Распечатать: Умные вещи РаспечататьОставить комментарий: Умные вещи Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Умные вещи Посмотреть комментарии

6 мая 2010

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Умные вещи

Однажды кто-то из будущих великих физиков устраивался на работу в лабораторию Эйнштейна и почти на каждый второй вопрос потенциального руководителя отвечал: не знаю, но знаю, где посмотреть. Самое удивительное, что на работу был принят именно этот молодой человек, несмотря на то, что по эрудированности он заметно уступал другим претендентам.

    В современном мире, когда 50 процентов информации устаревает в течение 5 лет, знание "где посмотреть" становится ключевым. При этом глобальным источником информации является Интернет. Вот почему мировые стандарты образования обязательно ориентированы на обучение технологии работы в Сети, а также приемам работы с информацией, там представленной.

    В этом смысле наши школьники заметно уступают своим зарубежным сверстникам. Компьютер для них всего лишь синоним слова "игра". Однако и в наши школы постепенно приходят новые технологии. Конечно, есть они далеко не везде, но все же образовательный процесс потихоньку движется к прогрессу.

    - Первыми в школу пришли мультимедийные проекторы, которые позволяют демонстрировать различные материалы на экранах больших размеров. Вслед за ними в некоторых столичных школах появились интерактивные доски. Перед началом работы интерактивная доска подключается к компьютеру. Чтобы управлять компьютером, достаточно только коснуться экрана. Используя доску, можно открывать файлы, работать с Интернетом, писать поверх любых приложений, веб-сайтов и видеоизображений с помощью специальных маркеров. Окончив работу, можно сохранить все записи, - рассказывает учитель английского языка Тамара Нам. - Первоначально я не очень активно использовала умную доску на своих уроках. Но постепенно втянулась. Интерактивная доска и от педагогов требует активности.

    Пока наши учителя осваивают это новшество, в элитных российских детских садах уже появились интерактивные парты - яркие пластиковые столы со встроенным персональным компьютером и 19-дюймовым экраном с высоким разрешением. Наиболее важной частью комплекта является русифицированное обучающее программное обеспечение, с помощью которого дети в сопровождении сказочных персонажей попадают в так называемые научные домики, которые направлены на формирование у детей определенных навыков.

    Все активнее разворачивается в Кыргызстане программа "Компьютеризация школ". В прошлом году была даже утверждена программа "Электронная школа". Ее главной задачей объявлено: не просто установить в школах оборудование и программное обеспечение, но сделать естественным при обучении использование компьютера как средства коммуникации и получения информации, а также как помощника в индивидуальном тренинге для детей.

    А недавно в наших школах появились электронные дневники. С помощью СМС-сообщений администрация оперативно, а главное - регулярно сообщала об успеваемости детей, предстоящих школьных мероприятиях, пропусках занятий и тому подобном.

    Однако компьютер, на который педагоги так надеялись, отнюдь не всегда справляется с возложенными на него задачами. Результаты самого крупного исследования, проведенного техасским Центром по вопросам образования, показали, что нет разницы между уровнем успеваемости в школах, где с 2004 года учатся с лэптопами, и в школах, где учатся без них. Этот вывод подтверждают многие учителя-практики. В последнее время среди преподавателей школ стали слышны жалобы на то, что портативный компьютер не помогает, а мешает процессу обучения. Им пользуются, чтобы передавать друг другу ответы на экзаменах, загружать порнографические материалы из Интернета, проникать на местные бизнес-сайты.

    СМС-дневники тоже не оправдали всех ожиданий просто потому, что учителя не успевают вовремя заполнять традиционный классный журнал, откуда операторы и берут информацию. Тем не менее каждый понимает, что без современных технологий не обойтись.

    - Более того, только новые технологии могут усовершенствовать и развить среднее и высшее образование во всех образовательных учреждениях Кыргызской Республики, - считает кандидат экономических наук Ринат Камиев. - Суть заключается в том, чтобы отчеты об успеваемости каждого ученика или студента находились в специально созданной электронной базе данных. Для этого в образовательных учреждениях на каждого ученика будет создана своя база данных, которую будут вести технологи от Министерства образования. То есть все данные, оценки, посещаемость, замечания будут вноситься подконтрольным сотрудником. Это даст возможность постоянно и объективно оценивать учебный процесс и учебное заведение.

