Распечатать: КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (проект) РаспечататьОставить комментарий: КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (проект) Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (проект) Посмотреть комментарии

5 сентября 2006

ОБЩЕСТВО

КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (проект)

    Мы, народ Кыргызстана, объединенный общей судьбой, приверженные общепризнанным правам и свободам человека, независимому правосудию, гражданскому миру и согласию, идеалам свободы и равенства, сохраняя национальные традиции, общечеловеческие моральные принципы и нравственные ценности, стремясь обеспечить благополучие и процветание Кыргызстана, сознавая себя частью мирового сообщества, исходя из своего суверенного права, принимаем Конституцию Кыргызской Республики.
    Раздел первый
    Глава I. Основы Конституционного строя.
    Статья 1
    1. Кыргызская Республика — Кыргызстан есть демократическое, суверенное, правовое, унитарное, светское государство с президентской формой правления.
    2. Суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. Изменение границ Кыргызской Республики может иметь место только в результате референдума (всенародного голосования).
    3. Административно-территориальное устройство Кыргызской Республики, местонахождение и статус ее столицы определяются законом.
    Статья 2
    1. Единственным источником государственной власти является народ.
    2. Народ осуществляет власть непосредственно через референдум и свободные выборы.
    3. Никто не может присваивать власть в Кыргызской Республике. Присвоение власти преследуется по закону. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту Кыргызской Республики, а также Жогорку Кенешу Кыргызской Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство Кыргызской Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий.
    4. Государственная власть в Кыргызской Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
    Статья 3
    1. Действующим правом в Кыргызской Республике являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, нормативных правовых актов, международных договоров и иных соглашений Кыргызской Республики, а также нормативные решения Конституционного и Верховного судов Кыргызской Республики.
    2. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Кыргызской Республики.
    3. Международные договоры, ратифицированные Кыргызской Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
    4. Все законы, международные договоры, участником которых является Кыргызская Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.
    Статья 4
    1. В Кыргызской Республике признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание организаций политических партий в государственных органах.
    2. Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений.
    3. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Кыргызской Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований.
    4. В Кыргызской Республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий, общественных объединений и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.
    Статья 5
    1. В Кыргызской Республике признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.
    2. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.
    3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
    4. Земля в Кыргызской Республике не может принадлежать на праве собственности иностранным государствам, их гражданам и юридическим лицам.
    Статья 6
    1. В Кыргызской Республике государственным является кыргызский язык.
    2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с кыргызским официально используется русский язык.
    3. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Кыргызстана.
    Статья 7
    Кыргызская Республика уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения вооруженной силы первой.
    Статья 8
    1. Кыргызская Республика имеет государственные символы — Флаг, Герб и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом.
    2. Столицей Кыргызской Республики является город Бишкек.
    3. Денежной единицей в Кыргызской Республике является сом.
    Глава II. Права и свободы человека и гражданина
    Статья 9
    1. В Кыргызской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
    2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
    3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
    Статья 10
    Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
    Статья 11
    1. Все равны перед законом и судом.
    2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
    3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы, равные возможности для их реализации.
    Статья 12
    1. Каждый имеет право на жизнь.
    2. Смертная казнь в качестве меры наказания за преступления в Кыргызской Республике не применяется, за исключением случаев, установленных законами военного времени.
    Статья 13
    1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
    2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
    Статья 14
    1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
    2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
    Статья 15
    1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
    2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
    Статья 16
    1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
    Статья 17
    Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как на основании судебного решения, за исключением предусмотренных законом случаев, целью которых является проведение спасательных работ или не терпящих отлагательства оперативно-следственных действий. Законность и обоснованность таких действий подлежат обязательной судебной проверке.
    Статья 18
    1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
    2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
    Статья 19
    1. Каждый, кто законно находится на территории Кыргызской Республики, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
    2. Каждый может свободно выезжать за пределы Кыргызской Республики. Гражданин Кыргызской Республики имеет право беспрепятственно возвращаться в Кыргызскую Республику.
    Статья 20
    Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
    Статья 21
    1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
    2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, ра-
    совую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального или религиозного превосходства.
    3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
    4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом.
    5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
    Статья 22
    1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
    2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
    Статья 23
    Граждане Кыргызской Республики имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации и шествия.
    Статья 24
    1. Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
    2. Граждане Кыргызской Республики имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
    3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
    4. Граждане Кыргызской Республики имеют равный доступ к государственной службе.
