Распечатать: Быть или не быть частнику в лесу? РаспечататьОставить комментарий: Быть или не быть частнику в лесу? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Быть или не быть частнику в лесу? Посмотреть комментарии

12 сентября 2006

ПРИРОДА

Быть или не быть частнику в лесу?

    Лес и частный сектор. Согласитесь, словосочетание звучит несколько непривычно даже для нас. Тем не менее сегодня все больше идет разговоров о том, что многие производственные функции в лесной сфере нужно передавать в руки именно частникам. Меж тем одни специалисты выступают категорически против подобных новшеств, другие — решительно “за”.
    А тем временем процесс медленно, но верно начал сдвигаться с мертвой точки. Скажем, такой опыт уже имеется в Иссык–Кульской области — мы побывали в Аксуйском лесничестве, что под Караколом, и сразу почувствовали, что называется, разницу. И вопрос о том, быть или не быть частнику в лесу, отпал сам собой.

    В зеленый рай
    на своем горбу
    — Представляете, пройдет совсем немного времени, и на берегах Иссык–Куля появятся экзотические в наших краях кипарисы аризонские. Они очень быстро достигают двадцатиметровой высоты и непременно украсят берега нашей голубой жемчужины, — делится лесничий Аксуйского лесничества Бакыт Ыбыкеев. — Поверьте, это не просто слова...
    Верим, причем легко. Ведь в лесном питомнике хозяйства уже имеется целая голуболистная плантация заокеанского гостя. Кипарисы дружно тянутся верх, и вся эта красота обязательно приживется в морском иссык–кульском климате.
    — В шестидесятые годы прошлого века советские биологи пытались завезти в республику кипарис аризонский, но потом он, к сожалению, бесследно исчез. С трудом мы отыскали эту породу и теперь пытаемся возродить ее в своем питомнике, — рассказывает Бакыт. — Надо сказать, все виды кипариса обладают еще и ценной древесиной. Она у большинства представителей этой породы мягкая и легкая, а вот кипарис аризонский составляет исключение — у него древесина твердая и тяжелая, близкая по своим свойствам к древесине ореха. Вообще этот род хвойных растений насчитывает не меньше четырнадцати видов вечнозеленых красавцев. И упоминается еще в Ветхом Завете в числе райских деревьев.
    Собственно, у лесничества сегодня есть свой зеленый рай — рукотворный, за которым ухаживает целая команда работников, как за малым дитем. И потому питомник, раскинувшийся на четырех с небольшим гектарах, — гордость аксуйцев. Скорее, это даже не питомник, а своеобразная фабрика, где в нескольких “цехах” производят саженцы около шестидесяти ценных пород деревьев. Есть здесь сибирский кедр, эдакий крепыш, который пока больше напоминает густую траву. Имеются голубые тянь–шанские ели, крымская сосна, туи, тополя, березы, декоративные кустарники — бульдонеж, красная калина и прочие саженцы, в том числе редкие.
    Порядок в “цехах” поддерживается исключительный, и в каждом отделении свои правила, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах. Одна беда: дружные всходы приглянулись грызунам, которые прямо–таки повадились на грядки. Пришлось идти на крутые меры и даже кошку привязывать, чтобы уберечь посевы от прожорливых полевых мышей
    В питомнике используются и дедовские методы, и современные технологии. Скажем, здесь освоили новый способ, когда деревья выращиваются не в открытом грунте, а в теплицах и парниках, но в подготовленную почву высаживаются не семена, а черенки. Аксуйцы построили несколько теплиц, и созданный в них микроклимат дает просто потрясающие результаты. Как утверждают специалисты, всходы здесь растут чуть ли в два раза быстрее, чем на традиционных открытых грядках. И это несмотря на то, что в здешней местности тяжелая глинистая почва. Вот и приходится трудиться до седьмого пота — завозить навоз, добавлять удобрения. Иначе все старания будут напрасными.
    Усложнять просто,
    упрощать сложнее
    Аксуйское лесничество заключило договор с ОсОО “Алмалуу”, то есть по сути уже передало часть производственных функций в частные руки. И результат, как говорится, налицо.
    — Мы бы, конечно, хотели заключить договор с лесничеством сроком не на один год, а, скажем, на пять лет, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне, — признается директор “Алмалуу” Самак Алымбеков. — Но пока работаем на краткосрочных началах. В год мы должны высаживать не меньше двадцати гектаров леса. Это немало. На каждом работнике лежит огромная нагрузка. К тому же каждую неделю в питомник приходит комиссия из лесничества и придирчиво принимает сделанную работу. Не дай Бог, кто–то не прополол грядку или полил некачественно свой участок! За каждое нарушение вычитается штраф из зарплаты. Наши люди зарабатывают до трех тысяч сомов в месяц. Для сельской местности это неплохие деньги. К слову, в других лесных хозяйствах сотрудники зарабатывают гораздо меньшие суммы.
