. Ведь так получилось, что три члена совета, проводившие собеседования, сами претендовали на кресла верховного судьи. И прошли. При таком явном конфликте интересов кто будет уверен, что они выиграли первый этап в честной борьбе? А может, сработала корпоративная солидарность, приятельские отношения, которые сложились во время совместных обедов и чаепитий? Кто не сомневается, пусть кинет камень в автора этих строк.

    Представители НПО попросили Розу Отунбаеву приостановить отбор судей Верховного суда, потому что для страны это важнее, чем выборы президента, подготовка к которым идет более осмысленно, чем скороспелые реформы в судебной системе. Они аргументировали такой шаг необходимостью работы над ошибками, внесением изменений в законодательство и выработкой критериев работы членов Совета по отбору судей.

    Президент, у которой самой накопилось немало вопросов и к совету, и к отобранным претендентам, тем не менее дала понять, что механизм запущен и, хотя первый блин получился комом, остановить процесс уже нельзя. Роза Исаковна пообещала тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию и внимательно рассмотреть каждую кандидатуру из 29. Она не скрывала, что разделяет недовольство и. о. председателя Верховного суда Ферузы Джамашевой по поводу того, что отбор не прошли опытные ее коллеги, зато фортуна улыбнулась районным судьям. Как она выразилась, не имеющим опыта работы в коллегиях.

    Итак, механизм действительно запущен, однако кардинальных реформ ждать не приходится. Первый блин получился не только комом, но и горьким на вкус из-за большого количества нарушений закона. А еще потому, что повара, которым доверили хозяйничать у плиты, оказались сами не во всем чистоплотны.

    Прав сто раз Шамарал Майчиев, который уверен, что обновить, вычистить судейский корпус до конца не удастся. Выбирать все равно придется из тех, кто есть. Однако минимизировать недовольство людей можно. Что делается, если чиновнику не доверяют? Сажают его перед детектором лжи и проверяют, честен или нет. То, что не в силах распознать опытный кадровик, может показать бездушная, но умная машина.

    Почему бы не опробовать полиграф при отборе судей? Пусть кандидаты на мантию сначала докажут аппарату, что никогда не брали взяток и живут на одну зарплату, а шестисотый “мерседес” или “бумер” последней модели им подарили родители-пенсионеры. А уж если пройдут экзамен на детекторе лжи, можно предстать и перед ясными очами членов Совета по отбору судей.

    В конце концов, для чего эту дорогую шпионскую технику приобретали, не для проверки же на коррупционность одних только налоговых инспекторов? По сравнению со служителями Фемиды любой взяточник-фискал — невинное дитя, и вреда от него меньше в десятки раз.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35794/


Распечатать: По судьям плачет... полиграф РаспечататьОставить комментарий: По судьям плачет... полиграф Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: По судьям плачет... полиграф Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007