    5. Граждане Кыргызской Республики в предусмотренных законом случаях и порядке имеют право участвовать в отправлении правосудия.
    Статья 25
    Граждане Кыргызской Республики имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
    Статья 26
    1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
    2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
    Статья 27
    1. Право частной собственности охраняется законом.
    2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
    3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
    4. Право наследования гарантируется.
    Статья 28
    1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
    2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
    3. Условия и порядок пользования землей определяются законом.
    Статья 29
    1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
    2. Принудительный труд запрещен.
    3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
    4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения.
    5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
    Статья 30
    1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
    2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
    3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
    Статья 31
    1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
    2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
    3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
    Статья 32
    1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
    3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
    Статья 33
    1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
    2. В Кыргызской Республике финансируются государственные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
    3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом.
    Статья 34
    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
    Статья 35
    1. Каждый имеет право на образование.
    2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего среднего образования в государственных образовательных учреждениях.
    3. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
    Статья 36
    1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
    2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
    3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
    Статья 37
    1. Полная, безусловная, незамедлительная защита прав и свобод граждан, пресечение правонарушений в этой области и восстановление нарушенного положения – обязанность государства, всех его органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
    2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
    Статья 38
    1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
    2. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также общественных объединений могут быть обжалованы в суд.
    3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
    Статья 39
    1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом.
    2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием заседателей в случаях, предусмотренных законом.
    Статья 40
    1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
    2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
    Статья 41
    1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
    2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
    3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
    Статья 42
    1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
    2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
    3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
    Статья 43
    1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом.
    2. Законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
    Статья 44
    Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
    Статья 45
    Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц.
    Статья 46
    1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
    2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
    Статья 47
    1. Перечисление в Конституции Кыргызской Республики основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
    2. В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
    3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    Статья 48
    1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
    2. Чрезвычайное положение на всей территории Кыргызской Республики и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных законом.
    3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 12, 13, 15 (часть 1), 16, 20, 26 (часть 1), 32 (часть 1), 38 — 46 Конституции Кыргызской Республики.
    Статья 49
    Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
    Статья 50
    Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
    Статья 51
    1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Кыргызской Республики.
    2. Гражданин Кыргызской Республики несет военную службу в соответствии с законом.
    3. Гражданин Кыргызской Республики в случае, если его убеждениям или веро-
    исповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
    Статья 52
    Гражданин Кыргызской Республики может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
    Статья 53
    1. Гражданин Кыргызской Республики не может быть выслан за пределы Кыргызской Республики или выдан другому государству.
    2. Кыргызская Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
    Статья 54
    1. Гражданин Кыргызской Республики может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с международным договором Кыргызской Республики.
    2. Наличие у гражданина Кыргызской Республике гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из кыргызского гражданства, если иное не предусмотрено законом или международным договором Кыргызской Республики.
    3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Кыргызской Республике правами и несут обязанности наравне с гражданами Кыргызской Республики, кроме случаев, установленных законом или международным договором Кыргызской Республики.
    Статья 55
    1. Кыргызская Республика предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
    2. В Кыргызской Республике не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Кыргызской Республике преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе закона или международного договора Кыргызской Республики.
    Статья 56
    Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Кыргызской Республике и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
    Глава III. Президент Кыргызской Республики
    Статья 57
    1. Президент Кырызской Республики является Главой государства — высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Кыргызстан внутри страны и в международных отношениях.
    2. Президент Республики — символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
    3. Президент Кыргызской Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
    Статья 58
    1. Президент Кыргызской Республики избирается совершеннолетними гражданами Кыргызстана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
    2. Президентом Кыргызской Республики может быть избран гражданин Кыргызской Республики по рождению, не моложе 35 лет и не старше 70 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Кыргызстане не менее пятнадцати лет перед выдвижением его кандидатуры в Президенты.
    3. Очередные выборы Президента Кыргызской Республики проводятся за два месяца до истечения срока полномочий Президента Кыргызской Республики и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    4. Внеочередные выборы Президента Кыргызской Республики проводятся в случаях и сроки, установленные пунктом 1 статьи 65 Конституции.
    5. Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов избирателей. Кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в повторном голосовании, если в нем участвовало не менее 50 процентов всех избирателей.
    6. Результаты выборов Президента Кыргызской Республики должны быть подтверждены Конституционным судом Кыргызской Республики не позднее десяти дней после их окончания.
