Распечатать: Правозащитники по уставу, или ноу–хау для НПО РаспечататьОставить комментарий: Правозащитники по уставу, или ноу–хау для НПО Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Правозащитники по уставу, или ноу–хау для НПО Посмотреть комментарии

13 июля 2007

"ДЕМОКРАТИЯ"

Правозащитники по уставу, или ноу–хау для НПО

    Завершил  работу Второй национальный форум представителей гражданского сектора. Итоги таковы: правозащитники не желают оставаться в стороне от бурлящих политических страстей и вырабатывают свою стратегию поведения, не одобряют кандидатуру Камбаралы Конгантиева на пост председателя ЦИК.  А на десерт Эдиль Байсалов после восьмилетнего единоличного правления в Коалиции "За демократию и гражданское общество" решил уступить насиженное место  коллегам по движению. О чем поведал на заседании.

    Благодаря уходу Эдиля приставкой и.о. к должности председателя обзавелась координатор коалиции Динара Ошурахунова.

    Между тем Байсалов заявил, что не собирается покидать ряды правдолюбцев. Пока займется бизнесом, а там видно будет.

    Что же касается самого форума, то на нем, естественно, обсуждали не только персону Эдиля, но и сам статус НПО. Определяли роль гражданского сектора на сегодняшней политической арене, где расстановка сил меняется с завидным постоянством два раза в год - весной и осенью.

    До марта 2005 года именно неправительственные организации были тем механизмом, который послужил своего рода детонатором и привел в действие всю противостоящую Акаеву и его семейке оппозиционную систему.

    Именно НПО выступали с политическими заявлениями, клеймили позором нерадивых царедворцев и коррупционеров, собирали митинги, проводили бесконечные собрания, перетряхивали "грязное белье" седьмого этажа, предоставляли журналистам шокирующие факты деятельности чиновников. Словом, полностью отошли от устава неправительственных организаций, где черным по белому записано: "НПО может заниматься лишь социально-экономической деятельностью, направленной на защиту прав и свобод граждан". Иначе говоря, политикой в ограниченных дозах, да и то по великим праздникам.

    Однако большинство энпэошных союзов придерживались иного мнения. Их представители заявляли о себе именно как политики, причем активные оппозиционеры существующему режиму. Не секрет, что революция в марте и изгнание Акаева - на 50% заслуга НПО.

    В течение последних двух лет, пресыщенных всевозможными акциями протеста, НПО не знали покоя. Во всех митингах правозащитники участвовали с мегафоном наперевес и, стоя на "броневике", бросали в окна "Белого дома" обличительные речи.

    Однако не все правдолюбцы дружно присоединились к так называемой оппозиции. На апрельском майдане крыло НПО представляли лишь неугомонные примы площадных подмостков Асия Сасыкбаева и Чолпон Джакупова. Остальные предпочли остаться в тени и лить елей на макушки "фронтовиков" отказались.

    Правда, потом некоторые не в меру активные дамы компенсировали вынужденное воздержание: с пеной у рта защищали Бермет Акаеву, которая неоднократно в свое время в унисон с папой выставляла в черном цвете отдельно взятые неправительственные организации и их лидерш.

    Выходит, что раскол не миновал и НПО. Между тем представители гражданского сектора все же решили собраться под одной крышей и обсудить, как им теперь существовать в новом политическом измерении, образовавшемся после разгона куловского митинга, и что, собственно говоря, делать.

    К тому же не за горами выборы, как парламентские, так и президентские. Многие энпэошники не лишены амбиций и готовы баллотироваться на высокие посты, а свои НПО и общественные организации превратить в политические партии. Были бы деньги, а желание, причем жгучее, присутствует.

    Последний раз такой масштабный "слет" правдолюбцев со всей республики проходил в апреле 2005 года, аккурат после мартовских событий. А нынешний форум организаторы прозвали юбилейным. Именно семь лет назад, в первой декаде июля, прошло собрание всех "неофициальных организаций". Тогда был принят единый устав, регламентирована форма отношений с властями. Правда, потом порядок был грубо нарушен "белыми воротничками".

    Сегодня время диктует новые условия игры. Политологи оценили роль НПО как позитивную, направленную на развитие демократических процессов в обществе. Власти больше не называют представителей гражданского сектора "революционной заразой" и "гнусными шпионами". Зато, скажем так, рядовые граждане иначе как "грантоедами" энпэошников не именуют.

    Кстати, о финансировании. В Кыргызстане, в отличие, например, от Казахстана и России, деятельность НПО полностью оплачивают щедрые заморские спонсоры. Промеж собой правозащитники их кличут благодетелями. Тогда как в Казахстане бюджет неправительственных организаций формируется из внутренних резервов. В основном из государственной казны. Такая же ситуация с гражданским сектором и в России.

    У нас нет средств содержать еще и НПО. А не можешь платить, не диктуй. Таково правило. Кто девушку ужинает, тот ее и танцует. В вихре вальса с нашими энпэошниками кружатся "зеленые хрустящие", выделенные заокеанскими доброжелателями. Причем в погоне за грантами правозащитники сил не жалеют. Дабы выбить "пиастры", живописуют спонсорам ситуацию в Кыргызстане в таких удручающих тонах, что те лишь головой качают и незамедлительно расстегивают кошельки. Получив вожделенное, энпэошники спешат "отработать" эти купюры.

