Распечатать: Кадровая революция местного значения РаспечататьОставить комментарий: Кадровая революция местного значения Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кадровая революция местного значения Посмотреть комментарии

16 марта 2007

ПОЛИТИКА

Кадровая революция местного значения

    Хочу привлечь внимание читателей к одной нешуточной проблеме. Возможно, далеко не все согласятся со мной, но 19 декабря прошлого года в Кыргызстане была совершена небольшая кадровая революция. Добровольный уход в отставку правительства Феликса Кулова привел к образованию нового кабинета министров.
    Если непредвзято посмотреть на его состав, можно прийти к неутешительному выводу. С одной стороны, за неполные 16 лет независимости страна пришла к тому, что не стало людей, достойных для выдвижения на ключевые в правительстве посты. А с другой — глядя на действия депутатов Жогорку Кенеша, все более убеждаюсь, что при утверждении кадров они руководствуются чем угодно, только не интересами дела.
    К примеру, пытаюсь и не могу понять (точнее сказать, оправдать) того, чем руководствовался парламент, дважды забаллотировав премьера Ф. Кулова и чуть ли не единодушно проголосовав за Азима Исабекова. Вот уж где в полной мере проявились политические игры, личные пристрастия, амбиции — все, что угодно, но только не забота о Кыргызстане и кыргызстанцах.
    Вовсе не хочу сказать, что Кулов был незаменимым или даже просто хорошим главой правительства. По большому счету, ничего не то что выдающегося, просто запоминающегося он более чем за год пребывания у власти не сделал. Однако в данном случае меня куда больше волнует, насколько лучше (и будет ли лучше вообще) в этой роли Исабеков. Чем он прославился ранее, чем запомнился людям хотя бы в должности министра сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности? Обладает ли этот политик набором тех объективных и субъективных качеств, тем опытом и знаниями, которые необходимы для грамотного и эффективного управления экономикой страны?
    Не считаю себя чужим и посторонним человеком в Кыргызстане. Достаточно широко интересуюсь происходящим в экономике и в политике страны. Однако с ответами на эти вопросы испытываю серьезные затруднения. Пожалуй, это первый из 13 или 14 политиков, побывавших за годы независимости республики в кресле главы правительства, который является для меня “темной лошадкой”. И ладно бы только для меня.
    Думаю, еще два года назад, будучи районным начальником налоговой инспекции, Азим Исабеков и не помышлял о столь головокружительной карьере. Говорю об этом вовсе не из желания поиронизировать или просто поразмышлять над превратностями судьбы. Хочу лишь обратиться к историческому опыту. А он свидетельствует о том, что возможности руководителя неизмеримо возрастают, если он пользуется заслуженным авторитетом и устойчивым доверием масс. Лишь при таком условии руководитель в состоянии не только декларировать свои намерения, но и реально влиять на положение дел. Лишь тогда его личный авторитет становится материальной силой — весомой, объемной, зримой. Но пользуется ли Исабеков должными и соответствующими его статусу авторитетом и доверием?
    Кресло премьер–министра —малоподходящее место для разного рода кадровых экспериментов и для пребывания в нем дилетантов от экономики и управления. Наш собственный печальный опыт с премьерством преданного ученика Акаева Кубанычбека Жумалиева — наглядное тому доказательство.
    Новое правительство, по сути, только приступило к работе. Разумеется, еще рано делать какие–либо выводы и выставлять оценки. Тем не менее уже можно отметить некоторые настораживающие негативные тенденции в действиях новых назначенцев.
    К одному из существенных негативов я бы отнес пагубную привычку затуманивать действительное положение дел, боязнь говорить самим себе и окружающим правду. Неумение (или нежелание) называть вещи своими именами, стремление выдать желаемое за действительное искажают общую картину, вводят в заблуждение как саму власть, так и общественность, не позволяют принимать своевременные и наиболее правильные в сложившейся ситуации решения по самым важным проблемам.
    Рост или спад?
    В конце февраля выходящее два раза в месяц республиканское сельскохозяйственное издание “Агропресс” опубликовало два интервью. Одно с министром сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Талантбеком Узакбаевым, другое — с его заместителем Баялином Байтемировым, судя по всему, курирующим животноводство.
