Распечатать: Партии  с видом на Жогорку Кенеш РаспечататьОставить комментарий: Партии  с видом на Жогорку Кенеш Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Партии  с видом на Жогорку Кенеш Посмотреть комментарии

24 февраля 2009

ОБЩЕСТВО

Партии с видом на Жогорку Кенеш

    Тема статьи подсказана январским телеобращением президента Курманбека Бакиева к нации. Точнее, его словами о том, что в улучшении дел на местах свою работоспособность должны показать не только центральные и местные органы государственной власти, но и партии. Если партия заявляет, что ее главная задача забота о благе народа, то пусть покажет на конкретных примерах, что она реально сделала для улучшения жизни граждан.

Думается, совсем не случайно в достаточно сжатом по объему и времени выступлении глава государства уделил внимание политическим объединениям. К сожалению, за все без малого 18 лет независимости Кыргызстана в стране не появилось практически ни одной партии, которая бы стала мало-мальски реальной и авторитетной политической силой и с которой бы считались власти и общество.

    Время в очередной раз показало, что мы по складу души своей большие мечтатели и мистики, любители самообмана. Вспомним собственную эйфорию времен перестройки. Тогда нам казалось: покончим с монополией однопартийной системы, откроем шлюзы многопартийности, гласности, свободы слова, перейдем на рельсы рыночной экономики, и жизнь наладится сама собой.

    Но вот вроде и партий пруд пруди, и экономика многоукладная, и рот никто не зажимает - говори что душе угодно. А счастья нет. И что касается процветания и благополучия, то до них даже дальше, чем это было раньше.

    За первые 10 лет независимости в Кыргызстане было создано более 40 партий и порядка 120 общественно-политических объединений. Рядовые граждане были не в состоянии элементарно запомнить их названия, не говоря уже о том, чтобы знать и различать лидеров и платформы. Хотя как раз платформы у всех были одинаковы, за очень небольшими различиями.

    К прискорбию их учредителей, подавляющее большинство партий и объединений были созданиями мертворожденными. В них изначально не было ни значимой идеи, ни смысла, ни жизни. Кыргызстанцам от них не было ни холодно ни жарко. А поэтому как они рождались по большей части незаметно для широких масс населения, так незаметно сходили с политической арены, ничем себя не проявив.

    Увы, не ушли далеко от всех и так называемые "партии власти". Вспомним, с какой помпой рекламировалась проакаевская партия "Алга, Кыргызстан!", призванная вознести на политический олимп старшую дочь первого президента. Где эта партия сегодня? Ничем ярким и запоминающимся не проявила себя и нынешняя народная партия "Ак Жол".

    Кстати, хорошо понимаю, что побудило Курманбека Бакиева прибегнуть к ее созданию и внесению в Конституцию страны статьи о выборах Жогорку Кенеша по партийным спискам. После мартовской революции и последовавшим за ней затяжным противостоянием власти и оппозиции стране позарез были нужны спокойствие и стабильность. Требовались солидарность и согласие между президентом, парламентом и правительством.

    К. Бакиеву было совершенно ни к чему иметь новый Жогорку Кенеш, который бы, подобно прежнему, втягивал исполнительную власть в бесплодную конфронтацию, тратил время на разрешение надуманных конфликтов и изматывающего противостояния. Так что осенью 2007 года подобный шаг был вполне оправдан. Потому его одобрили и поддержали не только сторонники президента, но и те, кто ему явно не симпатизировали.

    Однако слишком затяжное увлечение "партийным парламентаризмом" чревато серьезными негативными последствиями. Выборы законодателей по названиям партий, коллективным программам, изначально невыполнимым и явно популистским, выборы посписочно, когда в парламент гурьбой проходят люди известные, малоизвестные, вовсе неизвестные и даже известные с не очень привлекательной стороны - это суррогат, грубая подделка достоверного выбора подлинного представителя конкретного региона или округа. Выборы по партийным спискам оправданны в сложные переходные моменты, но в долгосрочной перспективе такая избирательная конструкция становится не просто вредной, но и опасной.

    Конечно, можно много рассуждать на тему преданности делу партии, верности партийным принципам и идеалам, размышлять о морально-нравственном облике отдельных партийцев. Боюсь, все это будет смешным и наивным. Просто обратимся к фактам. А читатель пусть делает выводы сам.

