Распечатать: Хирург от Бога РаспечататьОставить комментарий: Хирург от Бога Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Хирург от Бога Посмотреть комментарии

9 декабря 2005

КАРЬЕРА

Хирург от Бога

    Щедрое сердце и золотые руки доктора Сатынды Кожокматова не раз выручали меня — бывшего спортсмена–баскетболиста от последствий различных травм и буквально возвращали в гущу событий живым–здоровым. Много лет знаю этого неутомимого жизнелюба и гуманиста, а вот рассказать о нем людям взялся только теперь. Что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда…
    РодилсЯ Сатынды 3 декабря 1935 года в селе Маман Ак–Суйского района Иссык–Кульской области в семье первого председателя колхоза “Джаны–Джылдыз” Кожокмата Атанаева и простой сельской труженицы Бюбюлем Атанаевой.
    — Детство мое выпало на военное время, — рассказывает Сатынды Кожокматович. — К сожалению, отца своего не помню. В 1937 году он был арестован. В 1938 году родилась моя сестра Гулуш, и мы жили с матерью. Тогда все документы уничтожили, даже фотографии отца не оставили. В 1942 году его отправили на фронт, а через год мы получили похоронку…
    В седьмом классе я заболел воспалением легких, была высокая температура, и меня отвезли в Пржевальскую областную больницу. Там я впервые в жизни увидел врачей в белых халатах. Особенно потрясли мое воображение хирурги с засученными рукавами халатов, в масках…
    — И вы влюбились в медицину?
    — Кажется да, по–мальчишески подспудно и преданно. А далее опять дело случая, стечение обстоятельств. В то время я учился в Сарыкамышской школе–интернате, и к нам приехал молодой хирург Мамбет Мамакеев (выпускник Фрунзенского медицинского института и Сарыкамышской школы–интерната). Он так увлеченно и страстно рассказывал о своей работе, что мы все сразу захотели стать хирургами. Во всяком случае я потом спал и видел себя в медицинском халате…
    В детстве Сатынды не был озорником. Военное лихолетье, безотцовщина выработали в нем самостоятельность, серьезность и ответственность. И сам он требовал к себе серьезного отношения. Не терпел увещеваний в духе воспитательницы детского сада и административных окриков. Понимал, что в этой жизни надо всего добиваться самому.
    — И вот, — продолжает Сатынды Кожокматович, — пришло время и встали вопросы: ехать или не ехать во Фрунзе? Поступлю в мед-институт или нет? Ведь я плохо знал русский язык. Решил: умру, но поступлю.
    Сейчас с большим волнением вспоминаю студенческие годы — ведь романтика какая была! А ютились мы в бывшей городской тюрьме напротив бани по двенадцать человек в “камере”. Только семейные студенты жили в “одиночках”. Это было наше общежитие. Мы шесть лет там прожили. Теперь, встречаясь с тогдашними однокурсниками, нет–нет да поднимем стопочку за нашу “тюремную” молодость… А учеба! В нашем мединституте работали выдающиеся педагоги, ученые… Во время войны к нам эвакуировался Харьковский мединститут, и все базировалось здесь. Подготовка медицинских кадров во Фрунзе в Советском Союзе считалась очень профессиональной и высокой.
    — А как дела складывались на личном фронте?
    — Свою жену Бюбиси я знаю еще с четвертого класса, вместе учились. Затем она поступила в Пржевальский педагогический институт. Закончила его в 1957 году, и тогда мы поженились. В 1959 году я завершил учебу на лечебном факультете и был направлен врачом–хирургом в город Сулюкта Ошской области. Там с женой (она работала в школе) мы прожили 15 лет, обзавелись детьми. У нас шесть дочерей и сын. Старшие дочки семейные, лишь младшая учится в Москве, а сын Данияр — школьник. Самая большая для нас с Бюбиси радость — это наши три внучки и четверо внуков. Как говорится, ждем не дождемся выходных, когда они к нам придут. Люблю, знаете ли, когда звенят детские голоса…
