Распечатать: В нарушение норм действующей Конституции РаспечататьОставить комментарий: В нарушение норм действующей Конституции Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: В нарушение норм действующей Конституции Посмотреть комментарии

19 февраля 2003

"ДЕМОКРАТИЯ"

В нарушение норм действующей Конституции

    Конституционный суд Кыргызской Республики
    Баялинов Абдысапар, г.Бишкек, ул.Тыныстанова, 94, кв.3
    Президенту Кыргызской Республики
    ЦИК Кыргызской Республики

    ХОДАТАЙСТВО
    о заключении Конституционного суда по фактам нарушения пункта 3 статьи 15, пункта 2 статьи 16 действующей Конституции Кыргызской Республики пунктом 22 статьи 16 Закона «О новой редакции Конституции КР», статьи 17 и 23 действующей Конституции КР статьей 23 Закона «О новой редакции Конституции КР», пункта 6 статьи 1 действующей Конституции КР порядком проведения референдума, реализованным ЦИК, и Указом президента КР от 13 января 2003 года, статей 12 и 82 действующей Конституции КР частью 2 пункта 4 статьи 82 Закона «О новой редакции Конституции КР», пункта 1 статьи 7 и подпунктов 4 и 5 пункта 3 статьи 82 действующей Конституции КР пунктом 3 статьи 80 Закона «О новой редакции Конституции КР», статей 64 – 69 и 96 действующей Конституции КР Указом президента КР от 13 января 2003 года

