Распечатать: Власть. Общество. Гражданин РаспечататьОставить комментарий: Власть. Общество. Гражданин Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Власть. Общество. Гражданин Посмотреть комментарии

27 октября 2009

ОБЩЕСТВО

Власть. Общество. Гражданин

    Одна из застарелых болезней нашего общества, унаследованная от эпохи Союза, — отчуждение власти и граждан, недоверие населения к органам государственной власти. Во все времена, за исключением экстремальных, таких как, к примеру, годы Великой Отечественной войны, народ жил как бы сам по себе, а те, кто им управлял, сами по себе. Не случайно, выступая на первом после летних каникул заседании Жогорку Кенеша, президент Курманбек Бакиев назвал первостепенной задачей реформ в русле Курса президента на обновление страны откровенный и доверительный диалог и конструктивное партнерство власти и общества в управлении страной, четкое определение процедур и механизмов общественного участия, а также компетенции и ответственности власти.

    Если отвлечься от частностей, одной из самых сложных, если вообще не самой сложной, задач является построение в Кыргызстане цивилизованного, правового государства. Но прежде чем его возводить, необходимо создать условия для воспитания граждан.

    К сожалению, у нас люди в массе своей не привыкли и не любят соблюдать законы. Мы страна, если можно так выра-

    зиться, превалирующего правового нигилизма. Слабым утешением и оправданием может служить то, что эти традиции были заложены не вчера и даже не в последние 18 лет. Но именно за годы независимости наплевизм по отношению к законам и праву достиг у нас чудовищных размеров. Никогда еще в республике коррупция не достигала таких беспрецедентных масштабов как сегодня и никогда еще человек не был так бесправен перед беззаконием и произволом государственной машины, бюрократического аппарата, силовых и фискальных структур. И исключений тут нет никаких. Это перед законом у нас не все равны. Перед беззаконием и произволом равны все.

    Вот почему так важно добиваться не просто строгого соблюдения законов каждым, но и понимания того, что без сознательного отношения к закону и праву нормального развития ни у государства, ни у общества не будет.

    Если мы действительно хотим, чтобы Кыргызстан слыл полноправным членом мирового цивилизованного сообщества, мы должны неукоснительно утверждать на всех уровнях управления верховенство закона и права. В первую очередь необходимо утвердить и строго соблюдать безусловный приоритет законов по отношению к подзаконным актам, решениям органов центральной и местной исполнительной власти. У нас сплошь и рядом наблюдаются обратные явления.

    Сперва — гражданин

    Ставя во главу угла воспитание гражданина, я исхожу из того, что, как показала практика, 18 лет — срок явно недостаточный, чтобы человек отказался от принципов “развитого социализма” в пользу рыночных отношений. Многим оказалось удобнее и лучше жить в равной бедности, но только чтобы сосед не был успешнее, зажиточнее, удачливее.

    Как разруха начинается в головах, так и модернизация системы, ее глубинные преобразования должны произойти прежде всего в нашем сознании. Пока же в головах определенной части кыргызстанцев господствуют прежние убеждения, что государство, власть, добрые доноры, инвесторы или спонсоры должны позаботиться о них, дать требуемое образование их чадам, обеспечить медицинской помощью, предоставить жилье, окружить социальными благами.

    А с другой стороны, у большинства рядовых граждан, особенно старой закалки, еще живучи страх перед новым, боязнь проявить инициативу, элементарная зависть. Мало кто думает о справедливости как о предоставлении широких и равных возможностей развития для всех. Не чинить препятствия для занятий бизнесом тем, у кого есть на то способности и желание, не завидовать предприимчивым, не душить их бесконечными проверками и надуманными препонами, не отнимать рейдерскими налетами то, что человек заработал своим трудом и талантом, не делить людей на “наших” и “не наших”, а всемерно участвовать в созидании подлинно свободного общества свободных людей.

    Но при этом каждый человек должен быть уверен, что за всякое нарушение закона неотвратимо последует наказание, независимо от того, кто преступил закон.

    Сегодня важнее и эффективнее ориентировать государство и общество не на развитие институтов социальной помощи, а на формирование и максимальную востребованность человеческого капитала, на наращивание его потенциала и повышение конкурентоспособности. От этого во многом будет зависеть динамика развития общества и уровень конкурентности страны.

    В связи с этим крайне важно уяснить, что трудоустройство на “теплые местечки” с помощью родственных связей, блата или подкупа — это отживший век кадровых технологий. Сегодня жизнь все настойчивее требует замещать вакансии, отдавая приоритет профессионализму, компетентности, опыту, честности.

