Распечатать: Не в курсе РаспечататьОставить комментарий: Не в курсе Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не в курсе Посмотреть комментарии

15 апреля 2011

ПОЛИТИКА

Не в курсе

    Двадцать лет население Кыргызстана с надеждой слушает бесконечные обещания многочисленных членов так называемой политэлиты о светлом, сытом и перспективном будущем. При этом все больше нищает, становится менее образованным и более криминализированным. И нет в государстве ни одной отрасли, которую можно было бы назвать успешной или хотя бы отчасти благополучной. В чем причина столь странного несоответствия перспектив и реалий?

    Болото политики

    Похоже, термин "политика" в Кыргызстане каждый толкует по-своему. Одни считают ее сетью интриг, необходимых для достижения власти. Другие мнят, будто сие означает вседозволенность и безнаказанность, и ведут себя соответственно. Третьи из удобных чиновничьих кресел заявляют, что политика - дело грязное, делая при этом все, чтобы устранить конкурентов на пути к Олимпу. Четвертые и вовсе считают, что термин означает лишь путь "наверх", к "кормушке", и все здесь зависит лишь от напористости и удачи. Каждый госмуж трактует понятие в зависимости от величины ума и объема самолюбия. Забывая, что в первую очередь синонимы этого слова - "ответственность", "забота" и "труд".

    В классическом понимании "политика" есть искусство управления государством, сообществом, межгосударственными отношениями. То есть для овладения этим искусством совсем не нужны такие качества, как жадность, изворотливость, беспринципность, умение предать и подставить соратника или урвать, где только возможно. Скорее истинному политику необходимы качества прямо противоположные. Но главное, чтобы их венчал гибкий интеллект с задатками хорошего руководителя. Для такого человека новомодная профессия "политик", в гильдию коих ныне лезут все, кому не лень, должна быть тяжким бременем, а не удовольствием и привилегией.

    Вот одна из причин, почему Кыргызстан, имея все возможности стать богатой страной, имеет более 50 процентов нищего населения и находится на грани дефолта. У руля находятся люди, не способные разработать план развития государства в целом и отдельной отрасли в частности. Год прошел со времени переворота, когда члены ВП клятвенно обещали поднять государство с колен, но пока им удалось лишь поставить его на четвереньки.

    Бизнесмены, привыкшие распоряжаться структурами от мелких предприятий до целых корпораций, утверждают: существенных различий в обращении с управляемыми объектами нет. Будь то кафе, завод-гигант или целая страна - подходы к развитию одинаковы. А стратегии поднятия отрасли или всей страны, по сути, являются бизнес-планом. Там обязаны быть прописаны цели на ближайшую и среднесрочную перспективу с пошаговым объяснением мер, которые обеспечат продвижение вперед. И так в сельском хозяйстве, промышленности, науке, горнодобывающем секторе, финансах, торговле, международных отношениях - во всех сферах жизни страны.

    Что мы имели на момент выборов? Каждая из неполных трех десятков партий представила некую предвыборную программу, которую обязалась выполнить после прихода к власти. Но документы эти имели чисто декларативный характер, то есть состояли лишь из обещаний: поднять заводы, реанимировать экономику, снизить цены на продукты и энергоносители и так далее. Никто так и не объяснил, откуда взять деньги на грандиозные прожекты и, главное, какими методами их можно претворить в жизнь. В итоге страна сейчас живет без перспектив вообще - не ясно, куда мы движемся, к чему стремимся в ближайшую пятилетку и что вообще с нами будет завтра.

    Хотели парламентаризм, получите пофигизм

    Многие эксперты накануне референдума лета прошлого года, когда народу якобы дали выбрать будущую систему правления в государстве, выражали сомнения, что партийная система в КР возможна. В классическом понимании она означает борьбу партий за голоса электората посредством взывания к здравому смыслу, то есть войну партпрограмм. К примеру, десяток политорганизаций представляют свое видение будущего страны и меры, которые они намерены предпринять, чтобы поднять ее на новый уровень. Электорат же, рассмотрев все эти документы, должен выбрать самые осмысленные и перспективные, отдав голоса за их составителей. Партии же обязуются выполнить все, что обещали, иначе их ждет фиаско на следующих выборах.