    В Законе Кыргызской Республики “О новой редакции Конституции КР”, внесенном на референдум Указом президента Кыргызской Республики 13 января 2003 года, в ряде статей содержатся нормы, противоречащие основополагающим положениям и статьям действующей Конституции КР.
    Так, в Законе “О новой редакции Конституции КР” в пункте 22 статьи 16, создана новая норма о том, что в Кыргызстане запрещается использование прав и свобод для разжигания социальной ненависти.
    Данная норма противоречит пункту 2 статьи 16 действующей Конституции КР и ущемляет права граждан на свободное выражение и распространение мыслей, мнений, критических взглядов на имеющиеся социальные недостатки в нашем обществе: факты коррупции, произвола, допускаемого чиновниками различных уровней, и т.д. Более того, данная норма установлена вопреки естественной природе человека и общества: существующие факты социальной несправедливости неизбежно влекут за собой отрицательные эмоции и отношения, вплоть до социальной ненависти.
    Норма, содержащаяся в пункте 22 статьи 16 новой редакции, противоречит также смыслу, заложенному в пункте 3 статьи 15 действующей Конституции КР, согласно которой “Все в Кыргызской Республике равны перед законом” : то есть, если кто-либо позволит себе наживаться посредством ущемления законных прав других людей, используя свои социальные возможности, что закономерно повлечет за собой гнев этих людей, то такое выражение их оправданного недовольства, согласно новой норме, изобретенной авторами Закона “О новой редакции Конституции КР”, будет считаться антиконституционным, а казнокрады, коррупционеры, таким образом, получают конституционную защиту своей противоправной деятельности.
    В нарушение статьи 17 действующей Конституции КР (“В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека”) в текст новой редакции Конституции не вошла норма, содержащаяся в статье 23 действующей Конституции КР и предоставляющая гражданам КР право участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения через своих представителей. В новой редакции Конституции гражданам оставлено только право непосредственного участия в обсуждении. Произвольная отмена прав граждан страны в обсуждении и принятии законов и решений через своих представителей является недопустимым антиконституционным действием и требует безотлагательного восстановления нарушенных прав в соответствии со статьей 38 Конституции КР.
    При подготовке Закона “О новой редакции Конституции КР” и решения о проведении референдума гражданские права были нарушены, так как избранные нами депутаты ЖК не участвовали в их обсуждении как представители в органах законодательной власти, а простые граждане были лишены возможности высказать свои мнения по новой редакции Конституции. Но экспертная группа, созданная только для технической доработки проекта Конституции КР, самовольно ввела ряд новых норм и без какого-либо предварительного обсуждения среди депутатов ЖК и населения включила их в проект закона, который был обозначен в Указе президента КР от 13 января 2003 года как Закон “О новой редакции Конституции КР” и вынесен им на референдум.
    Механизм обсуждения законов содержится в разделе 2 действующей Конституции КР (статьи 64 – 68 и 96), но ни в одной из них не сделано никаких исключений для того, чтобы законы не обсуждались в палатах ЖК. Президент КР может собирать различные Конституционные совещания, экспертные группы, направлять для экспертизы в международные организации и т.д. и т.п. Но он не правомочен обойти стадию обсуждения любого закона в ЖК. Президент, согласно действующей Конституции КР, не связан результатом обсуждения, но этот этап прохождения законопроекта установлен как обязательный на конституционном уровне. И, таким образом, внесение проекта Закона “О новой редакции Конституции КР” на референдум в обход депутатов ЖК явилось прямым нарушением Основного закона и требует восстановления нарушенных гражданских прав, предусмотренных статьей 23 действующей Конституции КР.
    Другое нарушение действующей Конституции КР. Согласно пункту 6 статьи 1 действующей Конституции КР “...Выборы являются свободными, проводятся тайным, прямым, равным голосованием”. Данная норма обязывает государственные органы обеспечить надлежащие условия для свободного волеизъявления граждан Кыргызстана. Однако таковым оно может стать, если граждане прежде всего имеют возможность свободно получить необходимый минимум информации по предмету волеизъявления. При проведении референдума граждане страны были лишены такой возможности. Проект закона был опубликован в газете “Слово Кыргызстана” тиражом не более 5 – 10 тысяч экземпляров, а Центризбирком, в нарушение своих прямых обязанностей – обеспечить каждого избирателя проектом Закона “О новой редакции Конституции КР”, не сделал этого. Более того, в опубликованном тексте Закона “О новой редакции Конституции КР” тиражом в 1 миллион содержатся не все изменения действующей Конституции КР, внесенные на референдум. Таким образом, вышеизложенным обстоятельством, имевшим место по всей территории республики, а не только в городе Бишкек, самым грубым образом нарушен пункт 6 статьи 1 действующей Конституции КР, и по этой причине референдум должен быть отменен.
    Следующий факт. Согласно статье 12 действующей Конституции КР “Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике”, что означает не только ее приоритет над законами, любыми нормативными и иными актами, но также и прямое, непосредственное применение ее положений в повседневной жизни. Другими словами, Конституция — не пустая декларация, которая должна приводиться в действие лишь с помощью каких-либо законов и актов, а она сама устанавливает нормы, которыми граждане страны должны прямо, непосредственно руководствоваться и исполнять. Однако в части 2 пункта 4 статьи 82 новой редакции Конституции учреждена норма, которая полностью противоречит указанной выше статье действующей Конституции КР. Новой редакцией устанавливается, что “сроки и порядок отмены судебных актов и решения вопросов, связанных с отменой, осуществляются в соответствии с законом, принимаемым ЖК КР по каждому случаю признания закона или иного акта неконституционным”.