    Если не знать реального положения дел, то, исходя из интервью, можно подумать, что в аграрном секторе республики все хорошо, за исключением некоторых пустяков. За год в республике выросло производство мяса и молока, увеличилось поголовье крупного и мелкого рогатого скота, министерство имеет множество точек соприкосновения с сельскими товаропроизводителями и вообще держит руку на пульсе отрасли.
    Но если это так, если у нас растет поголовье скота и его продуктивность, как же получилось, что отрицательное сальдо во внешней торговле продукцией сельскохозяйственного происхождения увеличилось с 89,9 млн. долларов в 2005 году до 151,1 млн. в прошлом? Всего же в истекшем году Кыргызстан импортировал сельхозпродукции на 248,4 млн. долларов. И это страна, где едва ли не две третьих населения — сельское. Каждые два из трех кыргызстанцев живут на селе, а кормимся с чужих полей, садов, огородов. Куда дальше?
    И после этого президент страны рекомендует министра сельского хозяйства на должность премьер–министра, а парламент чуть ли не единодушно его утверждает. Поневоле задаешься вопросом: кто же сошел с ума — ты или мир вокруг тебя?
    Или, скажем, в недавно образованном Госагентстве по туризму прошло обсуждение итогов минувшего туристического сезона в республике. Вновь говорилось о небывалом наплыве зарубежных туристов, что позволило довести в 2006 году доходы от туризма до 3,6% в ВВП против 2,9 в 2001 году. И тут же ставилась амбиционная задача — довести к 2010 году доходы от этой перспективной отрасли экономики до 10% в ВВП.
    Во–первых, цифры, приводимые на недавнем совещании в Госагентстве, не стыкуются с официальными данными Нацстаткомитета. Статистики утверждают, что в 2001 году доля доходов от туризма составила в ВВП 4,2%, снизившись к 2003 году до 3,6 и поднявшись в 2004 до 3,8%.
    А во–вторых, и это главное, если даже согласиться с данными Госагентства по туризму, то за счет чего же и кого его руководство намерено за три года добиться роста вклада в ВВП на 6,4%, если за предыдущие пять лет этот рост (повторяю, по их же данным) составил лишь 0,7%. Насколько реальны намечаемые цели? Кого мы пытаемся обмануть и ввести в заблуждение?
    Думаю, ни у кого не должно быть никаких иллюзий насчет того, что нам навряд ли удастся в ближайшие три года довести доходы от туризма хотя бы до 5% ВВП.
    Простой пример. Подавляющая часть жителей Суусамырской долины убеждена, что вырваться из тисков нужды и бедности им могут помочь только туристы. Но делают ли они сами хоть что-то, чтобы завлечь сюда хотя бы кыргызстанцев, не говоря уже об интуристах? Ведь практически вся долина пьет воду из открытых рек, и сами же суусамырцы сбрасывают в них мусор и бытовые отходы, менее всего заботясь о чистоте и здоровье единственных источников питьевой воды.
    Неоднократно приходилось бывать в этой изумительной долине. И всякий раз складывалось впечатление, что вся надежда суусамырцев на инвесторов, на то, что кто–то к ним приедет, проведет водопровод, установит цивильные туалеты, привезет туристов. Они же будут только стричь купоны.
    К сожалению, такой подход характерен и для караалминцев, и для арсланбобцев, и для жителей многих других красивейших мест Кыргызстана, которые при определенных условиях могли бы стать действительно притягательными объектами для иностранных туристов.
    Предвижу возражения: мол, не слишком ли поспешные выводы? Ведь новое правительство делает лишь первые шаги. Возможно, в другое время я бы и сам воздержался от этого разговора. И если все же затрагиваю эту тему, то лишь потому, что мы уже и без того потеряли почти 15 лет с первым президентом и два года без него. Но ведь время неумолимо. Оно не прощает тех, кто непродуктивно и неэффективно распоряжается им.
    Руководителям всех уровней, снизу доверху, надо учиться определять и ставить не умозрительные, не желаемые, а реалистичные цели, способные объединить будь то город или район, область или отрасль или же небольшое по численности население Кыргызстана в целом, вдохнуть в народ страсть и энергию, которые так необходимы всем нам для выхода из охватившего нас ступора и кризисного состояния.
    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17712/


Распечатать: Кадровая революция местного значения РаспечататьОставить комментарий: Кадровая революция местного значения Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кадровая революция местного значения Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007