Распечатать: Сто дней правительства и два года до этого РаспечататьОставить комментарий: Сто дней правительства и два года до этого Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сто дней правительства и два года до этого Посмотреть комментарии

6 июля 2007

ПОЛИТИКА

Сто дней правительства и два года до этого

    Не склонен увлекаться мистикой и поддаваться ей, но не могу не обратить внимание на то, что сто дней Алмазбека Атамбаева на посту премьер-министра Кыргызстана пришлись на достаточно редкую цифровую комбинацию - 7.07.07. К тому же происходит это в самый канун второй годовщины всенародного избрания Курманбека Бакиева президентом страны. Впрочем, это так, к слову, как пример случайного и удивительного совпадения. Теперь же о главном.

    Всякая оценка мало что значит сама по себе в отрыве от точки отсчета. В нашей же ситуации учитывать эту точку необходимо еще в силу того, что едва ли не все время президентства Курманбека Бакиева можно охарактеризовать, как мне кажется, парадоксальной формулой: стабильная нестабильность.

    Эйфория, вызванная свержением акаевского режима, очень быстро сменилась, с одной стороны, разочарованием от несбывшихся надежд и ожиданий, а с другой - новым всплеском оппозиционного противостояния теперь уже постреволюционной власти. Общество и государство оказались в затяжном нестабильном положении, чреватом сползанием к катастрофическому состоянию. Ну а стабильность этой нестабильности заключалась в том, что ситуация при всей ее остроте ни разу не вышла из-под контроля и не сползла к критической отметке подлинной катастрофы.

    Тем не менее с марта 2005 года и по апрель нынешнего кыргызстанцы, а в еще большей степени жители столицы, пребывали в состоянии тревоги и повышенной возбудимости.

    Причину затянувшейся стабильной нестабильности я усматриваю в том, что руководство страны, правительство постоянно запаздывали с принятием четких решений, а главное - с ожидаемыми от них действиями. То и дело возникающие острые проблемы решались не в режиме их опережения, а в пожарном порядке. Действия власти обретали внятные очертания и вызывали адекватную ситуации реакцию лишь в обстоятельствах, когда бездеятельность угрожала пребыванию у руля управления самого руководства страны и могла обернуться серьезной бедой.

    Хотя президент и премьер-министр неоднократно публично заявляли о прочности их тандема, отсутствии принципиальных разногласий между ними, обоюдной готовности дружно проработать весь положенный по закону срок, чувствовалось, что в их отношениях далеко не все безоблачно и полного согласия в товарищах нет.

    Тайное стало явным после того, как тандем распался и Феликс Кулов, уйдя в оппозицию вчерашнему союзнику, выступил 14 февраля этого года с изобличительным заявлением. Не берусь гадать, прибавил ли себе политических очков экс-премьер этим поступком или же потерял из того, что имел. В нашем разговоре это не суть важно.

    Конечно, не Курманбек Бакиев и не Феликс Кулов повинны в том, что за годы суверенитета в Кыргызстане сложилась семейно-клановая система власти, при которой ее носителям собственные интересы были важнее интересов общества. И вопрос, по большому счету, уже не в том, кто виноват в создании такой системы. Вопрос в том, способен ли новый "тандем" Бакиев - Атамбаев ее исправить, изменить вектор направления этих интересов.

    Будем трезво смотреть на вещи. Приход Алмазбека Атамбаева во власть стал очередным подтверждением народной мудрости: нет худа без добра. Затяжной конституционный и политический кризис, тупик, в который зашли власть и оппозиция, вынудили главу государства пойти на уступки.

    В данной рокировке, считаю, общество в целом выиграло от того, что на смену Азиму Исабекову в кресле премьер-министра пришел Алмазбек Атамбаев. Выиграло хотя бы уже потому, что Атамбаев не связан ложно понимаемым чувством признательности и благодарности Бакиеву за назначение, как не связан он и никакими обязательствами. К тому же и оппозиция, делегировавшая Атамбаева на седьмой этаж "Белого дома", будет ревностно и строго следить за деятельностью "своего" и взаимоотношениями между ним и президентом.

    Важно и то, что Атамбаев, перейдя из стана оппозиции во власть, не стал метать полемические стрелы в недавних соратников, хотя повод (и не один) для этого был. Но в то же время он недвусмысленно дал понять: да, вчерашние "братья по оружию" ему дороги, но стабильность и благополучие Кыргызстана все-таки дороже.

    Анализируя сто дней премьерства Алмазбека Атамбаева, можно сказать, что своей

    командой он пока руководит грамотно и умело. Возглавляемое им правительство успевало заниматься не только пожарными мерами типа увещевания таласцев по поводу освоения золоторудного месторождения Джеруй, но и проблемами на перспективу. К примеру, новое правительство предложило Стратегию развития страны на 2007-2010 годы, программу кардинальных мер по наиболее перспективным направлениям на срок до очередных парламентских и президентских выборов. Труд весьма основательный и капитальный.

    К безусловным преимуществам нового премьер-министра я бы отнес его романтизм, открытость и искренность. Неподдельность попыток преодолевать рифы и препоны парламента у него удачно сопряжена с чистосердечными призывами ко всем здоровым силам страны, независимо от их расположения на политической авансцене, совместно работать, все распри позабыв, на благо Кыргызстана.

    С новым правительством наметились какие-то подвижки в проведении тендеров на строительство стратегических объектов. Разумеется, речь идет не об успешных результатах в этой сфере и даже не о конкретике. Их еще нет да и за этот период не могло быть. Работа в этом направлении только начата. Но уже появилась надежда, что в этом деле впредь не будет келейности и полной секретности, что вместо разглагольствований об открытости и прозрачности общество получит действительно открытость и прозрачность.

    А давайте посмотрим на итоги работы республики за истекшие пять месяцев. Согласитесь, очень неплохие результаты. Отчетливо сознаю, что в данном контексте мы не вправе говорить только о ста днях нового правительства. Этот успех закладывался значительно раньше. И все же с правительством Алмазбека Атамбаева движение обрело более устойчивый характер, у людей появилась надежда, что он станет настоящим союзником и сподвижником президента, что совместными усилиями им удастся покончить с очагами новых пожаров в республике, будь то осенью или весной.

    Кстати, как это, быть может, ни кощунственно звучит, но недавняя попытка покушения на Атамбаева свидетельствует о том, что им изначально взят верный курс. Ведь не секрет, что как в самой стране, так и вне ее есть силы, которым стабильность и спокойствие в Кыргызстане что кость в горле.

    Но как бы там ни было, лично у меня складывается впечатление, что передряги минувшего периода всех нас - и руководство республики, и парламент, и оппозицию, да и общество в целом - кое-чему научили. Остается лишь на деле доказать, что мы, граждане Кыргызстана, не настолько безнадежны и умеем извлекать уроки из собственного прошлого.

    Фото  Владимира ПИРОГОВА.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19141/


Распечатать: Сто дней правительства и два года до этого РаспечататьОставить комментарий: Сто дней правительства и два года до этого Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сто дней правительства и два года до этого Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007