    18 января 2005 года тогда еще проакаевское "Слово Кыргызстана" опубликовало список кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша, выдвинутых политическими партиями. В числе прочих "Алга, Кыргызстан!" выдвинула Арзыбека Орозматовича Бурканова, Махаммаджана Ташалиевича Мамасаидова, Аскара Мааткабыловича Салымбекова, Айтибая Султановича Тагаева, Аскарбека Алимбековича Шадиева.

    25 ноября 2007 года в списке кандидатов в депутаты ЖК, но уже от партии "Ак жол" под номерами от 24 до 74 находим тех же А.О. Бурканова, М.Т. Мамасаидова, А.М. Салымбекова, А.С. Тагаева, А.А. Шадиева.

    В прежний парламент Роман Александрович Шин проходил от партии "Алга, Кыргызстан!", в нынешний прошел от коммунистов Кыргызстана.

    В предыдущий состав Жогорку Кенеша Иса Шейшенкулович Омуркулов прорвался от партии "Адилет", в сегодняшний - от СДПК. От нее же оказался в нынешнем парламенте и Осмонбек Мамбетжанович Артыкбаев, представлявший в старом партию "Алга, Кыргызстан!"

    Несложно заметить, что союз между партиями и отдельными кандидатами был взаимовыгодным. Первые в случае успеха обеспечивали свежеиспеченным партийцам места в Жогорку Кенеше, ну а те оказывали "своим" партиям спонсорскую поддержку. Ведь участие в выборной кампании требует серьезных финансовых издержек.

    Разумеется, деньги решают далеко не все, но в наших реалиях - очень многое. Мандат депутата ЖК был и остается для бизнесмена не только надежным щитом, защищающим от закона и освобождающим от ответственности перед ним, но и дает солидное конкурентное преимущество. Статус парламентария открывает перед его обладателем двери высоких кабинетов, дает возможность лоббировать выгодные законопроекты, помогает решать конкретные бизнес-проблемы.

    Быть может, несколько заблуждаюсь, но у меня сложилось впечатление, что далеко не все политические партии и объединения осознали глубинный смысл слов Курманбека Бакиева из его телеобращения. Смысл же этот таков. Вовсе ни к чему рваться в парламент, чтобы заставить региональные власти и органы местного управления заниматься своими прямыми обязанностями - дорогами, водоснабжением, налаживанием жилищно-коммунального хозяйства, обеспечением граждан теплом и электроэнергией, добиваться, чтобы на их территории соблюдались законность и права человека, чтобы учителям вовремя платили зарплату и отпускные.

    По долгу службы приходилось знакомиться с предвыборными программами не одной партии. Все без исключения клятвенно обещали решить раз и навсегда самые животрепещущие проблемы, излечить больное общество от самых запущенных болезней. К огорчению, еще ни разу не довелось видеть программу, где бы было меньше грандиозных прожектов и больше пусть малых, но конкретных дел. Как хотелось бы ознакомиться с платформой, которая не потрясала бы избирателей разоблачениями существующей власти в неспособности управлять страной, а намечала сделать что-то реальное и полезное для конкретного региона, одной улицы или даже школы, а то и нуждающейся в безотлагательной помощи семьи.

    Все без исключения партии, вступающие в предвыборную борьбу, полны решимости дать бескомпромиссный бой коррупции, обуздать мздоимство чиновников. Но ни одна не говорит определенно и внятно, как она намерена делать это, что предпримет в первую очередь.

    К общей беде многих партий я бы отнес невысокий профессиональный и интеллектуальный ресурс, отсутствие узнаваемых и авторитетных персон. Не потому ли в ходе выборной кампании 2005 года в Центризбирком поступали заявления ряда кандидатов с опровержениями о принадлежности к той или иной партии. Некоторые кандидаты выдвигались одновременно двумя-тремя партиями.

    Еще показательный момент. На старте последней предвыборной гонки партии, решившие участвовать в ней, срочно провели съезды, чтобы заявить о своих претензиях на место в Жогорку Кенеше и утвердить "списки ста". Однако что-то не знаю ни одного прецедента, чтобы после выборов какая-либо проигравшая партия провела форум для разбора полетов, чтобы обсудить, где и в чем были допущены просчеты, а главное как нарабатывать авторитет и имя в предстоящее пятилетие. Вот и получается, что единственный ориентир партии - места в Жогорку Кенеше. Не получилось - можно успокоиться. До следующих выборов.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26737/


Распечатать: Партии  с видом на Жогорку Кенеш РаспечататьОставить комментарий: Партии  с видом на Жогорку Кенеш Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Партии  с видом на Жогорку Кенеш Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007