Распечатать: “Зависший” ребенок РаспечататьОставить комментарий: “Зависший” ребенок Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: “Зависший” ребенок Посмотреть комментарии

15 января 2010

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

“Зависший” ребенок

Весь мир облетела информация об ужасном случае, когда в Америке мальчик убил сестричку, не сомневаясь, что у нее, как у компьютерного персонажа, есть вторая жизнь. Страху добавляют и выступления в печати.

Компьютер, читаем мы, создает вредоносное электромагнитное поле, которое провоцирует злокачественные опухоли, портит зрение, вызывает зависимость и зомбирует. Можно прочитать, что "дети, которые проводят много времени за компьютером, чаще страдают аутизмом". И рука сама тянется, чтобы выкинуть эту ужасную штуку. Правда, одновременно можно узнать, что "компьютер открывает детям новые возможности, которых просто не было в традиционном образовании" и что "в современном мире компьютер становится основным средством получения информации и общения". Так запрещать ребенку сидеть за компьютером или, наоборот, поощрять это увлечение?

    - Главное, не впадать в крайности, - считает детский психолог Анна Проненко. - Специалист по детским игровым программам Ральф Остерхаут воскликнул однажды: "Как может человек, который в детстве играл исключительно деревянными кубиками, изобрести лекарство от СПИДа? У современных пилотов, выросших на компьютерных играх и прошедших подготовку на имитаторах, скорость реакции значительно выше, чем у летчиков предыдущих поколений". Однако нужно помнить, что всему свое время. Не спешите радоваться, что "ребенку всего-то полтора года, а он уже за компьютером". По-хорошему, лет до трех ребенку там делать нечего. Пусть сначала освоится в реальном мире. А уже потом под присмотром взрослых можно ввести его и в мир виртуальный. И здесь важно не забывать, что компьютер - не нянька и не способ нейтрализовать ребенка, пока мама и папа заняты делом.

    Однако родители, педагоги, врачи бьют тревогу, утверждая, что все больше детей впадают в компьютерную зависимость, похожую на наркотическую. В гейм-клубах мальчишки 12-14 лет проводят несколько часов подряд, сражаясь в сетевых играх вроде Counter Strike, Lineage или Half Life. Стрелялки, рубилки, ходилки заменили многим детям традиционный футбол, догонялки или прятки. Многие дети даже не знают, что такое "Казаки-разбойники", а выбивалы считают компьютерной игрой на выживаемость. В мире формируется особая субкультура геймеров. У них своя шкала ценностей, свои представления о крутизне. Известны даже виртуальные скандалы и преступления - кто-то у кого-то украл одеяло славы или меч силы. Эти атрибуты можно завоевывать годами, набирая очки в игре, а можно купить или украсть.

    - Быстрее всего компьютер засасывает детей, которые остро ощущают незащищенность, неуспешность в реальной жизни и страдают от этого, - продолжает Анна Проненко. - Самые большие шансы попасть в зависимость от компьютера у недолюбленного, игнорируемого ребенка, которому взрослые не уделяют внимания. Если он предпочитает компьютер реальности - это явный признак того, что в его жизни что-то не так. Помните, как говорила крыса Чучундра из сказки "Рики-Тики-Тави" Киплинга: "Если родители правильно воспитывают своих детей, дети не тонут в лужах". Зависимость от компьютера всегда означает, что у ребенка проблемы с целями, силой воли, самоидентификацией, общением. Человек уединяется с компьютером или виртуальными друзьями, когда у него нет нормальных друзей и других занятий. Компьютер не создает проблемы, он лишь выявляет уже существующие. Сначала родители сами поощряют компьютерные увлечения ребенка, полагая, что это лучше, "чем шляться по подворотням", а потом удивляются, что его больше ничто не волнует.

    Так что же нужно делать, чтобы ребенок не отстал от жизни, но и не стал заядлым геймером? Во-первых, ограничивать время пребывания за компьютером. Существует специальная формула для расчета: возраст ребенка умножается на четыре. То есть десятилетний ребенок должен проводить за компьютером не больше 40 минут в день (у близоруких детей или детей, у которых близоруки оба родителя, это время должно быть меньше).

