Распечатать: Вот вам правда о недоливе РаспечататьОставить комментарий: Вот вам правда о недоливе Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вот вам правда о недоливе Посмотреть комментарии

28 июля 2006

УРОЖАЙ

Вот вам правда о недоливе

    Два месяца назад с трудом удалось уговорить работника одной из АЗС на интервью, но в последний момент он отказался от беседы. Побоялся. Прошло некоторое время, и он сам пришел в редакцию, чтобы рассказать (разумеется, при сохранении анонимности) то, чего мы так настойчиво от него добивались. Предоставленная им информация не касается какой–либо конкретной АЗС Бишкека, а лишь дает понятие об основных способах, с помощью которых заправщики могут обмануть доверчивых клиентов бензоколонок.
    Пять лет назад, как рассказал собеседник, можно было недолить два литра на каждые 10 заправляемых. Сегодня махинации с бензином на отдельных АЗС по–прежнему существуют, хотя и не в таких пропорциях. Парадокс, но недолив — дело вполне законное! Любое оборудование, как известно, имеет некоторую погрешность измерения (топливораздаточные колонки — не исключение), определенную стандартами. Погрешность колонок российского производства составляет 0,5% (то есть 50 миллилитров на 10 литров заправленного топлива), точность импортных колонок ровно в два раза выше. Эту величину контролируют и регулируют, но, естественно, всегда со знаком минус. Потому как кому выгодно продавать больше положенного? Как правило, эти 50 миллилитров компенсируют возможные ошибки, обман поставщиков, ловкость бензовозчиков (это отдельная тема) и, естественно, увеличивают дополнительную прибыль, а она даже при такой маленькой погрешности весьма существенна.
    Но так работают только “честные” заправщики. Остальные регулируют оборудование на недолив на свой страх и риск. Госстандарт, как правило, проверяет колонки раз в полугодие. После чего механизм подачи бензина опечатывают, указывают дату проверки. Но кто не знает таланты и способности наших Кулибиных? Пломбу, говорят, можно подделать или заменить готовой, купленной у контролера.
    Хотите проверить заправщика на честность? Попросите залить топливо в мерную канистру, емкость которой известна. Если вам откажут под благовидным предлогом, значит, дело нечисто, колонка отрегулирована со знаком минус. “Сэкономленное” топливо, кстати, нередко реализуют через те же бензоколонки, без всяких чеков (многие их не только не спрашивают, но и не ждут). Такие манипуляции обычно проводят на небольших АЗС, где малочисленному персоналу легко договориться. Многое зависит и от поведения автолюбителя, ведь из окошка хорошо виден каждый клиент, и опытный заправщик знает, стоит его обманывать или нет.
    Теперь пару слов о самой технологии обмана. На видавшем виды стрелочном оборудовании (кроме его регулировки) недоливают старыми проверенными способами. К примеру, шланг можно проколоть, он начинает подсасывать воздух, и в конце заправки в нем “запирается” около 150–200 мл топлива. Опытный оператор может оставить себе литр с десяти оплаченных, отключив колонку как раз в тот момент, когда стрелка только пошла на “десятку”, но этот десятый литр еще не залит. То есть на счетчике десять, а в баке девять! Можно и просто нарушить счетчик, чтобы стрелка проскальзывала по части делений. Кстати, длинный шланг, свернутый в кольцо, вмещает в себя до литра топлива, так что разумно после выключения колонки попытаться слить с него все остатки.
    Приводят к задержке топлива в шланге и некоторые неисправности пистолета, который автоматически отключает подачу бензина. Подача топлива, как известно, прекращается, когда топливо касается кромки пистолета, то есть при полном баке. Но здесь существует одна уловка. Дело в том, что у большинства иномарок горловины топливных баков для предотвращения попадания влаги оборудованы диафрагмами. Наличие такой диафрагмы нередко приводит к образованию вихревых потоков в узкой горловине, и подача отключается задолго до заполнения бака. Когда водитель вставляет пистолет слишком далеко в горловину, такие отключения происходят через каждые несколько секунд... А еще сам заправщик лукавит, когда держит заправочный пистолет в руках, то сжимая, то разжимая рычаг. В таких случаях вместо бензина в бак тоже поступает воздух, тогда как датчик счетчика показывает залитые литры бензина.
    На современных автозаправочных комплексах, оснащенных электроникой, “обжуливать” водителей становится гораздо сложнее, к тому же они завязаны в единую сеть с главным процессором и кассовым аппаратом. Правда, и это оборудование не защищено от взлома, только на этот раз потребуется не слесарь с отверткой, а хакер–электронщик. Говорят, при помощи специального чипа со счетчиком можно делать все, что угодно, в том числе запланировать недолив. Можно также “взломать” центральный компьютер, а в случае чего все “свалить” на капризы электроники.
    Покупая бензин, в любом случае обратите внимание на внешний вид колонок и измерительных приборов. Потому как на устаревших топливораспределительных колонках стрелки иногда крутятся... произвольно, и водитель не всегда успевает проследить, сколько литров бензина ему отпустили. По инструкции операторы АЗС обязаны при передаче смены определять погрешность работы колонок с помощью специальных мерников (на них должно стоять клеймо метрологической службы) и записывать ее в отчете. Правда, рядовому автолюбителю эти сведения не сообщают, и еще ни разу не приходилось слышать о случаях, когда бы бензозаправки “ошибались” в пользу водителей.
    Теперь о качестве автотоплива. Повествуя о перипетиях функционирования отечественного автозаправочного бизнеса, нельзя упустить такую щекотливую тему как обман клиентов АЗС. Ибо, как это ни печально, махинации с качеством и количеством отпускаемого покупателю топлива являются принципом ведения бизнеса для некоторых владельцев и сотрудников АЗС. Так, по данным правоохранительных органов, на отечественном розничном рынке нефтепродуктов доля топлива, несовместимого с “высоким” званием “бензин”, составляет почти 30(!) процентов. Это значит, что практически на каждой третьей заправке отечественный автовладелец имеет все шансы залить в бак своей машины фальсифицированный бензин. И это лишь один из видов обмана клиентов, и далеко не единственный. Все напрямую зависит от честности хозяев заправок. Если они разбавляют высокооктановый бензин дизельным топливом, то качество смеси соответственно падает.
    Чтобы прекратить подобное безобразие, некоторые компании еще летом прошлого года начали добавлять в бензин специальные красители. Бензин А–76, например, окрашивается в красный цвет, АИ–92 — в синий. И все–таки вероятность того, что вы заправитесь на АЗС какой–нибудь дрянью, весьма велика.
    Любовь Борисенко.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14900/


Распечатать: Вот вам правда о недоливе РаспечататьОставить комментарий: Вот вам правда о недоливе Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вот вам правда о недоливе Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007