    Статья 59
    1. Президент Кыргызской Республики вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги: “Торжественно клянусь верно служить народу Кыргызстана, строго следовать Конституции и законам Кыргызской Республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Кыргызской Республики”.
    2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, судей Конституционного и Верховного судов Кыргызской Республики. В случае, предусмотренном статьей 65 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия Президента Кыргызской Республики, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий Президента Кыргызской Республики.
    3. Полномочия Президента Кыргызской Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Кыргызской Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента Кыргызской Республики от должности либо его кончины. Все бывшие президенты Кыргызской Республики, кроме отрешенных от должности, имеют звание экс-президента Кыргызской Республики.
    4. Полномочия Президента Кыргызской Республики, избранного на внеочередных выборах, осуществляются до вступления в должность Президента Кыргызской Республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены через пять лет после внеочередных выборов.
    5. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Кыргызской Республики более двух раз подряд.
    Статья 60
    1. Президент Кыргызской Республики не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность.
    2. На период осуществления своих полномочий Президент Кыргызской Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии.
    Статья 61
    Президент Кыргызской Республики:
    1) обращается с ежегодным посланием к народу Кыргызстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Кыргызской Республики;
    2) назначает очередные и внеочередные выборы в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики; созывает первую сессию Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и принимает присягу его депутатов народу Кыргызстана; созывает внеочередные заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики; подписывает представленный Жогорку Кенешем Кыргызской Республики закон; обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования;
    3) назначает на должность Премьер-министра Кыргызской Республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-министра определяет структуру Правительства Кыргызской Республики, назначает на должность и освобождает от должности его членов, а также образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Кыргызской Республики, не входящие в состав Правительства Кыргызской Республики; принимает присягу членов Правительства Кыргызской Республики, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Кыргызской Республики по особо важным вопросам; поручает Правительству Кыргызской Республики внесение законопроекта в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства Кыргызской Республики и руководителей местных государственных администраций;
    4) представляет Жогорку Кенешу Кыргызской Республики кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного и Верховного судов Кыргызской Республики;
    5) из числа избранных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики судей Конституционного и Верховного судов Кыргызской Республики назначает соответственно председателя Конституционного суда Кыргызской Республики и его заместителя, председателя Верховного суда Кыргызской Республики и его заместителей сроком на семь лет;
    6) назначает председателей, их заместителей и судей местных судов и освобождает их от должности в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией и законами;
    7) с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики назначает на должность председателя Национального Банка Кыргызской Республики; освобождает его от должности;
    8) с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики назначает на должность Генерального прокурора и председателя Службы национальной безопасности Кыргызской Республики; освобождает их от должности;
    9) назначает и отзывает глав дипломатических представительств Кыргызской Республики;
    10) назначает на должность председателя и половину аудиторов Счетной палаты Кыргызской Республики; освобождает их от должности;
    11) назначает председателя и половину членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики; освобождает их от должности;
    12) утверждает государственные программы Кыргызской Республики;
    13) по представлению Премьер-министра Кыргызской Республики утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Кыргызской Республики;
    14) принимает решение о проведении всенародного референдума;
    15) ведет переговоры и подписывает международные договоры Кыргызской Республики; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств;
    16) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;
    17) награждает государственными наградами Кыргызской Республики, присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы;
    18) решает вопросы гражданства Кыргызской Республики, предоставления политического убежища;
    19) осуществляет помилование осужденных;
    20) в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Кыргызской Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-министром и Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Кыргызстана или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Кыргызской Республики, с незамедлительным информированием об этом Жогорку Кенеш Кыргызской Республики;
    21) в случае агрессии против Кыргызской Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Кыргызской Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Жогорку Кенеш Кыргызской Республики;
    22) образует Государственный Совет Кыргызской Республики и определяет его состав;
    23) формирует подчиненные ему Службу охраны Президента Кыргызской Республики и Национальную гвардию;
    24) назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Кыргызской Республики, определяет его статус и полномочия; формирует Администрацию Президента Кыргызской Республики;
    25) образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы;
    26) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики.
    Статья 62
    1. Президент Кыргызской Республики на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Кыргызской Республики.
    2. В случае, предусмотренном подпунктами 1 и 2 статьи 80 Конституции, Президент Кыргызской Республики издает законы.
