Распечатать: Камо грядеши, Кыргызстан? РаспечататьОставить комментарий: Камо грядеши, Кыргызстан? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Камо грядеши, Кыргызстан? Посмотреть комментарии

18 июля 2006

СОЦИАЛКА

Камо грядеши, Кыргызстан?

    Страна наша стоит перед важным выбором: куда идти, в каком направлении развиваться? Политики, эксперты–аналитики, экономисты бьют тревогу — больше года прошло с начала отсчета нового этапа развития, но при обилии больших и малых, толковых и сомнительных теорий воз пока и ныне там. Экономике похвастать в принципе нечем, политический курс особой стабильностью тоже не блещет, а социальное положение граждан и подавно не дает поводов для ликования и оптимизма.
    Но уже давно многими здравомыслящими политиками и экспертами высказана мысль о необходимости разработки всесторонней глобальной стратегии движения Кыргызстана на разносрочные периоды. Таковой вполне может стать Стратегия развития страны на 2006–2010 годы (СРС). Об этой идее наша газета уже сообщала (“МСН” от 14.02.06). Сейчас намерения приняли конкретные очертания.
     В минувший четверг по поводу экспертизы основных направлений стратегии в гостинице “Ак–Кеме” в рамках проекта “Аналитика “за” Фонда “Сорос—Кыргызстан” прошел круглый стол с участием чиновников, представителей аналитических и социально–политических центров, независимых экспертов. Напомним, что проект стратегии был заказан правительством рабочей группе под руководством Министерства экономики и финансов КР.
    В чем же цель стратегии? Авторы проекта ее, как и всех прочих начиная с незапамятных советских времен, обещают, конечно, “повышение уровня жизни граждан путем устойчивого экономического роста, создания условий для полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг”. Иными словами, в случае реализации всех мероприятий этой стратегии будем мы, господа–товарищи, жить–поживать не хуже, чем в соседних динамично развивающихся странах.
    Только представьте, какие перспективы открываются: реальный ВВП в 2010 году вырастет на 33 %, а номинальный — на 65 % к уровню 2005 года при среднегодовом росте ВВП до 6 %. Объем ВВП в промышленности увеличится на 7 %, сельском хозяйстве — на 5,5, строительстве — на 10, сфере услуг — на 6,4 %. В итоге после реализации СРС доход на душу населения возрастет на 53 % к уровню 2005–го и составит в 2010 году 728 долларов США. Средняя зарплата через четыре года возрастет на 60 % и достигнет ста долларов. Авторы планируют сократить до 2,6 % к ВВП дефицит бюджета, а также вдвое снизить порог уровня внешнего долга к внутреннему продукту.
    Закономерен вопрос: где деньги на все это? Ответили разработчики на него очень ясно: во–первых, в интересах правительства поддержать СРС из госбюджета, во–вторых, ожидается, как и раньше, инвестиционная подпитка в рамках Программы государственных инвестиций плюс гранты. Надеются авторы на средства международных доноров на покрытие дефицита бюджета, а также на техническую помощь. Но будет поддержка приоритетных направлений и местными бюджетами регионов, и частными инвестициями.
    Чем СРС отличается от НССБ? Как говорится, найдите десять различий: первой названа рыночная ориентированность в укреплении экономического потенциала страны и сфере социального развития через рост занятости; определена сфокусированность на борьбу с коррупцией именно в госуправлении; цели стратегии увязаны с “Целями развития тысячелетия”, к которым Кыргызстан присоединился в начале XXI века; взят курс на развитие регионов (территорий); усилия будут сконцентрированы всего на пяти приоритетах в экономике: энергетике, горнодобывающей отрасли, сельском хозяйстве и переработке, сервисных услугах, транспортной инфраструктуре. А оценивать стратегию будет наряду с правительством и гражданский сектор.
    Как достичь всего этого? Опять же известными путями: поддерживая благоприятную бизнес–среду, улучшая инвестклимат, углубляя реформы финансового сектора, наращивая объемы за счет внутренних ресурсов. Продолжится реформирование налоговой системы, корректировка политики госрасходов, жесткое регулирование внешнего долга. Грядет и очередная реформа госуправления с ее децентрализацией.
