Распечатать: Оправдать по максимуму доверие народа РаспечататьОставить комментарий: Оправдать по максимуму доверие народа Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Оправдать по максимуму доверие народа Посмотреть комментарии

27 июля 2005

ПОЛИТИКА

Оправдать по максимуму доверие народа

    Именно такую задачу поставил Курманбек Бакиев на V Курултае перед всеми своими единомышленниками, которые помогли прийти ему к власти. «Доверие народа настолько высокое, что мы не вправе не оправдать его», — сказал он.
    Курманбек Бакиев заверил, что подобная задача вполне по плечу новому правительству только при условии, если в стране будет сохраняться стабильность, не будет провокаций, стихийных митингов, пикетов, демонстраций и захватов общественных зданий и госучреждений.
    Действительно, народ устал от безвластия и постоянной угрозы стихийных беспорядков. Однако было бы уместным провести четкую грань между конституционным правом народа на свободу волеизъявления, в том числе и на проведение мирных митингов и демонстраций, и административной и уголовной ответственностью их организаторов в случае, если эти акции только на словах выглядят мирными, оборачиваясь на деле попытками дестабилизировать ситуацию в стране. Сваливать же в кучу эти две вещи и заранее отвергать их даже более опасно для демократии, чем стихийный митинг, переросший в открытое столкновение сторон. И, в конце концов, как бы сам Курманбек Бакиев пришел к власти, если бы акаевский режим все–таки не стремился хотя бы декларировать на словах эти права, создавая условия, столь выгодно отличающие нас от наших соседей.
    Я неоднократно говорил, в том числе и на страницах «МСН», что приход к власти Бакиева в любом случае обернется благом для Кыргызстана, потому что будет способствовать активному подъему отсталых южных районов и кланов и лет так через 5, а может, и 10 сделает их равными по влиянию с северными. Однако, познакомившись с таджикским опытом развития, где у власти уже 15 лет находится таджикский южанин Эмомали Рахмонов, а северные регионы и кланы, так же как и у нас, традиционно являются более развитыми и остались таковыми, я убедился, что сам по себе выход южного правителя на политическую арену мало что меняет в стране, если он держится авторитарных методов правления. И юг Таджикистана не много выиграл от этого. Точно так же следующий мой визит в новую столицу Казахстана Астану в президентском самолете в качестве корреспондента «МСН» позволил уяснить, что огромные национальные богатства, такие, как нефть и газ, тоже значат не много, если страной правит авторитарный лидер типа Назарбаева, истративший миллиарды долларов на возведение «города пирамид» в пустыне. Еще каких–то пять лет назад казахстанцы жили гораздо лучше, чем мы. Сегодня же уровень жизни простого жителя в Астане практически такой же, как и у нас в Бишкеке. А с учетом того, что Назарбаев готовится править еще как минимум один срок и будет упорно достраивать Астану, я не вижу никаких перспектив у наших братьев–казахов. Точно так же, как и у узбеков, туркмен, таджиков и у россиян тоже. Правители всех этих народов, надо сказать прямо, не имеют и понятия о том, что называется управлением снизу, то есть демократией — самым эффективным способом достижения процветания и наведения порядка.
    Журналисты, сопровождавшие нашего главу, видели воочию, какое давление оказывалось на Бакиева со стороны остальных членов ШОС, вынудивших его согласиться с предложением о начале процесса вывода базы Ганси с территории Кыргызстана и с положением о выдаче беженцев, проникших с соседней страны, по просьбе их правителей. При этом российские политтехнологи даже не скрывали того, что от положительного решения этих вопросов во многом будет зависеть отношение руководства стран — членов ШОС к предстоящим президентским выборам в Кыргызстане, что уже было откровенным вмешательством во внутренние политические процессы. Бакиев был вынужден смириться с требованиями своих партнеров по ШОС, что вызвало бурю критики в его адрес как на международной арене, так и внутри страны. Западные эксперты начали сомневаться в его приверженности демократии, тогда как внутри республики многие не скрывают своего недоумения и раздражения: как можно портить отношения с Западом и США, главными донорами нашей страны? Тем более что база Ганси — это 7 процентов поступлений в наш бюджет.
    К сожалению, V Курултай, более всего озабоченный укреплением властных полномочий команды Бакиева (а в зале присутствовали именно его сторонники, члены НДК и практически весь кабинет министров), обошел стороной эти вопросы, если не учесть выступления Рамазана Дырылдаева и Розы Отунбаевой. Первый отметил, что Кыргызстан находится по сути во враждебном авторитарном окружении и потому должен быть в хороших отношениях прежде всего со странами Запада, чтобы не утерять достижений народной революции. Тогда как Отунбаева, не упомянув ни слова о Ганси, тем не менее сказала, что вопросы подобного уровня должны решаться только при всенародном участии. «Судьба нам снова подарила шанс, чтобы построить островок демократии, и мы не должны его упускать на этот раз. Сегодня каждый день нашей активности будет определять наше будущее на долгие годы и десятилетия».