    Что мы получили в Кыргызстане? Многие ли граждане прочитали все 29 программ конкурентов на парламентские места? А кто дал себе труд проанализировать их на предмет дееспособности и выполнимости, вычленил самую оптимальную? Голосовали не за политдвижения, а за отдельных харизматических лидеров, их возглавляющих. Примешались сюда клановые, родоплеменные и дружеские мотивы отдать голос. Немалую роль сыграл и банальный подкуп избирателей. В итоге мы набили парламент малограмотными в госуправлении людьми, не видящими будущего для страны. И не ответственными за собственное безделие. Впрочем, не в первый раз.

    К примеру, Феликс Кулов позиционировал свою политорганизацию как структуру, гарантирующую гражданам защиту от беззакония. О нынешнем соблюдении прав человека и защите добропорядочного гражданина от криминала каждый из нас может судить по реалиям. Что действенного сделал "Ар-Намыс", чтобы обеспечить "железный щит закона" после занятия парламентских кресел? С октября была зафиксирована серия терактов, милицейские сводки пестрят тягчайшими преступлениями, а сами силовики заявляют о масштабном разгуле криминала. "Защитнички" же законопроектов по усилению мер безопасности граждан и обузданию преступности предлагать не торопятся. Равно как и реформировать всю правоохранительную систему, чего не один год уже требуют энпэошники.

    Впрочем, Кулов все же сделал сенсационное заявление, пообещав опубликовать масштабные коррупционные схемы в стране. И даже выдал на этот счет пару пресс-конференций. Вот только бесстрашный и правдолюбивый чекист, коим он себя позиционирует, побоялся обнародовать имена причастных к воровству и призвать их к ответу. Хотя нынешний сан и гарантирует ему неприкосновенность, дает массу полномочий. Так что разоблачения обернулись пшиком - никто и пальцем не пошевелил, чтобы прикрыть хоть одну из коррупционных схем.

    Не более деятельным оказался коллега Кулова по парламентской оппозиции Омурбек Текебаев. На поверку оказалось, что, кроме конституций, он с соратниками написать ничего не способен. Мало того что на сайте его "Ата Мекена" неделю позорно провисела программа, скопированная у одной из украинских партий, так еще и грамотных предложений по развитию государства от него никто не слышал. Тогда как сам Текебаев перед выборами неоднократно говорил: он с партийцами и молодежным крылом нарабатывает массу позитивных предложений, которые в корне изменят жизнь кыргызстанцев. Воз и ныне там.

    Общественность, глядя на грызню пяти партий-победителей за места в парламентском большинстве, возлагала большие надежды на создание коалиции. Дескать, единомышленники объединятся и предложат свое видение будущего государства, наметят самые перспективные отрасли, назначат свое правительство и станут его шпынять за отставание от графиков подъема всех сфер жизни страны. Более того, и после создания союза-тройки "Ата-Журт" - "Республика" - СДПК многие верили: депутаты работают в данном направлении. Но когда замаячила угроза развала коалиции, один из них обмолвился: лидеры после подписания договора о совместной деятельности... на рабочих совещаниях даже не встречались.

    То есть и от этих трех партий ждать бизнес-плана по подъему страны из глубочайшего кризиса не приходится. Напомним, со дня выборов прошло уже полгода. Если ни одного документа, направленного на вытаскивание экономики и соцсектора из болота, мы до сего времени так и не увидели, надежд на его изобретение можно уже не питать. Ведь по сей день не знаем, к чему стремится государство и каждое из его министерств-ведомств. А если нет четко поставленных задач и планов их достижения, о каком прогрессе может идти речь?

    Семь бед -

    один ответ

    Те же бизнесмены не раз предлагали помочь чиновникам страны с бизнес-планом, причем при всех трех властях. Они привыкли управлять структурами, мыслить экономическими категориями и планировать на годы вперед с учетом рисков. Которые, кстати, тоже нужно уметь предугадывать. По крайней мере коммерсанты со стажем знают слабые стороны экономики страны и готовы помочь их усилить. Но вот незадача - "белые воротнички" уже 20 лет сопротивляются предлагаемой помощи. И вместо оптимизации дублируют структуры, вместо сокращения расходов  увеличивают их, не убирают препоны, а создают все новые.