    Древнегреческий философ и драматург Эсхил говаривал: “Мудр тот, кто знает не многое, а нужное”. Этот постулат Сатынды запомнил на всю жизнь и как бы следовал ему с первых самостоятельных шагов в деле. Тем более что на практике он изучал травматизм и его профилактику в шахтерской среде, наиболее подверженной травмам и болезням.
    — Я благодарю судьбу, — вспоминает Сатынды Кожокматович, — что после института попал в горняцкую Сулюкту, где когда–то впервые в республике была установлена Советская власть… Мы в больнице работали почти круглосуточно, так как люди в шахтах трудились в четыре смены. Ляйлякский район — это прекрасное место, живописные горы и джайлоо. Но я, оказывается, не рыбак, не охотник и не бывал на пикниках в горах — я был всецело предан своей профессии хирурга. Понимал: можно окончить институт, можно научиться держать скальпель… но оперировать не каждому дано. Это во многом зависит от того, к кому ты попадешь, чью практику ты пройдешь... Мне очень повезло: когда я приехал на юг, то “попал в руки” Ольге Николаевне Левиной — фронтового хирурга, прошедшей Великую Отечественную войну. И у нас была военная дисциплина. Если опоздал, она не допускала к занятиям. Поэтому, чтоб избежать ненужных проблем, очень долго я жил прямо в отделении… Я вот тоже не люблю, когда люди опаздывают, когда невнимательно относятся к больным и пациентам, не совершенствуют свое мастерство, без достоинства относятся к своей профессии…
    Что ж, достоинство — как девственность. Если его не сохранишь, то потеряешь. И быть постоянно одержимым — это своего рода талант и большое терпение, как говорится, два в одном. Медицину обмануть нельзя. Она отвергает тех, кто к ней не предрасположен, и не предан не обладает достаточной культурой мышления на уровне науки.
    За пятнадцать лет работы в шахтерской Сулюкте Сатынды Кожокматов вырос от хирурга–ординатора до заведующего отделением, проводя уникальные операции, которые заставили молодого врача вести научно–исследовательскую работу по травматологии и ее профилактике в шахтерской среде.
    В 1971 году в Центральном институте травматологии и ортопедии (ЦИТО) в Москве Кожокматов блестяще защитил кандидатскую диссертацию. Он один из первых врачей в Кыргызстане, кто внедряли в практику аппарат Илизарова. Ученик доктора Илизарова — Анатолий Дмитриевич Ли — пригласил талантливого молодого врача во Фрунзе, где с 1975 года он работал в Республиканской клинической больнице заведующим отделением. В 1977 году Кожокматов избран ассистентом кафедры травматологии и ортопедии КГМИ. С 1981 года — доцент кафедры, а теперь и ее заведующий. Профессор, он опубликовал более 160 научных работ, пять монографий, имеет 10 авторских свидетельств и патентов. Подготовил двух докторов медицинских наук, десять кандидатов. В настоящее время готовит еще двух докторов и четверых кандидатов. Плодотворный труд Сатынды Кожокматовича не остается без внимания — он отличник здравоохранения СССР, заслуженный врач КР, награжден орденом Трудового Красного знамени, медалями и грамотами союзного и республиканского значения, лауреат премии имени Исы Ахунбаева. Он доктор медицинских наук, президент Ассоциации травматологов и ортопедов КР, почетный гражданин города Сулюкты. Сатынды Кожокматович объездил много стран Европы, Америки, Азии в качестве полпреда медицины Кыргызстана, выступая на различных симпозиумах и форумах.
    — Вот говорят, что везде хорошо, а дома лучше, — улыбается он. — И это так! Часто приходилось ездить за рубеж, но проходило три–четыре дня, и я спешил домой. Бог дал нам прекрасную землю, красота у нас необычайная, воздух, горы… Трудно сравнивать Кыргызстан с другими странами, и я горжусь, что здесь родился, вырос и живу.
    Канай Аламанов, бывший пациент.
    Фото автора.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12281/


Распечатать: Хирург от Бога РаспечататьОставить комментарий: Хирург от Бога Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Хирург от Бога Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007