Распечатать: Образцовое образование РаспечататьОставить комментарий: Образцовое образование Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Образцовое образование Посмотреть комментарии

12 июня 2009

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Образцовое образование

"Через несколько лет мы увидим реальные улучшения в сфере образования на всех уровнях", - подчеркнул президент Кыргызстана Курманбек Бакиев во время презентации "Концепции проведения реформы образования", состоявшейся 10 июня в Доме правительства.

-Успехи, достигнутые республикой в других секторах, дают нам право на этот оптимистичный прогноз. Несколько лет назад мы начали реформы в экономике. Сегодня результаты этих начинаний видны всем. В 2006 году я объявил о том, что страна берет курс на спортивные достижения. На Олимпиаде 2008 года в Пекине мы завоевали серебряную и бронзовую медали.

    Серьезный разговор о проблемах образования президент начал со своеобразной переклички. Выяснилось, что несколько глав ведомств проигнорировали презентацию. Среди отсутствующих оказался генеральный прокурор и глава ГКНБ.

    - Дело не только в нарушении трудовой дисциплины, - пояснил президент. - Мы должны сломать стереотип, что ответственность за развитие образования несет только Министерство образования и науки. Это задача всей страны и общества. И концепция реформирования этой области касается всех министерств и ведомств, структурных подразделений и членов общества. В процессы преобразований в системе образования необходимо включить интересы и усилия других государственных структур, бизнеса, национальной элиты, родителей. Сегодня качественное образование - это условие независимости государства и возможность для общества иметь лучшее будущее.

    Исходная точка

    Президент весьма резко охарактеризовал ситуацию, складывающуюся в стране в образовательной сфере.

    - Общая ситуация с качеством образования ухудшается, - отметил Курманбек Бакиев. - Мы обязаны принять решительные меры. Если мы этого не сделаем, то нас ждет весьма печальное будущее. Я даже не беру на себя смелость его прогнозировать. Если оставить все как есть, то все недостатки современного общества будут закрепляться из года в год, а список их будет только расширяться. В условиях быстро меняющегося мира это резко ухудшит состояние и перспективы государства и общества.

    Общее положение дел в системе представил министр образования и науки КР Абдылда Мусаев. Он отметил, что в последние три-четыре года ситуация улучшилась, когда финансирование увеличилось более чем в два раза.

    - Общий объем финансирования системы образования по отношению к ВВП в прошлом году составил 5,3 процента, что сравнимо с развитыми странами мира, - отметил А. Мусаев. - Более одной пятой части госбюджета было направлено на образование. Это позволило начать реализацию Закона "Об образовании" в части установления доплат педагогическим работникам за стаж педагогической деятельности, Закона "Об организации питания в общеобразовательных школах", существенно повысить размеры заработной платы педагогов. Начались изменения и в практике образования: были разработаны стандарты по дошкольному обучению, новые программы для школ, стали разрабатываться Государственные стандарты нового поколения для вузов.

    Однако у системы образования остается много проблем. На взгляд главы ведомства, это нехватка дошкольных учреждений, несоответствие школьных программ современным требованиям, чрезмерная нагрузка учащихся средних школ, отсутствие механизмов независимой оценки качества и аккредитации вузов и спузов, слабое взаимодействие образовательных учреждений с рынком труда.

    Пользуясь случаем, министр предложил свой план выхода из кризиса, реализация которого нуждается в поддержке президента.

    - Был разработан Закон "О дошкольном образовании", - отметил А. Мусаев. - В апреле текущего года он одобрен Жогорку Кенешем. Мы надеемся, закон будет подписан президентом, что придаст значительный импульс развитию данной ступени образования. Назрела необходимость модернизации школьного образования, предполагающей переход от знаниевой модели к компетентностной. И систематическую работу в этом плане мы уже начали. В курсе на обновление страны президент отметил, что одна из важнейших проблем и в то же время один из приоритетов в стране - это воспитание молодежи, учащихся. К сожалению, существующие нормативы не позволяют эффективно вести воспитательный процесс, ощущается нехватка специалистов - школьных психологов, социальных педагогов, организаторов воспитательной работы. В целом это требует пересмотра постановления правительства № 404 от 30 сентября 1995 года, введение которого в свое время было воспринято педагогической общественностью как драконовская мера. То есть фактически весь воспитательный блок школьного образования был сокращен. Считаем, что экономить на воспитании детей нельзя. Просим, Курманбек Салиевич, поддержать учительство и в этом вопросе. Сегодня назрела необходимость проведения реформ и в области финансирования образования. Она связана с переходом на минимальный стандарт бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося, то есть финансируется не объект, а субъект образовательного процесса.