    О чем это говорит? Мало того что руководство страны (уже далеко не первое) не умеет управлять, оно и не хочет этого делать. Более того, уже много лет отвергаются рекомендации многочисленных международных организаций, которые предлагают пути оптимизации госуправления, пополнения бюджета и поднятия уровня жизни граждан. Вот только зарубежные компетентные программы отправляются в утиль, а заменить их идеями отечественных умов не представляется возможным. Ибо их обладатели не горят желанием создать концепцию поднятия жизни государства хотя бы на небольшой качественный уровень в краткосрочной перспективе. Что говорить о планировании на десятилетия вперед, принятом в большинстве успешных стран мира...

    Тогда как составлять стратегии развития государства нужно было еще вчера. И если этого не делать сейчас, последствия могут быть самыми катастрофическими. Многочисленные исследователи, в том числе и зарубежные, постоянно твердят каждому новому правительству: причиной социальной нестабильности страны являются экономические проблемы. Если перевести это на язык простого люда - накормите и обеспечьте работой граждан, и они успокоятся. Два режима слетели с трона именно потому, что не прислушались к этой простой истине.

    Не желает ее понять, похоже, и нынешняя политэлита. Несмотря на то, что каждый раз возвращаться к "кормушке" ей становится все сложнее - доверие народа к экс-министрам и госслужащим, умеющим приспособиться к любому "хану", падает с катастрофической скоростью. Разве хочется нынешним "рулевым" оказаться в роли беглецов, как их предшественники? Или побывать в шкуре Молдомусы Конгантиева, попавшего в руки разгневанной толпы? Вряд ли. Им милее как можно дольше пробыть "наверху" - пользоваться властью, богатством, привилегиями и уважением. Любой ценой. Но при этом - обязательно! - ничего не делать.

    Как показывает история, подобное возможно редко. Удержаться нынешняя "элита" может лишь одним способом: дать населению уже не надежду на позитивные перемены, а эти самые перемены в реальности. При этом нужны грамотные экономисты, финансисты, стратеги и реформаторы, коими наша власть сегодня не изобилует. В этом случае можно привлечь к работе истинных специалистов, готовых дать полезный совет или составить пресловутый бизнес-план. Увы, и таких попыток мы не видим.

    Что будет, если чиновники не одумаются и не примутся наконец за поднятие экономики в целом и всех ее составляющих в частности? Уже неоднократно Кыргызстану предрекали дефолт - финансовый крах. Нонсенс - допустить, чтобы государство с огромным потенциалом так и не смогло прокормить само себя, вечно жило в долг. Рано или поздно по всем обязательствам предстоит ответить. И если уже сегодня мы ощущаем, несмотря на уверения политиков в радужных перспективах, огромный дефицит бюджета, можно не сомневаться: экономического благополучия республике не видать.

    Продолжится и гражданское противостояние во всех сферах: так надоевшие за много лет митинги и пикеты невозможны лишь в государстве, где все довольны. А это утопия - отдельные личности или группы всегда будут чувствовать себя ущемленными. Но если акции протеста перерастут в голодные бунты, которые, по мнению некоторых заграничных аналитиков, уже не за горами, Кыргызстану как суверенному государству придет конец.

    Впрочем, и эти безрадостные перспективы чиновники почему-то не просчитывают. И не спешат ими делиться с народом. Они решили, что, приняв со скрипом и опозданием годовой бюджет, можно расслабиться, побить друг другу физиономии и вновь заняться "политикой", какой они ее себе представляют. То есть в преддверии президентских выборов слить как можно больше компромата, облить грязью конкурентов и урвать кусочек сверх трудовых доходов. А там, в предвыборной гонке, вновь польются рекой посулы. Глядишь, народ обещанного еще три года подождет. То есть занятие стратегиями, концепциями и развитием можно вновь отложить. На неопределенный срок.

    Анекдот в тему

    - Если допустить свободные выборы, к власти могут прийти воры и негодяи!

    - А если не допустить, они у власти так и останутся!

    Андрей ОРЕШКИН.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34948/


Распечатать: Не в курсе РаспечататьОставить комментарий: Не в курсе Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не в курсе Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007