    Думаю, самое страшное, что случилось с обществом и людьми за последние 15–20 лет — это то, что у значительного числа пропал интерес к созидательному и напряженному труду. Произошла дискредитация самой идеи честного и добросовестного труда. На смену ему пришли воровство и коррупция, спекуляция и алкоголь, агрессивность и безответственность. Безответственность за страну, за самих себя, за пожилых и беспомощных родителей, за детей, которым дал жизнь, за людей, которых обещал когда–то любить и защищать от житейских бурь и невзгод.

    Посмотрим трезво и непредвзято на наш отечественный бизнес. За редким исключением он у нас не созидательный, а паразитический. Паразитирует он на местной сырьевой базе, на продаже и перепродаже того, что сделано другими. Сегодня в стране господствует дикий рынок начальной стадии капитализма, когда предприниматели озабочены не развитием производства, не созданием пользующихся спросом товаров, а подкупом госчиновников в целях перераспределения земельных участков, недвижимости, получения контроля над каналами доходоприносящего импорта.

    Представим на мгновение, что с полок наших магазинов, из расплодившихся во множестве вещевых рынков исчезли все импортные товары. Что останется? Не получится ли так, что мы окажемся отброшенными на 20 лет назад, в застойные времена конца прошлого века, когда товары первой необходимости распределялись по талонам, а ширпотреб продавался только “своим” по предъявлению паспорта с отметкой о местной прописке. Поневоле напрашивается вопрос: чем же мы, кыргызстанцы, занимались все 18 лет независимости?

    Государство для общества

    Практика цивилизованных стран свидетельствует, что там господствует неписаное правило: государство находится в услужении у общества, а не наоборот. К сожалению, правовая и организационная система нашего государства не отвечает этим требованиям. Государственные институты не соответствуют характеру происходящих политических и социальных процессов, не успевают за непрерывно изменяющейся ситуацией в стране и мире, не служат должным образом человеку, государственная система не обеспечивает комфортного, надежного и безопасного бытия граждан.

    Один из наглядных тому примеров — хаос и неразбериха с земельными участками и строительством в столице республики. Возведение особняков и многоэтажных зданий, хаотичное нагромождение объектов торговли, точек быстрого питания полукустарного типа зачастую ведутся с явным нарушением строительных норм и правил, сопровождаются варварским уничтожением зеленых насаждений, а муниципальные чиновники разводят руками — все в рамках закона.

    При этом горожане тщетно пытаются выяснить, что строится в опасном соседстве с их домами, кем, по чьему разрешению, кто стоит за очередным противоправным строительством? Все покрыто завесой строгой секретности. Вот и создается у рядовых обывателей мнение, что бал в стране правят высокие должности и положения, связи и деньги. Но только не законы.

    Подобные акты ведут не к сближению интересов человека, общества, государства, а к еще большему их разобщению и противостоянию. Добиваться в таких условиях национального единства и согласия, призывать к совместному созиданию — дело весьма проблематичное.

    За годы независимости произошла серьезная деградация общества практически по всем основным векторам развития — в экономической сфере, в общественно–политической активности, законопослушности, в области морали и нравственности. И вряд ли здесь нужны примеры на этот счет. Куда важнее задуматься, как сделать, чтобы ресурсы, изымаемые в Кыргызстане, использовались эффективно на благо страны и ее народа, как добиться, чтобы правительственные чиновники, подписывая разного рода договоры и соглашения с иностранными инвесторами, были озабочены не размерами бакшиша, а величиной пользы для государства и граждан.

    За годы своего президентства Курманбек Бакиев вполне ясно и отчетливо дал понять, что не намерен сворачивать с взятого им курса на политическую и социальную стабильность в стране, утверждение демократии доверия путем поддержания старых и создания новых каналов диалога власти и общества, власти и гражданина. Президент неоднократно заявлял о стремлении расширить возможности общества влиять на власть, активнее участвовать в принятии судьбоносных решений, в управлении делами государства.

    Будет ли он услышан и понят гражданами страны, а главное, поддержан на всех уровнях госуправления, чтобы совместными усилиями выстраивать и претворять в жизнь государственную стратегию. Очень хочется верить в позитивный исход.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29832/


Распечатать: Власть. Общество. Гражданин РаспечататьОставить комментарий: Власть. Общество. Гражданин Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Власть. Общество. Гражданин Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007