Распечатать: Паспортное закулисье, РаспечататьОставить комментарий: Паспортное закулисье, Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Паспортное закулисье, Посмотреть комментарии

27 мая 2005

ОБЩЕСТВО

Паспортное закулисье,

    или Как отдельные ведомства через парламент загнали в угол временное правительство
    Проблема выдачи национальных паспортов в Кыргызстане, похоже, будет разрешена уже в ближайшие дни. Но…
    Несколько недель назад правительство нашей страны пообещало обеспечить паспортами всех граждан. С таким заявлением выступил на одном из заседаний парламента, где рассматривался «паспортный кризис», исполняющий обязанности главы государства и временного правительства Курманбек Бакиев.
    За словами последовали действия. Кабинету министров было поручено внимательно изучить проблему и найти конкретные пути ее решения. Параллельно премьер–министру Молдовы было направлено письмо с просьбой командировать своих представителей в Кыргызстан с тем, чтобы на месте разрешить возникшие проблемы. Уже в Бишкеке глава делегации из Молдовы президент холдинга DAAC Hermes и официальный представитель государственного предприятия Registru Василий Киртока дал газете «МСН» эксклюзивное интервью.

    — Василий Афанасьевич, что вы ждете от предстоящих переговоров? Насколько жестка будет ваша позиция?
    — Безусловно, мы ждем только положительных итогов, которые, надеемся, приведут к дальнейшему плодотворному сотрудничеству.
    — А если наше правительство в одностороннем порядке, как настаивали парламентарии, инициирует расторжение контракта с государственным предприятием Молдовы Registru, которое выиграло тендер и осуществляет инвестиционный проект по изготовлению бланков общегражданских, дипломатических и служебных паспортов, паспортов граждан Кыргызстана, и откажется от своих обязательств?
    — Государственное предприятие Registru добросовестно приняло участие в международном тендере. В честном, открытом, конкурентном состязании опередило своих оппонентов и заслуженно было признано победителем. Об этом свидетельствуют итоговый протокол и результаты голосования членов тендерной комиссии.
    Генеральный подрядчик и его субподрядчики (компания DAAC — Sistem из республики Молдова, компания De La Rue, Великобритания) являются авторитетными, уважаемыми компаниями как в своих странах, так и за рубежом и пользуются заслуженным признанием. В каждой из них трудятся более трех тысяч высококвалифицированных специалистов в области современных инновационных технологий.
    С целью создания полноценного государственного регистра населения и других базовых регистров ваше правительство обратилось к молдавской стороне с предложением расширить контракт. В результате правительством было одобрено и от его имени подписано в установленном порядке дополнительное соглашение номер один к контракту. Данное соглашение является неотъемлемой частью контракта, вступило в силу с момента подписания и начало выполняться.
    За все время действия контракта молдавская сторона не нарушила ни одного своего обязательства. При этом, несмотря на усилия нынешнего руководства страны по исправлению ситуации, до настоящего времени Агентством информационных ресурсов КР не выполнен целый ряд контрактных обязательств, что не позволяет в полной мере обеспечить граждан республики документами.
    Если говорить о расторжении, то нам непонятно вообще, о чем идет речь. Мы являемся добросовестными инвесторами, вложившими совместно с партнерами в экономику Кыргызстана миллионы евро, мы выполнили все контрактные обязательства, не получив еще ни одного сома. Непонятно, за что с нами нужно расторгать контракт? В чем наша вина?