    Любовь Тен, начальник управления макроэкономической политики Минэкономфина и руководитель рабочей группы, сообщила, что сроки были более чем сжатые: “Мы готовили стратегию чуть более месяца, и, конечно, этого мало для документа такого масштаба и значения. Скажу с уверенностью, что база документа уже создана, сейчас дело за ее улучшением. Мы накапливаем замечания, потом доработаем проект с их учетом и отправим в правительство. Будем надеяться, что Национальный совет по КОР, который возглавляет президент, одобрит его, как и наши доноры. Сроки сжатые — с сентября надо приступать к реализации стратегии, времени на раскачку нет”.
    Что касается предыдущих программ, начиная с КОР и НССБ–2, то сейчас, утверждает Л. Тен, идет инвентаризация (экспертная оценка) всех программ. НССБ–1 была выполнена в 2004 году. А те, которые уже утратили смысл, отменяются. Но рациональное зерно многих новых программ, например, “Беш Ашуу” (“Пять перевалов”) войдет в проект СРС, например, в части приоритетов развития, но без их суперамбициозной цели удвоения ВВП к 2010 году.
    Нуритдин Джаманкулов, эксперт, считает, что эта стратегия “не впечатляет”, проект ее подготовлен недостаточно тщательно. Да и путаница, разночтения в содержании разосланного на экспертизу варианта СРС и размещенного на сайте Минэкономфина не идут на пользу делу стратегического планирования. По словам Н. Джаманкулова, было бы нелишним сначала определить, насколько стратегия совпадает с видением “главных режиссеров” нашей страны. Он пояснил, что президент К. Бакиев никогда не озвучивал некоторые важные аспекты СРС, например относительно участия государства в акционерных капиталах предприятия. Если в горной отрасли одним из приоритетов является политический аспект, суть которого — отказ государства от участия в акционерном капитале горных предприятий, то это, можно сказать, реформа, меняющая структуру и институциональную систему.
    Далее он отметил неясность пункта, связанного с торговой политикой, поскольку республика не живет сама по себе, а развивается в отношениях с партнерами: “Будем ли мы, действуя в рамках ВТО, применять защитные меры для некоторых отраслей? До сих пор, оказывается, мы ни разу не использовали тех возможностей, которые предоставляет этот торговый клуб”.
     Неясен, по его мнению, и подход к дерегулированию экономики. Этот важнейший пункт в СРС отражен лишь общими фразами в разделе борьбы с коррупцией, отсутствует градация подходов к крупным, средним и мелким предприятиям.
    Кемал Измайлов, эксперт проекта “Аналитика “за”, считает предложенную стратегию инерционной: “Вариабельность факторов, которые влияют на эту стратегию, мала, поскольку развернуться в короткий период с 2006 по 2010 год невозможно. Поэтому надо учитывать то, что есть. В политической сфере нет проекта сильного консолидированного государства. После событий марта надежды многих на консенсус между властью и народом не оправдались, и сейчас идет противодействие. Как будет влиять этот фактор на дальнейшее развитие? Мы видим, что у нас есть застойные регионы. Протестные явления на улицах — следствие подкупа маргинальных слоев населения, и это не новость. Но они расшатывают государственный строй. В этой ситуации предлагать революционные планы невозможно — их не выполнить.
    Налоги, все знают, это основа государства. Но оно уже проявило слабость, к примеру, не сумев ввести кассовые аппараты. Тогда начинают работать коррупция, лоббирование. Эти факторы и будут влиять на такую среднесрочную стратегию. Я отнюдь не утверждаю, что проект плохой. Но те цели, которые авторы хотели поставить, не подкреплены достаточными ресурсами и их объемами. Тем не менее этот проект — наиболее реальный, мы себе другого позволить пока не можем”.
    А по мнению Ания Франсиса, эксперта ТАСИС, разработчики почему–то забыли о роли и влиянии туризма на темпы развития страны и Иссык–Куля, несмотря на то что разговоры об этом идут десяток лет. Упомянул он и о недопустимости частой смены приоритетов в экономике при смене составов правительства. И, самое главное, предложил определиться, где брать деньги на эту стратегию.
     Бесспорно, стратегия нужна как воздух. Очевидно, что в таком виде проект не окончателен. Ясно как день, что СРС следует доработать с учетом замечаний не только экспертов, но и частного сектора. Но очевидно и то, что дальше медлить невозможно: идти вперед без стратегии — все равно что готовить без рецепта, толку не будет.
    Елена Мешкова.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14795/


Распечатать: Камо грядеши, Кыргызстан? РаспечататьОставить комментарий: Камо грядеши, Кыргызстан? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Камо грядеши, Кыргызстан? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007