    Во-вторых, контролировать процесс. Если мы хотим, чтобы компьютер не только развлекал, но и приносил реальную пользу нашим детям, нам, взрослым, стоит самим проделать серьезную работу: почитать журналы, посвященные домашним компьютерам, развивающим программам, играм и Интернету, научиться в них ориентироваться и делать грамотный выбор. Если ребенок уже впал в игровую зависимость, то помогите ему найти интересные занятия в реальном мире. В особо тяжелых случаях без помощи психолога не обойтись.

    В целом же следует уяснить, что сам по себе компьютер не вызывает аутизма и не зомбирует. Станет он другом, врагом или просто универсальной пишущей машинкой со справочником, зависит только от нас самих.

    Педсовет

    Логопед Зинаида Бельдт

    - В прошлом году впервые в своей многолетней практике столкнулась с проблемой неправильного формирования у ребенка графомоторных навыков из-за того, что ему слишком рано дали в руки клавиатуру. В два года ребенок уже мог набрать на компьютере свои имя и фамилию. Сейчас мальчику 10 лет, и у него наблюдается дисграфия (нарушение письма). Ребенок, умеющий печатать, но еще не научившийся писать - это неправильно. Нельзя учить "рисовать" компьютерной мышкой до того, как малыш научился рисовать кистью или карандашом. Это может привести как к дисграфии, так и аграфии (полное отсутствие навыков письма). Если, уважаемые родители, вы упустите время и не разовьете у ребенка мелкую моторику до 5 лет, потом может быть поздно. А вот научиться быстро набирать на компьютере можно в любом возрасте.

    Чужой опыт

    "Современные юные британцы проводят слишком много времени у телевизоров, за компьютерами или с игровыми приставками и слишком мало общаются со взрослыми. В результате каждый шестой ребенок в Великобритании испытывает трудности с овладением навыками речи, около 70 % из них - мальчики, а каждый четвертый из этих "проблемных детей" не получает абсолютно никакой помощи в преодолении этих трудностей". Такой вывод озвучила 11 января 2010 года британский педагог-психолог Джин Гросс, назначенная правительством Гордона Брауна главным разработчиком стратегии развития навыков общения у подрастающего поколения британцев.

    "На Интернет, видеоигры и просмотр телепередач у современных американских подростков уходит больше времени, чем на учебу, - заявил доктор Виктор Страсбургер с медицинского факультета университета Нью-Мексико, который занимался изучением здоровья молодых американцев. - Источники распространения вносят существенный вклад в появление многих проблем, таких как наркомания, ожирение, агрессивное поведение и нарушение питания. Родители обязаны следить за доступом своих детей к источникам информации. Телевизоры и компьютеры не должны находиться в детских комнатах, просмотр фильмов или игры не должны занимать более двух часов в день, причем родителям стоит присутствовать при просмотре детьми телепередач".

Особое мнение

    "Во власть после 2010 года мощным потоком войдет поколение, целиком воспитанное на компьютерных играх. Поколение, которое уже не умеет читать, размышлять и фантазировать, но которое привыкло в играх своих все убивать и крушить в виртуальном мире компьютерных "геймов", ничем не рискуя. И при этом в подкорке у этих детей сидит представление о том, что у них не одна жизнь, а несколько, много жизней - как в игре. И что в любой момент все можно начать снова, нажав на кнопку "рестарт".

    Компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение. Кстати, именно неразвитость лобных долей мозга делала неандертальца злобным и вспыльчивым, неспособным жить в коллективе. Поэтому неандертальцы были истреблены человеком нашего типа - кроманьонцем, хомо сапиенс. Лобные доли развиваются у тех детей, которые занимаются старой доброй арифметикой, читают книги и рисуют картинки. Люди с неразвитыми лобными долями умеют решать проблемы только войной".

    Журнал Harvard Business Review, 1999 год.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/30852/


Распечатать: “Зависший” ребенок РаспечататьОставить комментарий: “Зависший” ребенок Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: “Зависший” ребенок Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007