    В разговор о будущем образования включились представители дошкольного, школьного, внешкольного, вузовского и профессионального образования и отметили, что работа по улучшению ситуации ведется. Министерство и педагоги прилагают большие усилия, разработаны и приняты документы с рядом необходимых предложений по изменениям.

    - Почему же качество образования только ухудшается? - задал вопрос президент и сам четко и внятно на него ответил. - Причины, я думаю, следующие. Во-первых, образование рассматривается вне ситуации глобальной конкуренции за человеческие ресурсы и за место в современном мире. Отсюда отсутствие постановки масштабных и актуальных задач на изменение и развитие страны через образование. Во-вторых, при разработке документов и контроле за их исполнением используется преимущественно ведомственный подход. Иначе говоря, образование рассматривается как отдельная отрасль народного хозяйства, и ответственность за его развитие несет только Министерство образования и науки. Как следствие, при преобразованиях не учитываются интересы и усилия других государственных структур, бизнеса, национальной элиты, родителей, наконец. Очевидно, что такой подход устарел! Образование - проблема и задача разных ведомств, всей страны и общества. И, наконец, используемые управленческие средства и механизмы изменений не в состоянии решать столь глубокие и масштабные задачи. Думаю, многие это понимают. Однако предпочитают предлагать косметический ремонт существующей ведомственной системы вместо ее реформирования. Возможно, это связано с тем, что утеряна вера в системные и долговременные изменения. Но не исключаю, что немалая часть чиновников, особенно от образования, просто не способна подойти к реформам по-иному.

    Кавалерию оставить в арьергарде

    Говоря о необходимости проведения реформ, президент особенно подчеркнул, что "кавалерийским наскоком и за один год реформы не сделать, а навредить можно очень сильно". Поэтому всем сторонам, которые будут задействованы в грядущих изменениях, необходимо запомнить, как таблицу умножения то, чего делать нельзя.

    - Нельзя проводить значительные изменения, не опираясь на четкие, понятные всем исполнителям ориентиры и знания о реальном положении дел. Нельзя проводить изменения приказом сверху сразу по всей стране и по всем уровням образования. Нельзя отстранять от разработки и реализации реформ представителей разных групп интересов. Нельзя основываться на единой "правильной" модели для всех форм и направлений образования. Нельзя делать множество не связанных общей целью частных изменений.

    Естественно, как человек дела президент отметил и то, что нужно сделать.

    - Все знают, в каком состоянии находится наша система образования и какой она должна быть, - отметил Курманбек Бакиев. - Но как пройти путь между этими двумя точками, пока не предложил никто. Прежде всего необходимо иначе взглянуть на образовательную политику. Так, мы можем стать центром для образования молодежи всего региона. Такую задачу надо ставить, и ее решение непременно потребует изменений и в управлении, и в финансировании образования, и в содержании подготовки, и в ее формах. Это только один из примеров иного взгляда на образовательную политику.

    Также президент отметил, что в новой концепции образования акцент надо сделать на социальную защиту работников системы образования, привести документооборот в соответствие с международными нормами, особое внимание уделить дошкольному образованию, разработав систему поддержки многодетных семей, детей с особыми нуждами и юных талантов. Глава государства сказал о необходимости максимально использовать при обучении возможности Интернета. И призвал чиновников ориентироваться на лучшие достижения советской образовательной системы.

    Сеять не только разумное, но и доброе, вечное

    Президент особо оговорил, что задача школы (от начальной до высшей) - учить не только уму-разуму, но и воспитывать.

    - Проявились новые угрозы, которые ранее были исключены системой воспитания в советской школе, - преступный мир и экстремистские движения сделали школу объектом своего влияния, и пока еще не поздно, надо на эту угрозу ответить.

    Было отмечено, что основы здоровья закладываются тоже в школе.

    - Но сегодня школа не выполняет функции по поддержке здоровья, - констатировал глава государства. - Это касается и занятий спортом, и структуры и объемов учебных нагрузок. Возможно, индивидуальный подход, обеспечивающий оптимальные условия для здоровья каждого ученика, исправит положение дел в этом направлении.

    Задание на дом

    Для проведения реформ в системе образования президент предложил создать Национальный проект развития образования. В его разработке примут участие представители разных министерств, ведомств, гражданского общества, бизнеса. Координацию всех заинтересованных сторон будет осуществлять секретариат президента при тесном взаимодействии с Министерством образования и науки. Рабочая группа в течение трех месяцев должна проработать проект и представить его на утверждение главе государства.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28128/


Распечатать: Образцовое образование РаспечататьОставить комментарий: Образцовое образование Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Образцовое образование Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007