Распечатать: НаPISAно пером РаспечататьОставить комментарий: НаPISAно пером Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: НаPISAно пером Посмотреть комментарии

17 июля 2007

ОБЩЕСТВО

НаPISAно пером

    Наши школьники в массе своей слабо подготовлены по математике и естественнонаучным предметам. А с чтением и понимаем текстов дело обстоит еще хуже. Таковы неутешительные результаты международного сравнительного исследования умений и навыков учащихся (PISA), в котором впервые принял участие Кыргызстан.

    PISA - это не олимпиада, на которые отправляется специально тренированная элита. Это скорее частая сеть, которая забрасывается почти во всех регионах страны и позволяет захватить (врасплох) довольно внушительное число участников, что дает возможность получить представление об общем образовательном уровне подростков. В тестировании принимают участие только 15-летние школьники. К этому возрасту во многих странах дети получают обязательное среднее образование и готовятся вступить во взрослую жизнь. Еще одна особенность PISA в том, что проверяет оно не сумму академических знаний, полученных в школе, а способность детей использовать их на практике. Иными словами, PISA дает реальную картину того, сколько в обществе молодых людей, обладающих достаточными знаниями и способных самостоятельно мыслить.

    - В исследовании приняли участие шесть тысяч учащихся из 201 образовательного учреждения Кыргызстана, которые были определены методом случайной выборки, - рассказывает директор Центра оценки в образовании и методов обучения Инна Валькова. - В рамках теста каждому ученику нужно ответить приблизительно на шестьдесят вопросов. В тесты включены как задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать один верный, так и вопросы, где требовался собственный обоснованный ответ. На выполнение всех заданий отводится три часа пятнадцать минут.

    Так себе, на троечку

    Задания PISA условно делятся на три группы: математические, естественнонаучные и чтение. Итоги подводились по регионам республики, языкам обучения, а также в разрезе сел, городов, малых городов, районных центров. Вполне успешно с заданиями справились ученики русскоязычных школ. Те же, кто учатся на кыргызском и узбекском языках, показали крайне низкие результаты. Причем по всем разделам. Больше всего сложностей возникло с  частью "чтение и понимание". Естественно, что в этом блоке не нужно было прочитать энное количество слов в минуту, а затем пересказать прочитанное. Проверялась способность ученика анализировать тексты разных видов и жанров. Так вот, выяснилось, что 30 процентов, обучающихся на кыргызском или узбекском, абсолютно не усваивают прочитанное на родном языке. Только 7 процентов делают это на четыре с минусом. Пятерку не получил никто.

    В этом отношении неплохой результат показали бишкекские школьники: 40 процентов из них набрали балл выше среднего.

    Стоит обратить внимание еще на один не слишком радостный факт: у нас оказался очень низким процент тех, кто в ходе тестирования справился с продвинутыми задачами. Другими словами, крайне тонка прослойка тех, кто может претендовать на статус интеллектуальной элиты. Для сравнения: в странах-победителях тех, кто справился с продвинутыми задачами, оказалось почти 70 процентов.

    Зачем нам это надо?

    - Мы проводим этот тест не для того, чтобы шокировать общественность, - говорит Инна Валькова. - Наша задача - оценить достижения учащихся с позиции современных приоритетов в области школьного образования. Мы стремимся выявить слабые звенья в системе образования и обратить на них особое внимание.

    Основная причина, по которой школьники не очень успешно справились с задачами PISA, в том, что содержание заданий сильно отличалось от содержания школьных программ. Эти усредненные международные требования не совпадали с привычной программой ни в одной стране-участнице, но в постсоветских странах особенно. Большой объем знаний, полученных учениками за школьные годы, остался непримененным, а многое из того, что требовалось на испытании, наши школьники еще не изучали или уже позабыли. Они теряются от непривычного вида задач (в некоторые условия, например, нарочно введены излишние сведения, которые надо догадаться отбросить), затрудняются извлечь информацию из графиков, таблиц и диаграмм. Считается, что они недостаточно раскрепощены для того, чтобы решиться на нестандартный ход.

    Впрочем, вполне возможно, что наши школьники не могут справиться с тестами в рамках PISA, что необходимые для этого качества у нас в стране попросту не востребованы. Может быть, отечественное образование не ставит целью растить людей, способных самостоятельно мыслить? Ведь, как показывает опыт, лучших результатов в этом исследовании добиваются страны с динамично развивающейся экономикой, для жителей которых предприимчивость и умение использовать имеющиеся знания играют решающую роль.

    Сумеем ли мы использовать результаты исследования для определения стратегии развития школы в Кыргызстане? Сделаем ли научно обоснованные и созидательные для образовательной политики выводы? Покажет время. А пока дождемся результатов международных исследований PISA, которые скажут, какое место среди других стран занимает Кыргызстан. Но если учесть внутренние показатели, рассчитывать на лидирующие позиции в списке интеллигентных стран нам не приходится. 

     Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19247/


Распечатать: НаPISAно пером РаспечататьОставить комментарий: НаPISAно пером Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: НаPISAно пером Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007