Распечатать: Реформы мысли и чувства РаспечататьОставить комментарий: Реформы мысли и чувства Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Реформы мысли и чувства Посмотреть комментарии

20 ноября 2009

ОБЩЕСТВО

Реформы мысли и чувства

Надежды

    20 октября президент Курманбек Бакиев обнародовал реформу государственного управления. Она незамедлительно была претворена в жизнь. Независимо от того, какими окажутся ее результаты, к ней еще не раз будут возвращаться политики, общественные деятели, эксперты, аналитики, работники СМИ, рядовые граждане. Таких решительных и кардинальных преобразований государственного устройства страна за 18 лет своей независимости еще не знала. Трудно припомнить, чтобы нечто подобное произошло за этот период и в близких нам по судьбе и духу странах Содружества. Напомню, что в курсе на обновление страны основополагающей задачей, моральным долгом К. Бакиев определил для себя - передать страну следующему президенту в лучшем состоянии, чем получил от предыдущего. Кто бы ни стал следующим президентом, он получит страну политически стабильной и готовой к положительным изменениям, разительно отличной от той страны, которая была в 2001-2005 годах.

    Одним из приоритетных национальных интересов глава государства определил создание адекватной мировой и локальной ситуации системы управления. Задача чрезвычайно трудная уже в силу того, что современный независимый Кыргызстан стоит перед рядом сложных проблем.

    Сомнения

    Не во всем поддерживаю структурные изменения в системе госуправления. В частности, сильные сомнения вызывает создание Министерства экономического регулирования. Особенно в границах тех полномочий, которые были озвучены К. Бакиевым на совещании 20 октября. Не могу понять, как сочетаются между собой лицензионная деятельность, тарифные расчеты, фискальная политика и перерабатывающая промышленность, оказавшиеся в сфере влияния новоизбранного министерства.

    Также не могу объяснить, хотя бы самому себе, для чего сохранять самостоятельное Агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства, если создано Министерство природных ресурсов.

    Энциклопедический словарь дает такое определение природных ресурсов: это компоненты природы, используемые человеком. Главные их виды - минеральные, биологические (растительный и животный мир), земельные, климатические, водные. Иными словами, лес и окружающая среда - составные компоненты природных ресурсов.

    Создание этих новообразований не поддается логике, тем более что одновременно с этим декларируются принципы оптимизации управленческого процесса и устранения дублирования в системе госуправления.

Споры

    Наибольшие споры среди политиков и в СМИ вызвало создание совершенно новой для республики и на всем пространстве СНГ структуры - Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям. Причем, пожалуй, даже не столько создание самой структуры, сколько выбор его руководителя.

    Не хотел бы присоединяться к числу ломающих копья по этому поводу. Отношу занятие это в разряд бессмысленных и бесперспективных. Для меня куда важнее конечный результат. А чтобы его увидеть и оценить, требуется время. Пока же замечу одно. Неоднократно выступал и выступаю за необходимость иметь в системе госуправления единый орган, который бы аккумулировал, а главное, эффективно распоряжался внутренними и иностранными инвестициями и заимствованиями, направлял их на наиболее продуктивные и сулящие быструю отдачу проекты, а не размазывал финансовые и материальные средства по всему множеству сиюминутных и нескончаемых потребностей.

    Далек от стремления бросать камни в чей-либо огород. Но взглянем на вещи объективно. Чего достиг Кыргызстан за первые 15 лет независимости? Едва ли не все эти годы страна энергично распродавала накопленные за годы советской власти запасы черных и цветных металлов и их лома, сырья, станки и оборудование многочисленных заводов и фабрик. Преимущественно по демпинговым ценам. И попутно влезала в долги, с которыми не в состоянии рассчитаться.

    Если составить список того, что за эти годы было порушено и потеряно и что было создано и приобретено, первый окажется во много крат обширнее второго. Но ведь должен когда-то наступить конец сползания в болото и разрушениям и начаться период восхождения и созидания. Думаю, достижение этого и является главной задачей новообразованного агентства.

Страхи

    В ноябре внимание подавляющего большинства кыргызстанцев переключилось с реформы госуправления на реформу цен. Точнее, на предстоящий рост тарифов на тепло и электроэнергию. То, что этот шаг в наших условиях неизбежен, для меня совершенно очевидно. Однако не могу понять одного. Почему, как всегда, это делается топорно, без доходчивой разъяснительной работы и без правдивой и полной информации.

    В данной ситуации нужны не абстрактные рассуждения премьер-министра Данияра Усенова со среднепотолочными цифрами себестоимости электроэнергии 3 рубля за киловатт-час в Бишкеке и 14 копеек на периферии (называю деньги, как назвал их премьер). Нужны точные, опирающиеся на строгие расчеты данные себестоимости киловатт-часа по всей республике, а не по регионам. Каскад ГЭС на Нарыне не может считаться и не является собственностью отдельно взятого города, района или области.

    Спору нет. Сегодня мы, потребители, платим за электроэнергию меньше всех из братьев по СССР - 1,6 цента. Такая дешевизна привела к тому, что энергетическая инфраструктура Кыргызстана доведена до крайне высокой степени истощения и изношенности. Отсюда чрезвычайно большие технологические потери электроэнергии.

    Однако это одна сторона проблемы. Другая, не менее важная, - потери коммерческие. Проще говоря, хищения электричества. Проблеме этой едва ли не столько лет, сколько лет независимости страны. И чем больше пытаюсь разобраться в ней, тем больше теряюсь в догадках: люди, занимающиеся производством, распределением и доставкой к потребителям электроэнергии, действительно не могут найти способы заставить платить за нее в полном объеме или попросту не заинтересованы в этом. Быть может, им просто выгодно иметь в этом деле хаос и неразбериху? Известно, чем мутнее водица, тем легче ловится рыбка.

    Считаю должным сказать, что я убежден в необходимости повышения тарифов. Но при этом хотел бы, чтобы ко мне относились уважительно и с доверием, а не держали меня за непроходимого идиота. Желал бы, чтобы доказательно, с точными расчетами и строгой калькуляцией меня убедили в необходимости повышения тарифов в два, три и более раз.

    Я отнюдь не отказываюсь платить. Но только за реально потребляемую мной и моей семьей энергию. А не за расхлябанность, недобросовестность, неумение работать энергетиков и не за их сговор с расхитителями. Думаю, в обществе, декларирующем приверженность принципам демократии, я не требую ничего сверхъестественного.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/30212/


Распечатать: Реформы мысли и чувства РаспечататьОставить комментарий: Реформы мысли и чувства Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Реформы мысли и чувства Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007