    Но поскольку не все в мире подчинено логике, и ожидать можно любых поворотов, следует иметь в виду, что правительство Кыргызской Республики не может в одностороннем порядке отказаться от обязательств по паспортному контракту и дополнительному соглашению к нему. Они могут быть только досрочно расторгнуты по соглашению сторон при условии предварительного возмещения прямых убытков и компенсации упущенной выгоды виновной стороной. Все споры по контракту, которые по той или иной причине не нашли разрешения в установленном порядке, подлежат рассмотрению в Лондонском арбитражном суде. Генеральный подрядчик вправе обратиться туда с иском с целью возмещения ущерба, вызванного односторонними действиями партнеров. Но я надеюсь, что до этого дело не дойдет и мы совместно найдем верное решение.
    Справка «МСН» по истории проблемы
    Будущего у Кыргызстана без создания в стране национальной информационной системы не будет. К такому выводу пришли продвинутые в области информационных технологий молодые люди, которые, к счастью, есть в стране.
    Изучив и проанализировав все лучшее из опыта других государств, они разработали концепцию, которой должен следовать Кыргызстан с тем, чтобы сократить даже не отставание, а колоссальный разрыв в этой сфере от развитых стран мирового сообщества. И предложили несколько лет назад свой проект на рассмотрение правительству.
    Тогда им удалось убедить чиновников, что государство, не вкладывая ни тыйына, сможет получить готовую национальную информационную систему, ядро которой будут составлять базовые информационные ресурсы — государственные регистры населения, транспорта, водителей, правовых единиц и электронно–цифровая карта Кыргызстана.
    Что эта идея сулила стране? Прежде всего полный государственный контроль правовой и финансовой дисциплины при условии, что система заработает. Что до рядового гражданина, то и он должен был сразу же ощутить на себе целый ряд преимуществ. Скажем, получить любой документ (от паспорта до свидетельств о рождении ребенка, о браке, о смерти, технического паспорта на автомобиль, справки о владении недвижимостью и т.д.) в одном и том же месте в считанные минуты. Говоря другими словами, кыргызстанцы попросту бы избежали многодневных, а то и многонедельных хождений по мукам во всевозможных инстанциях, вымогательств и унижений.
    После того как этот проект прошел утверждение во всех инстанциях, началась его реализация. Было создано Госагентство информационных ресурсов и технологий при правительстве республики, основными целями которого являлись формирование и обслуживание единых государственных информационных ресурсов, совершенствование системы оборота документов государственной важности.
    Весь спектр задач, стоявших перед Госагентством, одновременно решить было невозможно. Поэтому вначале было решено приступить к модернизации паспортной системы, которая продолжала оставаться по сути и духу еще советской. Излишне говорить, что она полностью изжила себя, не только технически, но и морально устарела, полностью дискредитировала себя в глазах мирового сообщества.
    Речь идет о злоупотреблениях и нарушениях закона со стороны отдельных сотрудников паспортных столов, об исчезновении из МВД большой партии бланков паспортов старого образца, о многочисленных фактах активного использования наших национальных паспортов международными террористическими и экстремистскими организациями, наркоторговцами, другими преступными группировками, которые занимаются незаконной миграцией, торговлей людьми и другим криминальным бизнесом. Все это создало реальную угрозу национальной безопасности страны. Помимо всего прочего, мировое сообщество, поскольку наше государство подписало ряд международных соглашений, потребовало, чтобы паспортная система была приведена в соответствие с мировыми стандартами.
    Началась работа. Был проведен тендер. По его итогам подписан с иностранными компаниями контракт. В соответствии с ним последние начали выполнять его условия, но…