    Самак Алымбеков профессионал, каких поискать. В отрасли он работает почти 30 лет. Долгие годы был агрономом в Институте леса и ореховодства Национальной академии наук, а недавно перешел в Ак–Суйское лесничество. В принципе здесь все влюблены в лес. А Алымбеков еще и творить пытается: именно по его идее были построены все теплицы и парники. У директора “Алмалуу” масса планов, но воплотиться они смогут только тогда, когда питомник заработает стабильно и начнет приносить более высокие прибыли. И если дело так будет двигаться и дальше, мечты обязательно воплотятся.
    Собственно и само Аксуйское лесничество перешло на самостоятельный баланс совсем недавно. В результате всех реорганизаций выиграли и сами аксуйцы, и казна государства. Всего лишь одна цифра: имеющиеся в Иссык–Кульской области восемь крупных лесных хозяйств, в составе которых по пять лесничеств, заработали в прошлом году чуть больше девяти миллионов сомов, а одно небольшое Аксуйское лесничество — 1,2 млн.
    — Мы передали частникам и еще одну важную нашу функцию — санитарную рубку леса, — продолжает Бакыт Ыбыкеев. — За последние несколько десятилетий площади лесов в нашей республике сократились чуть ли не на треть. Как не только сохранить, но и приумножить национальное достояние — вопрос стратегической важности. И мы к нему подходим со всем пониманием. Места рубок теперь определяются не там, где удобно рубить древесину и вывозить ее, а там, где это нужно природе.
    В общем, побывав под Караколом, начинаешь понимать, что плюсов от передачи производства в области леса в частные руки может быть гораздо больше, чем предполагалось. Сегодня вся ответственность за лесохозяйственную деятельность возлагается на лесхозы, и, если ее разделить с местным сообществом, то лесу от этого будет только польза. Сразу заметим, что передача производственной деятельности частным лицам ни в коем случае не означает приватизацию лесов. Речь идет о перераспределении функций и ответственности за выполнение работ. Ну а если говорить о конкретных преимуществах, то, самое главное, в процесс втягивается местное сообщество, которое теперь не будет бездумно относиться к лесным богатствам. К тому же народ будет обеспечен работой. То есть по всему выходит, что союз между государством и частным сектором выгоден всем, и окружающей среде в первую очередь. Ведь если люди сами начнут сажать новые леса, то в будущем вряд ли у них поднимется рука с топором. Хотя пессимисты считают, что у наших сельчан еще достаточно низкий уровень сознательности. Впрочем, пример тех же аксуйцев показывает, что частник будет крепко стоять на страже своего добра. И не стоит усложнять ситуацию.
    — Многие из наших земляков сначала не понимали нас и всякий раз говорили: “Вам что, больше всех надо”? — вспоминает С. Алымбеков. — А потом люди увидели, что мы стараемся ради них же, и все эти разговоры сами собой прекратились.
    Но что бы там ни говорили, а в нашей стране уже принята Концепция развития лесной отрасли, рассчитанная до 2025 года, в которой все эти моменты расписаны подробно. Огромную работу в этом направлении проводит совместная Кыргызско–Швейцарская программа поддержки лесного хозяйства (КИРЛЕС). Она работает уже более десяти лет и осуществляется швейцарской организацией по развитию и сотрудничеству “Интеркооперейшн”.
    — Сегодня необходимо вовлечение в лесохозяйственную деятельность местного населения, — считает руководитель действующего в рамках программы проекта “Передача производственных функций частному сектору”, директор Ассоциации предприятий по переработке продуктов леса Ильяс Жумаев. — И главная цель нашего проекта — это создание в Кыргызстане нормальных условий для выгодного сотрудничества государства с местными сообществами и передачи производственной деятельности в частный сектор. Само собой разумеется, государство сохраняет за собой контролирующие функции. И здесь снова в пример можно привести Аксуйское лесничество, где на деле началось то самое партнерство государства и частного сектора.
    Конечно, внедрение рыночных элементов в лесное хозяйство и процесс передачи производственной деятельности в частные руки — дело не одного года. И здесь необходимо прежде всего утвердить стратегию и создать механизмы передачи производственной деятельности, определить роль и ответственность всех заинтересованных сторон: как конкретно будет работать местное население, на каких условиях, кто будет осуществлять контроль, что нужно сделать для создания новых коммерческих предприятий. И работа в этом направлении уже идет.
    Елена СКОРОДУМОВА.
    Фото автора.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15445/


Распечатать: Быть или не быть частнику в лесу? РаспечататьОставить комментарий: Быть или не быть частнику в лесу? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Быть или не быть частнику в лесу? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007