    3. Акты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, подписываемые Президентом Кыргызской Республики, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства Кыргызской Республики, предварительно скрепляются соответственно подписью Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики либо Премьер-министра Кыргызской Республики, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов.
    Статья 63
    1. Президент Кыргызской Республики, его честь и достоинство неприкосновенны.
    2. Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Кыргызской Республики и его семьи осуществляются за счет государства.
    3. Все бывшие президенты Кыргызской Республики, кроме отрешенных от должности в установленном настоящей Конституцией порядке, имеют звание экс-президента Кыргызской Республики.
    Экс-президент Кыргызской Республики не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда был застигнут на месте совершения преступления. Привлечение экс-президента к уголовной, а также налагаемой в судебном порядке административной ответственности допускается лишь с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Обеспечение, обслуживание и охрана экс-президента Кыргызской Республики осуществляются в порядке, установленном законом.
    Статья 64
    1. Президент Кыргызской Республики может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Жогорку Кенеш Кыргызской Республики образует комиссию, состоящую из депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов на основании заключения комиссии и заключения Конституционного суда Кыргызской Республики о соблюдении установленных конституционных процедур.
    2. Президент Кыргызской Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступлении и может быть за это отрешен от должности Жогорку Кенешем Кыргызской Республики. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято двумя третями от общего числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по инициативе не менее половины его депутатов. Расследование обвинения организуется Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, и его результаты большинством голосов от общего числа его депутатов передаются на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    3. Вопрос об отрешении Президента Кыргызской Республики от должности не может быть возбужден в период рассмотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Статья 65
    1. При невозможности осуществления Президентом Кыргызской Республики своих обязанностей по указанным в статье 64 настоящей Конституции причинам, а также в случае смерти его обязанности до избрания нового Президента Кыргызской Республики исполняет Премьер-министр Кыргызской Республики. Выборы нового Президента Кыргызской Республики при этом должны быть проведены в трехмесячный срок с момента прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики.
    2. Премьер-министр Кыргызской Республики, исполняющий обязанности Президента Кыргызской Республики, не вправе осуществлять роспуск Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, назначать референдум, прекращать полномочия Правительства Кыргызской Республики, а также вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики.
    Глава IV. Законодательная власть Кыргызской Республики
    Статья 66
    1. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики — Парламент Кыргызской Республики — является постоянно действующим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий.
    2. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики состоит из 90 депутатов, избираемых на пять лет. Сорок пять депутатов избираются на основе представительства политических партий по пропорциональной системе. Сорок пять депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам на основе представительства населения Кыргызской Республики.
    Право выдвижения кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики принадлежит гражданам и политическим партиям.
    3. Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики избираются совершеннолетними гражданами Кыргызской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики определяется законом.
    4. Очередные выборы в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проводятся в последнее воскресенье февраля пятого года полномочий Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Статья 67
    1. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики собирается на первую сессию после избрания не менее двух третей конституционного состава не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов.
    2. Первое заседание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики открывает старейший по возрасту депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    3. Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики перед Президентом Кыргызской Республики с участием судей Конституционного и Верховного судов Кыргызской Республики приносят присягу:
    “Я,…, приступая к исполнению полномочий депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, присягаю на верность Кыргызской Республике и клянусь:
    соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, исполнять свои обязанности в интересах всего народа, защищать суверенитет и независимость кыргызского государства”.
    Полномочия депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики начинаются со дня принятия присяги.
    4. Со дня первого заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики нового созыва полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики прежнего созыва прекращаются.
    Статья 68
    1. Депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день проведения выборов 25 лет, имеющий право участвовать в выборах и постоянно проживающий в республике не менее пяти лет перед выдвижением кандидатом в депутаты.
    2. Не может быть избрано депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики лицо, имеющее не погашенную и не снятую в установленном законом порядке судимость.
    3. Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики обладает правом функциональной неприкосновенности. Он не может подвергаться преследованиям за высказываемые в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики. Депутат не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда был застигнут на месте совершения преступления. Привлечение депутата к уголовной, а также налагаемой в судебном порядке административной ответственности за правонарушения, связанные с депутаткой деятельностью, допускается только с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    4. Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не может одновременно занимать должность члена Правительства Кыргызской Республики или быть депутатом местного кенеша.
    Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не может занимать должность судьи, прокурора, а также находиться на другой государственной службе; не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
    Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики вправе заниматься научно-педагогической и иной творческой деятельностью, если такая деятельность не наносит ущерба исполнению депутатских обязанностей.