    — Василий Афанасьевич, нашим парламентом Генпрокуратуре Кыргызстана поручено провести расследование, связанное с деятельностью госпредприятия Registru при Департаменте информационных технологий Молдовы и выставить претензии по поводу качества новых паспортов. Каким будет ваш комментарий?
    — Наши специалисты способны изготавливать эскизы документов с точностью до самого, как говорится, мельчайшего волоска. Но ваше правительство твердо настояло на том, что эта работа должна быть выполнена в Кыргызстане местными специалистами. Мы же впоследствии только растиражировали бланки.
    — У нас очень много говорилось о том, что так называемые бракованные паспорта оскорбляют достоинство кыргызстанцев и могут послужить даже поводом для уголовных разбирательств в суде…
    — Я хочу, чтобы всем было ясно. Молдавская сторона не участвовала в разработке дизайна паспортов и не может нести ответственность за возникшие в связи с этим проблемы, хотя мы и озабочены их наличием.
    В мировой практике есть случаи стилизованных вариантов национального герба в паспортах. В некоторых государствах паспорта со стилизованной символикой используются уже не одно десятилетие. Последовать ли этому примеру или заказать новые — это лишь рабочий момент, который должны решить ваши парламент и правительство.
    Справка «МСН» по истории проблемы
    В принципе всем было абсолютно ясно: модернизация паспортной системы — это веление времени. Она предусматривала четыре вида документов — общегражданский, дипломатический, служебный и паспорт гражданина Кыргызской Республики. Последний представлял собой пластиковую карту, действующую только на территории страны. В них особо остро нуждались свыше 300 тысяч кыргызстанцев, достигших совершеннолетия, но живущих в последние годы по справкам и свидетельствам о рождении. И их число увеличивалось изо дня в день. Излишне говорить, что наша молодежь не могла куда–нибудь трудоустроиться, выехать на учебу в Европу, страны СНГ, так как везде требовался паспорт. Кстати, для выезда за границу был разработан общегражданский паспорт, имеющий тринадцать степеней защиты и отвечающий самым высоким международным стандартам.
    Совершенно очевидным было и другое — реализация инвестиционнного проекта наверняка сняла бы существующие ажиотаж и напряжение (искусственное создание всякого рода бюрократических проволочек с тем, чтобы за определенную мзду ускорить получение паспорта в райотделах ВД), махинации (продажа бланков, которую подтверждает исчезновение большого количества национальных паспортов старого образца) и цивилизованно решила бы важную государственную проблему. Но почти сразу в нашей стране нашлось очень много его противников.
    В СМИ с завидной регулярностью стали появляться публикации о сложностях, с которыми может столкнуться страна при реализации проекта, о якобы некоторых слабых его сторонах, о том, что работы лишатся тысячи людей в системе МВД и т.д.
    Причины нагнетания страстей на поверхности. И делалось это совсем не случайно, а в той или иной степени с участием силовиков. Понятно, что из МВД уплывал весьма жирный кусок пирога. Вначале в виде паспортов, а впоследствии и техпаспортов на автомобили, водительских удостоверений и т.д. Параллельно руководство МВД предпринимало попытки пролоббировать свои интересы в Жогорку Кенеше. И это удалось.
    Накануне 2005 года в парламенте прежнего созыва разразился скандал. Не без подсказки МВД депутаты заинтересовались, из каких расчетов складываются цены на паспорта, как конкретно проводился тендер, почему изображенный на титульном листе паспорта гербовый орел не соответствует оригиналу? В итоге парламентарии не признали законность новых паспортов, поскольку в них содержатся некоторые неточности в символике. Прежнее правительство было вынуждено предложить компромисс — новые паспорта будут действовать один год, а потом их заменят.
    Тем временем была проделана очень большая работа. Молдаване и англичане выполнили все свои обязательства и с 19 февраля 2005 года произвели промышленный запуск системы автоматизированной персонификации паспортов. На сегодняшний день персонифицировано более 17 тысяч общегражданских паспортов образца 2004 года. Получившие новый документ кыргызстанцы уже ездят по всему миру.
    Но новый состав парламента еще больше усугубил ситуацию. Несколько недель назад было принято постановление об отмене выдачи паспортов. Пролоббировав узковедомственные интересы, парламент толкнул правительство на новый тендер и на возмещение материального ущерба молдавским и английским партнерам, тем самым загнав временное правительство в угол.
    Но Курманбек Бакиев не пошел на поводу (все разумные предложения были использованы в работе) у нардепов, договорившихся даже до того, что, оказывается, серийный выпуск бланков паспортов можно наладить и у нас в республике. По подобным высказываниям можно судить об интеллектуальном уровне части депутатов, ибо даже дилетанты знают, что тиражировать бланки паспортов можно только на спецоборудовании, которое стоит сотни миллионов долларов.