    Педсовет

    Илья Касиевский, педагог

    - Компьютеризация учебного процесса неизбежно влечет за собой необходимость решения целого комплекса сопутствующих задач - от бесперебойного обеспечения школ электроэнергией до установки в каждом учебном заведении систем контроля, обеспечивающих целевое использование учащимися ресурсов глобальной сети.

    С другой стороны, информационные технологии - это всего лишь инструмент. Хорошо или плохо он будет работать, по-прежнему зависит от учителя. Приведу пример. Есть такой проект "Сетевая наука". Школьники всего мира собирают научную информацию. Например, одним из заданий было замерять количество осадков, другим - определять кислотность воды в местном водоеме. Эту информацию они сгружали в Интернет. Накопилась большая база данных. Тут обнаружилось несколько проблем в использовании этих фактов. В одних школах ученики не умели соотносить местную информацию с общенациональной, в других не знали, как эти данные анализировать. Но в тех школах, где учителя научили ребят, как извлекать и анализировать информацию, как пользоваться научной терминологией и инструментами Интернета, все получили пользу от участия в проектах. Отсюда вывод: там, где учителя сыграли роль наставников, обучивших школьников искусству научного эксперимента, компьютерная технология укрепила и углубила школьные знания.

    Особое мнение

    Дон Тепскотт, британская газета The Times

    "Существование Google, Википедии и онлайн-библиотек означает, что в школах не должно быть места таким старым методам, как зубрежка. Заучивать факты и цифры - пустая трата времени для школьников, поскольку вся эта информация уже на расстоянии одного клика мышью от них. Правильнее было бы учить детей мыслить творчески. Так, чтобы они могли интерпретировать и применять знание, доступное в Интернете".

    В1998 году в своей книге Growing Up Digital Тепскотт ввел в обиход понятие "поколение Сети". Согласно приведенному в его последней книге исследованию, за последние десятилетия в британской школе очевидна тенденция на все более глубокую персонализацию процесса обучения. По мнению исследователя, молодое поколение в принципе мыслит иначе, чем поколение их родителей. На его взгляд, способность детей писать СМС-сообщения, одновременно путешествуя по Итернету и слушая MP3-плеер, поможет им развить навыки критического мышления. Однако по мнению британского министерства образования, знание и понимание лишь ключевых исторических фактов недостаточны для "формирования широкой картины и концептуального понимания".

    На свой аршин

    Лэптопами в школах США начали пользоваться в 1995 году. С тех пор число школ, где используют компьютеры, увеличивалось. Сначала их дороговизна была серьезным препятствием к более широкому применению. В 1990-х они стоили несколько тысяч долларов. Сегодня можно приобрести лэптоп за 300-500 долларов. Их стоимость будет со временем уменьшаться. В 2009 году 36% американских школ были обеспечены индивидуальными компьютерными программами. К 2011 году 50 % школ США перейдут на лэптопы или какие-то другие портативные компьютерные приспособления для обучения.

    В марте этого года в Великобритании, в графстве Сомерсет, средняя школа раздала каждому ученику личный портативный компьютер, который они могут использовать как в школе, так и дома. Каждый компьютер стоит 400 фунтов стерлингов, но школа предоставляет их ученикам за 2 фунта в неделю. Родители, которые не смогут платить эту сумму, получат финансовую поддержку.

    По данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, число пользователей Рунета составляет около 50 миллионов, а самыми активными из них являются учащиеся.

    По адресу

    На сайте http://schoolcollection.edu.ru находится единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Это крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов.

    В коллекции используется единая система описаний, предназначенная для организации поиска, выбора и получения информации о свойствах каждого цифрового образовательного ресурса, его назначении, форме и форматах представления, видах использования. В разделе "Тематические коллекции" представлены звукозаписи произведений русской и зарубежной классической музыки, видеоопыты по неорганической и органической химии, материалы по математике (коллекции задач, видеозаписи лекций, электронные конспекты уроков, анимационные дидактические материалы и многое другое). Раздел "Электронные издания" содержит электронные учебники и учебные пособия, изданные на CD/DVD для среднего общего и начального профессионального образования, энциклопедию "Кругосвет" (около 9 тысяч статей по 13 предметам школьной программы), а также выборочные материалы из электронных архивов научно-популярных журналов "Наука и жизнь", "Химия и жизнь", "Квант".

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/32085/


Распечатать: Умные вещи РаспечататьОставить комментарий: Умные вещи Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Умные вещи Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007