    5. Полномочия депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики прекращаются одновременно с прекращением полномочий Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    6. Полномочия депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики прекращаются досрочно в случаях подачи им письменного заявления о сложении депутатских полномочий, роспуска Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, признания депутата судом недееспособным, вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим, а также в случае смерти депутата.
    Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики лишается полномочий: при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него; перехода на работу или неоставлении им работы, несовместимой с выполнением депутатских полномочий; признании выборов недействительными; выезде на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики; выходе из гражданства Кыргызской Республики или утрате гражданства Кыргызской Республики.
    7. Прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, а также лишение его полномочий осуществляются постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
    8. За систематическое отсутствие без уважительных причин на заседаниях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в течение одной сессии депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики лишается депутатских полномочий по решению, принятому большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    9. Порядок замещения вакантного мандата, образовавшегося вследствие досрочного прекращения полномочий депутата, определяется законом.
    Статья 69
    Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики имеет право запроса к органам исполнительной власти, местного самоуправления и их должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос не позднее месячного срока.
    Статья 70
    1. К ведению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики относятся:
    1) внесение изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики в установленном Конституцией порядке;
    2) принятие законов Кыргызской Республики;
    3) официальное толкование Конституции Кыргызской Республики и принятых им законов;
    4) изменение границ Кыргызской Республики;
    5) утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
    6) решение вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики;
    7) назначение выборов Президента Кыргызской Республики;
    8) утверждение по представлению Президента Кыргызской Республики структуры Правительства Кыргызской Республики;
    9) выражение недоверия Правительству Кыргызской Республики, отдельному его члену большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в предусмотренных Конституцией случаях;
    10) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Кыргызской Республики судей Конституционного и Верховного судов Кыргызской Республики;
    11) дача согласия на назначение Генерального прокурора и Председателя Службы национальной безопасности Кыргызской Республики;
    12) дача согласия на назначение председателя Национального банка Кыргызской Республики;
    13) избрание половины состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;
    14) избрание половины состава аудиторов Счетной палаты Кыргызской Республики;
    15) избрание и освобождение от должности Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики и его заместителей;
    16) ратификация и денонсация международных договоров;
    17) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
    18) установление воинских и иных званий, классных чинов, дипломатических рангов, квалификационных классов и других специальных званий Кыргызской Республики;
    19) учреждение государственных наград и почетных званий Кыргызской Республики;
    20) издание актов об амнистии;
    21) заслушивание посланий и заявлений Президента Кыргызской Республики, выступлений руководителей и иных представителей иностранных государств, международных организаций;
    22) заслушивание ежегодных посланий и докладов Конституционного суда Кыргызской Республики о состоянии конституционной законности в стране, Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики — о положении дел в стране в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
    23) заслушивание ежегодных отчетов Премьер-министра Кыргызской Республики, Генерального прокурора Кыргызской Республики, председателя Национального банка Кыргызской Республики, председателя Счетной палаты Кыргызской Республики;
    24) отрешение Президента Кыргызской Республики от должности.
    Заслушивание ежегодных отчетов и докладов должностных лиц, указанных в настоящем пункте, осуществляется с учетом положений настоящей Конституции и законов Кыргызской Республики о самостоятельности и независимости соответствующих государственных органов и их должностных лиц.
    2. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по указанным в подпунктах 2, 7, 9—16, 18 — 24 пункта 1 настоящей статьи вопросам, а также по вопросам осуществления контроля за исполнением законов принимает постановления.
    3. Законы и постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, если настоящей Конституцией не предусмотрен иной порядок их принятия.
    Статья 71
    1. Законами регулируются вопросы, не входящие в перечень, указанный в пункте 2 статьи 70, а также иные важные вопросы государственной и общественной жизни.
    2. Закон не может быть введен в действие и опубликован без подписания его Президентом Кыргызской Республики.
    3. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по просьбе Правительства Кыргызской Республики может разрешить Правительству Кыргызской Республики принимать постановления по вопросам, относящимся к сфере ведения Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Статья 72
    1. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики избирает из своего состава Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, его заместителей и отзывает их.