    Большинство курултаевцев выразили свое недовольство тем обстоятельством, что во всех структурах власти по–прежнему работают люди Акаева. Это особенно хорошо видно на областном и районном уровнях. По словам депутата Жогорку Кенеша Арслана Малиева, с таким положением нельзя мириться. Руководители, запятнавшие себя во времена Акаева, должны уйти (это, конечно же, не относится к аппарату и специалистам). Продюсер студии «Замана» и активный член НДК Азима Расулова сказала то же самое в отношении НТРК, отметив не просто засилье старых кадров в главной информационной корпорации республики, но и агрессивное противодействие переменам и кадровым перестановкам, как если бы национальный канал телевещания уже приватизирован ими.
    В результате всего этого в итоговую резолюцию Курултая был внесен пункт о том, что при подборе новых кадров во всех структурах и звеньях исполнительной власти будут использоваться революционные заслуги тех или иных кандидатов, а руководители, запятнавшие себя активным сотрудничеством с коррупционным режимом Акаева, наживавшиеся на этом и противодействовавшие требованиям и чаяниям народа и демократии, будут сниматься с занимаемых должностей.
    Будем надеяться, что этот пункт будет способствовать более активной ротации кадров на всех ступенях госуправления. Хотя следует отметить, что даже в масштабе нашей небольшой страны не так–то просто, скажем, подобрать руководителей 64 существующих районов. Не говоря уже о министрах и их заместителях, главах всех этих бесчисленных департаментов, комитетов и так далее и тому подобное. Я представляю себе, как Бакиев решает эту задачу, когда собирает у себя своих советников, госсекретарей, помощников — человек 20, наиболее влиятельных в Кыргызстане. И хотя среди советников Бакиева существует определенная специализация (например, Усен Сыдыков и Данияр Усенов отвечают за хозяйственные кадры, в то время как Дастан Сарыгулов вместе с Адаханом Мадумаровым курируют СМИ, Ишенкуль Болджурова — культуру, Роза Отунбаева — внешнюю политику), можно только гадать, как непросто и как медленно согласовывается каждое новое назначение. А с приходом в эту команду Феликса Кулова в качестве премьер–министра, наделенного обширными полномочиями, кадровая работа станет еще более сложной и непредсказуемой.
    Аскар Акаев и его семейка, обосновавшиеся за рубежом и поливающие грязью новую власть, отчасти правы, когда обвиняют руководство в бездействии и отсутствии должного порядка. Многие пансионаты, курорты и другие хозяйственные объекты, которые работали в акаевские времена, теперь остановились, и более того, постепенно приходят в упадок. Причина проста: у власти пока руки не доходят до этих «мелочей». Сейчас надо бы разобраться с губернаторами и их замами, затем с акимами районов. То же самое, наверное, испытывает и министр образования Кыргызстана Досбол Нур уулу, занятый подбором подходящих кадров на областном и районном уровнях. Этот процесс обещает быть не только сложным, но и весьма продолжительным.
    А ведь было бы во сто крат легче, если бы ротация кадров шла снизу вверх, как это и положено в развитом обществе, когда народ сам, не дожидаясь указок сверху, выбирает или, по крайней мере, выдвигает на утверждение верхам акимов, губернаторов, руководителей правоохранительных органов, директоров школ и хозяйствующих субъектов. И тогда бы, наверное, у Бакиева и его команды не болела сегодня голова относительно кадровой политики в республике. Оставалось бы только координировать работу народных выдвиженцев. И разве не это было главным требованием нашего народа?
    Несмотря на оптимистичный тон большинства выступлений на V Курултае, связанный с триумфом Бакиева на прошедших президентских выборах, тем не менее вызывает тревогу, озабоченность многих правозащитников и активных вершителей мартовской революции тем, что в Кыргызстане за прошедшие 100 дней практически ничего не изменилось.
    Медер Усенов, правозащитник из Джалал–Абада, сыгравший ключевую роль в победе революции в этом городе, сказал:
    — К сожалению, в Кыргызстане все идет по–старому. Все должности покупаются и продаются, как это было и при Акаеве. Даже акимы и областные руководители, пришедшие к власти путем народного голосования, быстро перестраиваются на старый лад. Мы предприняли попытку у себя в области создать организацию народного контроля, но потерпели поражение. Что–то все–таки происходит не так в нашем государстве, и я боюсь, что новые власти, если не предпримут в ближайшее время кардинальных перемен, могут потерять народное доверие.
    А вот что сказал по этому поводу его коллега, революционер Асан Шакиров:
    — За 100 дней народ должен был почувствовать хоть какое–то облегчение. Но этого нет, все съедает, как и прежде, коррупция, и это не может не настораживать. Наш народ слишком долго и упорно боролся и достоин вознаграждения по максимуму, как сегодня сказал наш президент. Власти же на местах хотят по–прежнему максимума для себя.
    Замир ОСОРОВ.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10843/


Распечатать: Оправдать по максимуму доверие народа РаспечататьОставить комментарий: Оправдать по максимуму доверие народа Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Оправдать по максимуму доверие народа Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007