Распечатать: Выборы эпохи перемен РаспечататьОставить комментарий: Выборы эпохи перемен Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Выборы эпохи перемен Посмотреть комментарии

17 сентября 2010

ПОЛИТИКА

Выборы эпохи перемен

Кыргызстан вступает в решающую фазу парламентского выборного марафона. Участники, пробившиеся к последней стадии борьбы, а это более двух десятков политических партий, начинают открытую борьбу за места в Жогорку Кенеше.

    Если в советские времена нам предлагали по преимуществу выбирать лучшего из одного, выборы проводились, по сути, без выбора, то сегодня мы впали в другую крайность: "ярмарка женихов и невест" столь велика и богата, что очень легко ошибиться в определении достойных. Шутка ли, в партийных списках тысячи имен и фамилий, из которых подавляющая масса совершенно не знакома электорату и абсолютно ничего не говорит ему.

    В ряде политических объединений, как, скажем, "Ата Журт", "Единый Кыргызстан", "Содружество", "Ата Мекен", СДПК, широкой общественности известны 10-15 фигурантов партийных списков. В других, как "Союз. Свобода. Справедливость. Родина", "Акыйкат", "Айкол эл", "Эгемек Кыргызстан", на слуху лишь имя лидера и от силы еще одного-двух партийцев. В третьих, как партия народного самоуправления "Ак Санат", "Замандаш", "Каганат", и сами лидеры, и члены партий - сплошь "темные лошадки".

    Впрочем, может ли быть иначе, если, к примеру, в списках либерально-прогрессивной партии значатся 65 временно не работающих или безработных кандидатов, "Эгемек Кыргызстан" - 69, а в Партии застройщиков Кыргызстана - вообще 86 безработных.

    Поневоле возникает вопрос, могут ли избиратели доверять таким партиям судьбу страны, если подавляющее большинство наиболее активных членов не в состоянии устроить собственную судьбу.

    Некоторые партии впадают в другую крайность. Например, в списках Партии зеленых числятся по десятку региональных координаторов или организаторов из Кыргызской ассоциации жилищно-строительных организаций, жилищно-строительного кооператива "Алптоо" или же вообще непонятного ОО ЖС АПЛ АЯР "Ала-Тоо".

    А в списках Партии экономического возрождения Кыргызстана, возглавляемой известным предпринимателем Валерием Хоном, едва ли не 75 процентов мест отдано представителям созданного им ОсОО "ВОССТ". Доверим ли восстовцам заполнить парламент республики?

    Кто с кем

    С одной стороны, в каждой партии - участнице выборов на разных флангах блока кандидатов настолько разные и несопоставимые фигуры, что поневоле сомневаешься, смогут ли они сохранить сплоченность и согласие в случае их победы. А с другой, мне совершенно непонятно, по какому принципу формировались команды.

    К примеру, Мирослав Ниязов ни разу не был замечен в приверженности национализму, тогда как его союзник по партии Адахан Мадумаров имел неосторожность публично во всеуслышание провозгласить лозунг, суть которого коротко можно выразить: "Кыргызстан - для кыргызов", чем вызвал возмущение широкой общественности. И как бы потом ни оправдывался политик, как ни объяснял, что он за интернациональное содружество, вряд ли это поможет ему вернуть былую предрасположенность определенной части граждан. Совершенно очевидно, что для него сначала титульная нация, а потом уже все остальные. При этом все остальные только в том виде, при котором преобладают интересы коренного населения.

    Боюсь, возникнет реальная угроза того, что права и интересы представителей титульной нации будут превалировать над правами и интересами просто человека. Как показывает мировая практика, в подобных случаях в проигрыше оказываются все. Проигрывают и коренные жители, и представители национальных меньшинств, поскольку о межнациональном согласии, взаимном доверии, взаимопомощи в таком сообществе не приходится даже мечтать.

    Голосуй

    не голосуй

    За 19 лет независимости многие кыргызстанцы потеряли интерес к выборам, этому наиболее демократичному в цивилизованном мире механизму формирования власти.

    Потому что и последние выборы Жогорку Кенеша при президенте Аскаре Акаеве, и первые выборы парламента при Курманбеке Бакиеве прошли с вопиющими нарушениями норм и правил.

    За годы суверенитета у кыргызстанцев сложилось стойкое убеждение: голосуй не голосуй, все равно в результате получится то, что требуется правящей верхушке.

