Распечатать: Вуз проблем и маленькая тележка знаний РаспечататьОставить комментарий: Вуз проблем и маленькая тележка знаний Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вуз проблем и маленькая тележка знаний Посмотреть комментарии

5 июня 2009

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Вуз проблем и маленькая тележка знаний

    Согласно исследованию Центра трудоустройства и карьеры, проведенному при поддержке фонда "Евразия", профессии, которым обучают в отечественных вузах, остаются наполовину невостребованными. Откуда взялась эта цифра, не совсем понятно. Однако факт налицо - именно новоиспеченные дипломированные специалисты из года в год пополняют ряды безработных.

В  прошлом году молодежь составила 60 процентов от общего числа вынужденных бездельников. При этом руководители всех уровней, от президента КР Курманбека Бакиева до владельца небольшого частного производства, отмечают нехватку квалифицированной рабочей силы.

    Например, на одной из коллегий министр экономического развития и торговли Акылбек Жапаров отметил, что в республике 57 тысяч студентов обучаются по специальности экономика и финансы.

    - Однако в нашем ведомстве нет ни одного специалиста, который мог бы сделать комплексный анализ секторов экономики, включая монетарный, и составить платежный баланс, - жаловался Жапаров. - Нет здесь и экономистов, которым можно было бы поручить составление государственных экономических моделей и обоснованных прогнозов социально-экономического развития.

    Акылбек Жапаров попытался установить причины такого положения вещей. Он указал на низкую привлекательность госорганов в глазах молодежи и намекнул на слабое финансирование высшей школы из республиканского бюджета. Однако главную ответственность возложил на вузы.

    - Высшие учебные заведения не учитывают потребностей рынка и регионов или не знакомы с ними, - отметил Жапаров. - Кроме того, принимают и выпускают людей с низким уровнем знаний.

    Задачи, которые стоят перед высшей школой республики, сформулировал глава государства Курманбек

    Бакиев.

    - Совершенствование системы образования влечет за собой и развитие страны, - отметил президент, выступая на юбилее КРСУ. - На университеты возлагается особая миссия. Университет должен быть не только образовательным учреждением. Он должен стать также научно-исследовательским, аналитическим, культурным и идеологическим центром. Задачи в образовании должны определяться исходя из будущего образа страны. Основная цель - конкурентоспособные студенты, конкурентоспособные университеты.

    Курс

    знаний

    В Министерстве образования и науки КР восприняли критику адекватно и решили пересмотреть содержание всего учебного процесса.

    - К основным недостаткам высшего образования республики следует отнести: дисбаланс между потребностью рынка в дипломированных специалистах и количеством вузов и студентов, обучающихся по специальностям; несоответствие качества обучения современным требованиям; оторванность образовательных программ вузов от формирования практических навыков и необходимых компетенций, - отметил министр образования и науки КР Абдылда Мусаев, назначенный на этот пост в январе текущего года.

    Чтобы устранить разрыв между теорией и практикой, по инициативе МОиН во всех вузах страны пройдут встречи с потенциальными работодателями.

    - Это позволит выслушать мнения работодателей, создать с их учетом образовательный стандарт нового поколения, - подчеркнул Абдылда Мусаев. - Естественно, диалоги по цепочке работодатель - вуз - студент надо проводить в высших учебных заведениях регулярно. Образовательные учреждения должны научиться гибко менять содержание подготовки с ориентацией на запросы рынка.

    Учиться праву

    не грешно

    Одним из первых инициативу МОиН поддержала Кыргызская государственная юридическая академия, которая провела круглый стол "Формирование квалификационных требований к подготовке выпускников юридических вузов на современном этапе".

    - Долгие годы показателем успешной работы вуза было количество студентов, - считает ректор КГЮА Канат Керезбеков. - Теперь таким ориентиром должно стать качество специалистов, которых выпускает то или иное учебное заведение. Именно в этом смысл реформ в системе высшего образования, которые проводит МОиН.

    - Необходимо остановить процесс валового производства выпускников вузов, о чем неоднократно говорил и глава государства Курманбек Бакиев, - отметил заместитель министра образования и науки Борис Кубаев. - Надо избавляться от балласта. Взят курс на резкое сокращение заочной формы обучения и поэтапное внедрение дистанционного обучения через систему online education посредством Интернета. Кроме того, необходимо ограничить контингент, то есть мы должны знать, сколько району нужно врачей, учителей, инженеров, юристов, экономистов, и, отталкиваясь от этой цифры, набирать абитуриентов.

    Участники круглого стола обратили внимание на то, что новоиспеченным специалистам не хватает практических навыков, которые можно получить, если, например, организовать работу студентов в юридических клиниках совместно с практикующими профессионалами.

    Потенциальные работодатели подчеркнули, что не стоит склоняться исключительно в сторону практической подготовки.

    - В обучающей программе нужно выдержать баланс между теоретической подготовкой и прикладными умениями, - уверен председатель Октябрьского районного суда г. Бишкек Куанбек Киргизбаев. - Поскольку основное требование к студенту это все же знание законодательства, а также умение ориентироваться в нормативно-правовой системе.

    Согласен с коллегой и начальник управления по обеспечению участия прокурора в суде Генеральной прокуратуры Нурлан Жээналиев: "На собеседовании с претендентами на вакантную должность я замечаю, что выпускники не знают элементарных вещей, которые, по идее, должен знать первокурсник".

    Работодатели предложили вузам подумать и о сотрудничестве в области педагогических кадров.

    Преподаватель юридического вуза или факультета должен быть не только теоретиком, но обладать практическими навыками, держать руку на пульсе юридической практики, полагает судья Октябрьского суда города Бишкек Айдар Осмонов. Поэтому нужно производить отбор преподавателей в КГЮА на конкурсной основе, когда приоритет будет отдаваться преподавателям, которые имеют 3-4-летний стаж работы.

    Однако маститые профессора не согласились с такой точкой зрения.

     - Продвинутый специалист, обладающий огромным практическим опытом, не может донести до студентов свои знания и опыт, потому что у него нет знаний в области методики обучения, - считает профессор Олег Ким. - Поэтому специалисты должны обладать и педагогическими навыками.

    По результатам круглого стола учебно-методическое объединение (УМО) приступает к разработке государственного образовательного стандарта нового поколения по специальности юриспруденция. Ее председателем стал первый проректор КГЮА Асанбек Шаршеналиев.

    - При разработке стандартов основные акценты будут сделаны на увеличение практико-ориентированного обучения, - сказал он.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28026/


Распечатать: Вуз проблем и маленькая тележка знаний РаспечататьОставить комментарий: Вуз проблем и маленькая тележка знаний Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вуз проблем и маленькая тележка знаний Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007