    К примеру, Эдиль Байсалов, теперь уже экс-лидер Коалиции "За демократию и гражданское общество", даже не скрывает, что достается больше тому, кто, не жалея связок, кричит громче остальных.

    - Всегда велась активная работа по очернению НПО как важной составляющей гражданского общества, - говорит Байсалов, - но "замазать" нас невозможно. НПО объединяет тех людей, кто выбирает для себя служение обществу. Что же касается денег, то мы открыто заявляем: да, мы находимся на внешних дотациях. А почему мы должны этого стесняться? У нас все государство живет на подношения, еще и гордятся этим. Так что для нас гранты - это способ выжить. И мы будем получать поддержку нашей миссии.

    Правда, господин Байсалов так и не пожелал уточнить, о какой именно миссии идет речь. У наших НПО лиц много и столько же назначений.

    - Начиная с 1997 года за счет неправительственных организаций создаются рабочие места, - утверждает лидер объединения "Гражданская платформа" Алишер Мамасалиев. - И потом, все средства, которые мы получаем, никуда из республики не уходят, они остаются. А вот власть имущие, к примеру, все кредиты и гранты разбазаривают и отчитываться перед нами, куда деваются деньги, не собираются.

    Что же касается гражданского сектора как такового, то все правозащитники в один голос заявили: роль последнего столь велика, что недооценивать НПО нельзя.

    - Я, возможно, амбициозен, но считаю, что неправительственный сектор - это реальное отражение событий в обществе, - заявляет Алишер, - только мы можем предложить альтернативные пути развития. Если и оппонируем, то слаженно и конкретно. Огульно не хаем.

    Сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Однако цена нашим НПО известна. Часто за велеречием правозащитников маячат лишь портреты Франклина, а идеи размыты и туманны. Тем не менее на форуме  составили стратегию развития НПО до 2010 года. Без направляющей никак. Указующий перст тоже должен указывать конкретно, а не по настроению и достатку.

    Однако вернемся к новой схеме движения НПО. Отказываться от политической деятельности правозащитники не собираются, но, согласно принятому уставу, будут играть на политическом поле лишь как советники, возможно, критики. Оставляют за собой право выступать на митингах и шествиях. Но теперь заниматься отсебятиной НПО не позволено. Можно митинговать, разгуливать по городу с плакатами и транспарантами, но лишь с согласия коллег по правозащитному лагерю.

    Если же лидер НПО решит участвовать в гонке за мандат или тем паче в президентских выборах, он обязан выйти из состава организации.

    Кроме того, если НПО заявила, что основным ее кредо является, допустим, инициирование и продвижение проектов в сфере образования (к примеру, "Интербилим") то ее представители вкупе с главой должны заниматься только этим, но никак не площадной риторикой.

    Так что изменения налицо. Последуют ли написанным правилам сами энпэошники, неизвестно. Они - народ свободолюбивый, чуть заденешь, так тут же в крик: ах, ущемляют, рупору свободы фонтан затыкают и прочее в том же духе. А это значит, что говорить о том, насколько наш гражданский сектор видоизменится, станет более конструктивным и самостоятельным, пока рано. 

    Между тем

     Представители гражданского общества Кыргызстана возмущены заявлением председателя Комиссии по правам человека при президенте Кыргызской Республики Турсунбека Акуна о том, что грантополучатели не имеют права участвовать в политических акциях.

    Конституция Кыргызской Республики и международный опыт не ограничивают деятельность НПО, провозглашая тем самым, что участие в политических акциях - это право каждого гражданина, будь он членом НПО, партии, правительства, религиозного движения и т. д. (гл. 2 раздел 1, 2 Конституции КР).

    Однако председатель Комиссии по правам человека при президенте Кыргызской Республики пытается ограничить права и свободы граждан нашей страны. Публичное обвинение Чолпон Джакуповой в том, что она использует средства для финансирования различных политических акций, является высказыванием, требующим неоспоримых доказательств и посягающим на честь и достоинство всего гражданского сектора Кыргызстана в лице одного из его лидеров - руководителя Правовой клиники "Адилет" Ч. Джакуповой.

    По логике Турсунбека Акуна получается, что все организации гражданского сектора, которые принимали участие в событиях 24 марта 2005 года, как и он сам лично, для осуществления смены власти использовали западные грантовые средства.

    Нам жаль, что именно Турсунбек Акун, который должен стоять на страже прав и свобод граждан Кыргызстана, нарушил ценности и принципы правозащитной работы.

    Мы твердо уверены в том, что, будучи официальным представителем президента Кыргызской Республики, публичное обвинение Ч. Джакуповой председателем Комиссии по правам человека не улучшает имидж не только президента в глазах гражданского общества Кыргызстана и мировой общественности, но самого Турсунбека Акуна.

    Мы требуем от председателя по правам человека при президенте Кыргызской Республики Турсунбека Акуна публично принести извинения Чолпон Джакуповой и команде общественного фонда Правовая клиника "Адилет" в частности и перед гражданским сектором Кыргызстана в целом.

    Центр "Интербилим", ОО "Таза-Табигат".

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19206/


Распечатать: Правозащитники по уставу, или ноу–хау для НПО РаспечататьОставить комментарий: Правозащитники по уставу, или ноу–хау для НПО Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Правозащитники по уставу, или ноу–хау для НПО Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007