    Не прибавляет интереса к выборам и то, что за годы независимости страна мало продвинулась в борьбе с бедностью и безработицей, в преодолении коррупции и преступности, в решении экономических и социальных проблем. Главная же беда - власть не сумела обеспечить мирный ход демократических преобразований на всей территории республики.

    Казалось бы, сегодня у избирателей Кыргызстана наконец-то появилась реальная возможность проявить свое подлинное волеизъявление. Но вот на недавней встрече с лидерами партий - участниц предвыборной гонки президент Роза Отунбаева с тревогой говорила, что представители некоторых партий уже прибегают к недозволенным приемам ведения предвыборной борьбы, угрожают в случае неблагоприятного для них исхода голосования дестабилизировать обстановку в стране. Президент не исключила даже вероятность введения в стране чрезвычайного положения и отказа от проведения выборов.

    Думаю, здесь более жесткую и принципиальную позицию должен занять Центризбирком. Тем более что в Кодексе о выборах предусмотрены меры пресечения проявлений политического экстремизма и попыток разжигания конфронтации со стороны кандидатов на места в парламенте.

    Кстати, и избирателям важно знать тех, кто готов пойти на крайние меры ради достижения своих целей. Знать, чтобы не ошибиться в выборе.

    Не секрет, что все политические партии и их лидеры, если они всерьез намерены добиться чего-то реального в ходе парламентских выборов, ставят во главу угла своих программ приоритетные задачи, стоящие перед страной и обществом. Так что практически у большинства претендентов на депутатские мандаты предвыборные программы если и расходятся в чем-то, то главным образом в частностях. К сожалению, лишь по истечении определенного периода пребывания победителей у власти начинает проявляться их подлинный характер и становится возможным распознать, действительно ли в законодательную и исполнительную власть пришли демократы по убеждению, или же они только прикидывались таковыми, являясь на деле ревностными приверженцами семейно-клановой диктатуры.

    К сожалению, как показывает практика, редко кто из рвущихся в Жогорку Кенеш в полной мере осознает: мало стать обладателем красных корочек парламентария - этакого символа власти. Надо еще суметь эту власть укрепить компетентными и работающими законодательными актами.

    О пользе политической борьбы

    Мировой опыт показывает, что политическая борьба несет позитивный заряд. В ее ходе на авансцену выходят новые общественные фигуры, рождаются новые идеи, создаются новые программы, воплощение которых требует солидаризации общества, сложения разнополюсных сил.

    Наверное, было бы наивно и самонадеянно утверждать, что все эти положительные факторы в полной мере свойственны политической борьбе в Кыргызстане. Однако едва ли будет справедливо и полностью отрицать их.

    И все же при неоправданно большом количестве партий и общественных объединений не было и нет в стране политической силы, которая бы взяла на себя смелость заявить, что считает своей миссией донести до сознания кыргызстанцев иерархию жизненных ценностей, вселить в людей веру, пробудить в них утраченную радость жизни. Нет силы, которая бы со всей ответственностью заявила, что готова в тесном сотрудничестве со структурами исполнительной власти в центре и в регионах работать ради улучшения качества жизни населения.

    На мой взгляд, главная на современном этапе задача политических сил, претендующих на лидерство и верховную власть, - пробудить в людях веру в торжество справедливости, торжество жизни, вселить не иллюзорную, а реальную надежду на лучшее. И не в отдаленном, а в обозримом будущем. Но для этого таким силам необходимо самим быть нравственным эталоном.

    Понимаю, задачи почти утопические. Но без этого незачем рваться во власть. Ведь именно моральная нечистоплотность лиц, находившихся все годы независимости Кыргызстана на самой вершине пирамиды власти, стала первопричиной того бедственного положения, в котором республика и ее граждане находятся сегодня.

    Как первый, так и второй президенты вынуждены были спешно бежать, оставив после себя бедную, разграбленную, раздираемую противоречиями, задавленную непосильным долговым бременем страну. Бежали, провожаемые проклятиями тех, чьи дети, отцы, мужья, братья пали от рук нукеров прогнивших режимов.

    А потому, опуская 10 октября бюллетени в избирательные урны, мы должны помнить и об этом.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/33393/


Распечатать: Выборы эпохи перемен РаспечататьОставить комментарий: Выборы эпохи перемен Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Выборы эпохи перемен Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007