    — Василий Афанасьевич, в чем молдавская и английская стороны видят выход из сложившейся ситуации?
    — По нашей информации, существует правительственная комиссия во главе с господином Керимкуловым, который постоянно проводит встречи с различными людьми по вопросам реализации нашего контракта. Нас туда ни разу не пригласили, хотя мы приехали в Бишкек во вторник утром. При этом некоторыми чиновниками активно проводится работа по дискредитации деятельности ГП Registru в вашей стране. С отдельными представителями этой комиссии у нас встреча все–таки состоялась 25 мая вечером. Присутствовали представители аппарата правительства, МИД и МВД. Им была доведена позиция молдавской стороны и предложено на выбор три различных варианта.
    Первое. ГП Registru готово реализовать в полном объеме контракт и дополнительное соглашение по созданию базовых регистров. При этом формируется информационная система, крайне нужная государству, создается несколько сотен рабочих мест, а более 85 процентов сборов от реализации контракта остается в Кыргызстане, в том числе и около пятидесяти процентов — в виде налогов в бюджет.
    Второе. ГП Registru готово вернуться к первоначальному варианту контракта при условии компенсации расходов, связанных с невыполнением кыргызской стороной своих обязательств по контракту, а также в результате работ, произведенных по дополнительному соглашению.
    Третье. Молдавская сторона готова рассмотреть любые другие варианты, основанные на восприятии нашей компании как добросовестного инвестора, в адрес которого не поступило ни одной претензии. Мы добросовестно выполнили все свои обязательства, не получив за работу ни одного сома.
    Хочу обратить внимание читателей вашей газеты на то, что одна часть участников совещания не очень хорошо была знакома с предметом обсуждения, а другая демонстрировала нежелание конструктивно обсуждать возникшие проблемы. При этом ни одного замечания в наш адрес мы так и не услышали.
    Наше требование вести протокол было принято во внимание, но не реализовано. Совещание окончательно убедило нас в том, что интересы целого ряда чиновников, вовлеченных в паспортную проблему, лежат не в сфере ее конструктивного решения.
    Справка «МСН» по истории проблемы
    Последствия решений парламентариев Кыргызстана не замедлили сказаться. Миссия Международной организации по миграции, которая курирует проект реформ паспортной системы со стороны государств–доноров, приостановила поддержку деятельности Госагентства информационных ресурсов и технологий при правительстве Кыргызстана. Доноры проекта (правительство США) выразили беспокойство сложившейся ситуацией и пока не видят выхода из нее.
    А она действительно серьезна. Парламентарии также поставили вопрос о целесообразности функционирования самого Госагентства. Часть депутатов считает, что его необходимо реформировать, передав полномочия Минюсту и МВД.
    Итак, все может вернуться на круги своя — к советской системе. Соответственно — и к той же коррупционной системе в МВД. Кыргызстанцам не нужно объяснять, что творится сегодня в паспортных столах. Но все проблемы решаются в самые кратчайшие сроки, если есть деньги и выход на нужных людей.
    Но, увы, не решается другое. То, что связано с национальной безопасностью, терроризмом и международными обязательствами, которые взяла на себя наша страна. Это как раз и выявил едва запущенный, а затем приостановленный проект.
    В Госагентстве информационных ресурсов и технологий уже есть материалы на пятнадцать человек, которые или за деньги, или каким–то другим способом попытались незаконно получить наши паспорта. Корреспондентам “МСН” было продемонстрировано две фотографии. На одной из них мужчина неопределенных лет с бородкой и усами. На другой — благопристойной внешности холеный молодой гражданин. Это один и тот же человек, имеющий самое прямое отношение к религиозным экстремистским организациям и находящийся в международном розыске. Любой самый опытный паспортист, даже имея перед глазами ориентировку на розыск с фотографией, не заметил бы никакого сходства. Но компьютерную технику не обманешь.
    Паспорта религиозный экстремист не получил. Но его до сих пор не нашли и не задержали, несмотря на то, что сотрудники Госагентства обращались и в МВД, и в СНБ. А ведь нет ничего проще, чем, как говорится, пройтись вниз по всей цепочке от паспортного стола до домкома или квартального комитета. Не пожелали, боясь скандала, или руки просто не дошли?
    Если МВД выгоднее работать по–старому, то о каком прорыве в области информационно–коммуникационных технологий тут можно говорить? Какой привлекательностью Кыргызстана можно хвастать инвесторам, если парламент толкает правительство расторгнуть договор с вложившими деньги в благое дело иностранцами и выплатить десятки миллионов евро, которых в стране, кстати, нет? Надо полагать, что депутаты одумаются и всерьез побеспокоятся о будущем страны.

    Александр Ким, Юрий Груздов.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10296/


Распечатать: Паспортное закулисье, РаспечататьОставить комментарий: Паспортное закулисье, Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Паспортное закулисье, Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007