Распечатать: Он к жизни припадал губами РаспечататьОставить комментарий: Он к жизни припадал губами Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Он к жизни припадал губами Посмотреть комментарии

28 ноября 2008

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Он к жизни припадал губами

Году эдак в 1967-1968 мне довелось побывать на вечере поэзии Роберта Рождественского. В те годы его имя наряду с именами Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы, Беллы Ахмадулиной упоминалось неизменно в одной обойме. На небосклоне русской поэзии тех лет они были яркими звездами.

    Рождественский, казавшийся еще крупнее в светлом грубой вязки свитере, слегка заикаясь и грассируя, читал старые и новые стихи, отвечал на записки из зала, размышлял о прошлом и настоящем.

    Говоря о себе и своих друзьях по поэтическому цеху, он заметил: "Нам всем крупно повезло. Наша литературная молодость совпала с двадцатым съездом КПСС. Совпала с общей разбуженностью страны, народа, совпала с неожиданным и мучительным переосмыслением прошлого, с возвращением реабилитированных, с круговоротом споров, сомнений, надежд и - вопросов, вопросов, вопросов!"

    Поэту исполнилось 23 года, когда в 1955 году в журнале "Октябрь" была опубликована поэма "Моя любовь", принесшая ему известность. "Вышли в жизнь романтики, ум у книг занявшие, кроме математики, сложностей не знавшие..." Эти слова повторялись в молодежных аудиториях, ибо были созвучны мыслям и состоянию его ровесников.

    Когда началась война, будущему поэту было девять лет. Его родители ушли на фронт, оставив сына с бабушкой, которая вскоре умерла. Начались скитания по разным городам и детским домам. О впечатлениях тех лет позже родилось стихотворение "Концерт":

    Сорок трудный год.

    Омский госпиталь...

    В палате тяжелораненых маленькие артисты пели о священной войне:

    Мы поем...

    Только голос летчика раздается.

    А в нем - укор:

    "Погодите...

    Постойте, хлопчики...

    Погодите...

    Умер майор..."

    Много позже, будучи уже зрелым и всенародно признанным поэтом, автором многочисленных книг, Рождественский скажет: "Мы входили в литературу, в поэзию, в которой еще вовсю работали Твардовский и Смеляков, Заболоцкий и Мартынов, Антокольский и Светлов, Луговской и Сельвинский, Симонов и Луконин, Самед Вургун и Назым Хикмет. Работали и другие (в том числе и очень большие) поэты. Но я перечислил только тех, с кем неоднократно доводилось встречаться, беседовать, выступать, ездить по стране, а с некоторыми посчастливилось и дружить. Все они в той или иной мере помогали нам. Помогали хотя бы тем, что были! И память о встречах с ними, их советы, их принципиальность, их стихи помогают нам до сих пор".

    Учась в Петрозаводском университете, а позже в Литературном институте имени Горького, Роберт Рождественский много ездит по стране как поэт и корреспондент центральных газет и журналов. В результате таких поездок родился лирический репортаж из Дивногорска со строительства Красноярской ГЭС "Работай, товарищ река!", стихотворение "Людям, чьих фамилий я не знаю" - о тех, кто строит и запускает в полет космические корабли, стихи-впечатления, стихи-размышления о поездках в зарубежные страны.

    Однако основное место в творчестве Рождественского занимают лирические стихотворения о любви и верности, о красоте мира и человеческого бытия. В его поэмах и стихотворениях неразделимы мужество и любовь, труд и красота, романтика и борьба. Наверное, этим и объясняется востребованность его произведений и у современных читателей.

    Хотя упомянутую пятерку поэтов часто объединяли в одну группу и для любителей поэзии тех лет их имена были как бы неразделимы, они все же были разными. У каждого был свой путь в жизни и в литературе. Кому-то судьба, наверное, более благоволила, кому-то менее. Но важнее здесь другое. У каждого из них путь в литературе, в поэзии был самобытным, ярким, заметным и плодотворным. Они честно и талантливо делали свое дело.

    Хорошо об этом сказал поэт Вадим Шефнер:

    "...Никто не предполагал, что группа молодых поэтов столь быстро и целеустремленно войдет в нашу поэзию и не только утвердит в ней себя, но и изменит расстановку поэтических сил. Конечно, этим поэтам помогло время. Но ведь и они помогли времени. К стихам их можно относиться как угодно, это - дело вкуса. Но нельзя отрицать того, что молодые поэты послужили как бы неким бродильным началом, что они подняли интерес читателей к поэзии вообще. И перед лицом массового читателя яснее стало видно, кто чего стоит и кто на чем стоит".

    Чего у них не отнять, так это одного, но самого главного - таланта. Потому они и любимы, признаны читателями разных поколений и эпох.

    Особого разговора заслуживает песенное наследие Рождественского. Согласимся, "17 мгновений весны" многое бы потеряли, не будь в сериале песен Микаэла Таривердиева на слова Роберта Рождественского "Мгновения", "Я прошу: хоть ненадолго...", "Песня о далекой родине".

    А сколько его стихотворений было положено на музыку, став весьма популярными и любимыми людьми разных поколений, взглядов и мировоззрений. Назову хотя бы "Эхо любви", "Даль великая", "Сладка ягода", "Огромное небо", "Баллада о красках", "За того парня", "Песня о годах", "Позвони мне", "Билет в детство". Можно называть и называть еще, и каждая песня сопровождает нас по жизни, строить и жить помогая.

    К сожалению, судьбой ему была отпущена не очень долгая жизнь. Умер Роберт Рождественский в 1994 году 62 лет от роду.

    Вернемся к его словам о поэтах старшего поколения, которые помогали ему и его товарищам, когда они только входили в литературу: "Их стихи помогают нам до сих пор".

    В полной мере эти слова применимы к самому Рождественскому. Его поэмы, стихи, песни, его публицистические статьи помогают нам до сих пор.

* * *

    Все начинается с любви...

    Твердят:

    "Вначале

    было 

    слово..."

    А я провозглашаю снова:

    Все начинается с любви!

    Все начинается с любви:

    и озаренье,

    и работа,

    глаза цветов,

    глаза ребенка -

    все начинается с любви.

    Все начинается с любви.

    С любви!

    Я это точно знаю.

    Все,

    даже ненависть -

    родная

    и вечная

    сестра любви.

    Все начинается с любви:

    мечта и страх,

    вино и порох.

    Трагедия,

    тоска 

    и подвиг -

    все начинается с любви...

    Весна шепнет тебе:

    "Живи..."

    И ты от шепота качнешься.

    И выпрямишься.

    И начнешься.

    Все начинается с любви!

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/25529/


Распечатать: Он к жизни припадал губами РаспечататьОставить комментарий: Он к жизни припадал губами Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Он к жизни припадал губами Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007