    Во-первых, следует отметить труднопостижимый смысл, заложенный в данной норме, предполагающий многозначные толкования; во-вторых, если все же попытаться в ней разобраться, то можно выделить следующие “инновации” : а) данная норма наделяет ЖК несвойственными для него судебными функциями по отмене судебных актов; б) ЖК должен принимать отдельный закон по каждому случаю признания закона или иного акта неконституционным, тем самым создается явный противовес требованию Конституции о том, что она имеет прямое действие и обязанностью всех госорганов является незамедлительное восстановление нарушенного положения (статья 38 действующей Конституции КР). Согласно Конституции КР, процесс принятия законов имеет определенный механизм, стадии прохождения, которые никогда не бывают быстрыми, а незаконно осужденные будут томиться, ожидая, когда же соизволит ЖК отменить судебный акт, приняв для этого специальный закон; в) в данной норме отсутствует ясность, будет ли такой закон отменять конкретные судебные акты или все без исключения, принятые на основе антиконституционных законов.
    Кроме этого, рассматриваемая норма, содержащаяся в части 2 пункта 4 статьи 82 Закона “О новой редакции Конституции КР”, создана в нарушение пункта 1 статьи 7 действующей Конституции КР о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и на ЖК, которая является законодательной властью, возлагаются также полномочия судебной власти. По своему же содержанию она является логически абсурдной и юридически безграмотной.
    В связи с этим должна быть восстановлена прежняя редакция статьи 82 Конституции в полном ее объеме, так как сокращение ее в одной части и неуместное расширение в другой является антиконституционным действием.
    Антиконституционной также является норма о том, что “никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному уголовному делу” (пункт 3 статьи 80 новой редакции Конституции), так как она вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 7 действующей Конституции КР, где устанавливается принцип ответственности всех государственных органов перед народом. А деятельность судьи всегда конкретна, осуществляется только в рамках конкретного уголовного дела, за которое он несет ответственность, что и предполагает отчетность. Кроме того, данная норма противоречит подпунктам 4 и 5 пункта 3 статьи 82 действующей Конституции КР, где определены полномочия Конституционного суда КР, предусматривающие дачу им заключения на привлечение судей к уголовной ответственности, а также на отрешение от должности судей Верховного суда КР. Следовательно, если будет рассматриваться вина судей по конкретным уголовным делам, то они обязаны давать отчет Конституционному суду, но судьи-правонарушители могут отказаться от этого, сославшись на новую Конституцию КР, которая наделяет их таким правом. Исходя из этого, данное противоречие в новой редакции Конституции должно быть устранено Конституционным судом КР путем вынесения соответствующего заключения согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 82 Конституции КР.
    На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 6 пункта 3 статьи 82 действующей Конституции КР, пунктами 1, 2 и 6 статьи 13 Закона “О Конституционном суде КР”, пунктом 8 статьи 14 Закона “О конституционном судопроизводстве КР”,
    П Р О Ш У П Р И З Н А Т Ь
    :1) слова, содержащиеся в пункте 22 статьи 16 новой редакции Конституции о том, что в Кыргызской Республике запрещается использование прав и свобод для разжигания “социальной ненависти”, противоречащими пункту 3 статьи 15, пункту 2 статьи 16 действующей Конституции КР;
    2) нарушением статьи 17 действующей Конституции КР факт отмены Законом “О новой редакции Конституции КР” нормы, содержащейся в статье 23 действующей Конституции КР о том, что граждане КР участвуют в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения через своих представителей;
    3) нарушением пункта 6 статьи 1 действующей Конституции КР реализованный порядок проведения референдума 2 февраля 2003 года, которое выразилось: со стороны Центральной избирательной комиссии КР — в ненадлежащих условиях для проведения свободного волеизъявления избирателей, со стороны президента КР — объявлении проведения референдума в очень сжатые сроки, недостаточные для ознакомления и изучения Закона “О новой редакции Конституции КР”;
    4) противоречащими статьям 12 и 82 действующей Конституции КР часть 2 пункта 4 статьи 82 новой ее редакции, а также норму о том, что Конституционный суд КР не вправе отменять судебные акты в случае установления их неконституционности, а именно: слова “за исключением судебных актов”;
    5) нарушающим статьи 64 – 69 и 96 действующей Конституции КР Указ президента КР от 13 января 2003 года;
    6) противоречащим пункту 1 статьи 7, подпунктам 4 и 5 пункта 3 статьи 82 действующей Конституции КР пункт 3 статьи 80 Закона “О новой редакции Конституции КР”;
    7) восстановить в прежней редакции статьи 23 и 82 действующей Конституции КР.
    Член политсовета партии
    «Ар-Намыс»
    А.БАЯЛИНОВ.
    17 февраля 2003 года.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/3509/


Распечатать: В нарушение норм действующей Конституции РаспечататьОставить комментарий: В нарушение норм действующей Конституции Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: В нарушение норм действующей Конституции Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007