    2. Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики:
    1) ведет заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
    2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов к рассмотрению на заседаниях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
    3) подписывает акты, принятые Жогорку Кенешем Кыргызской Республики;
    4) представляет Жогорку Кенеш Кыргызской Республики за ее пределами, обеспечивает взаимодействие Жогорку Кенеша с Президентом Кыргызской Республики, Правительством Кыргызской Республики, органами исполнительной и судебной ветвей государственной власти, органами местного самоуправления;
    5) осуществляет контроль за деятельностью аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
    6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Законом о регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    3. Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики избирается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Торага подотчетен Жогорку Кенешу Кыргызской Республики и может быть
    отозван по решению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    4. Заместители Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики избираются тайным голосованием, выполняют по поручению Торага отдельные его функции и замещают Торага в случае его отсутствия. Заместители Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики отзываются в порядке, предусмотренном Законом о регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Статья 73
    1. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики из числа своих депутатов образует не более 7 комитетов, а также временные комиссии, избирает их председателей.
    Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики может быть членом только одного комитета или комиссии.
    2. Комитеты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, отнесенных к полномочиям Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, контролируют исполнение законов и решений, принятых Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
    3. Законы и другие нормативные правовые акты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики принимаются после предварительного рассмотрения их проектов соответствующими комитетами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    4. Избрание и назначение должностных лиц, отнесенные к полномочиям Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, дача согласия Жогорку Кенешем Кыргызской Республики для назначения на государственную должность и освобождение их от должности производится при наличии заключения соответствующих комитетов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Статья 74
    1. Сессии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики осуществляются в форме заседаний и проводятся один раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня следующего года.
    2. Внеочередные сессии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики созываются Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по предложению Президента Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики или не менее одной трети депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    3. Заседание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики правомочно при условии присутствия на нем не менее двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    4. Решения Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Кыргызской Республики, принимаются исключительно на заседаниях путем голосования депутатов.
    Голосование на заседаниях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики осуществляется депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики лично. Уклонение от голосования не допускается.
    5. Организация и порядок деятельности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, структура и штатная численность его аппарата определяются Законом о регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Статья 75
    1. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики может быть досрочно распущен по решению о самороспуске, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    2. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики может быть досрочно распущен Президентом Кыргызской Республики: по результатам референдума; кризиса, вызванного непреодолимыми противоречиями между Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и другими ветвями государственной власти.
    3. В случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 64 настоящей Конституции, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики считается распущенным с момента вынесения заключения Конституционным судом Кыргызской Республики.
    4. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики не может быть распущен:
    во время чрезвычайного или военного положения; в период рассмотрения Жогорку Кенешем Кыргызской Республики вопроса об отрешении Президента Кыргызской Республики от должности; когда до истечения полномочий Президента Кыргызской Республики остается менее шести месяцев.
    5. В случае роспуска Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Президент Кыргызской Республики назначает дату выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики с тем, чтобы вновь избранный Жогорку Кенеш Кыргызской Республики собрался на свое первое заседание не позднее чем через 6 месяцев с момента роспуска.
    Статья 76
    1. Право законодательной инициативы принадлежит:
    30 тысячам избирателей (народная инициатива);
    Президенту Кыргызской Республики;
    депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
    Правительству Кыргызской Республики.
    Верховному суду Кыргызской Республики по вопросам своего ведения.
    2. Право законодательной инициативы реализуется исключительно в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики.
    3. Президент Кыргызской Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Жогорку Кенеш Кыргызской Республики должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Жогорку Кенешем Кыргызской Республики настоящего требования Президент Кыргызской Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Жогорку Кенешем Кыргызской Республики нового закона в установленном Конституционном порядке.
    Статья 77
    1. Законопроекты вносятся в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.
    2. Законопроекты, определенные Президентом Кыргызской Республики или Правительством Кыргызской Республики как неотложные, рассматриваются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики во внеочередном порядке.
    3. Представленный Жогорку Кенешу Кыргызской Республики проект закона Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики направляет в соответствующий комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Комитет не позднее одного месяца обязан внести законопроект со своим заключением на рассмотрение заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    4. Поправки в проект закона о республиканском бюджете могут быть внесены только с согласия Правительства Кыргызской Республики.
    5. Изменения в закон о республиканском бюджете, проекты законов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств государства, другие проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, либо сокращение его доходной части, могут быть внесены в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики и приняты только с согласия Правительства

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15358/


Распечатать: КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (проект) РаспечататьОставить комментарий: КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (проект) Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (проект) Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007