Золото со скандалом перемолото
Вчера три комитета Законодательного собрания — по строительству, недрам, транспорту и коммуникациям (председатель Ишенбай Кадырбеков), по вопросам государственной безопасности (Исмаил Исаков), по бюджету и финансам (Марат Султанов) провели парламентские слушания. Тема: “О нарушении правительством КР постановления ЗС ЖК КР от 20 июня 2003 года “О реструктуризации проекта “Кумторзолото” по предложению корпорации “Камеко корпорейшн”.
Напомним читателям, что 31 декабря 2003 года правительство КР, проигнорировав мнение законодателей, приняло постановление о реструктуризации проекта “Кумтор”. Суть его заключается в отмене действовавшего более десяти лет Генерального соглашения между правительством КР, АО “Кыргызалтын”, корпорацией “Камеко корпорейшн” и компанией “Центерра Голд Инк” и в одобрении нового Инвестиционного соглашения между партнерами.
Реструктуризация состоит в обмене простых акций, которыми владели АО “Кыргызалтын” и “Камеко” в совместном предприятии “Кумтор Голд Компани”, на акции международной компании “Центерра Голд Инк” взамен гарантированных платежей. Руководствовались при этом благородными целями обеспечить полное и стабильное поступление в бюджет КР обязательных налоговых и неналоговых платежей, продление срока деятельности проекта, максимально учесть интересы кыргызской стороны в новой международной публичной компании и минимизировать рыночные риски.
Три комитета ЗС считают подобную реструктуризацию грубейшим нарушением законодательства Кыргызстана. На слушаниях президент АО “Кыргызалтын” К. Кудайбергенов, первый зам. министра финансов Э. Торомырзаев (руководитель экспертной группы правительства) пытались доказать, что все сделано по закону и что для нашей страны этот шаг очень выгоден. В публикации Ишенбая Кадырбекова читатель найдет аргументы, свидетельствующие об обратном. К сожалению, газетная площадь не позволяет рассказать о состоявшихся слушаниях подробно. Но невозможно не привести высказывания и вопросы некоторых парламентариев.
Кубатбек Байболов: — Я понял, что Генеральное соглашение по Кумтору изначально было невыгодно для Кыргызстана. В Уголовном кодексе КР есть статья “Заключение заведомо невыгодных контрактов”. Генпрокуратура должна возбудить уголовное дело по заключению заведомо невыгодного контракта в сотни миллионов долларов. Все признаки имеются.
Темир Сариев: — Вы говорите, что привилегированные акции и компания ликвидны. Но если что-либо произойдет, то мы продадим их за 120 миллионов долларов и совсем потеряем Кумтор? Мы поняли, что еще больше “попали”. Я хотел понять и поддержать новое соглашение. Но из ваших выступлений я не понял, что Кыргызстан выиграет. Реальные активы — две с половиной миллиарда долларов. Но продав акции, мы не имеем надежды на получение налогов, потому что в соглашении значатся прежние налоговые льготы.
Ташполот Балтабаев: — Вы инициируете изменения условий сейчас, когда Кыргызстан прошел невыгодные сроки и подошел к выгодным. Именно когда должны быть налоги, прибыль, вы меняете условия.
Абсамат Масалиев: — Сказали, что Кумтор обеспечивает 12 процентов ВВП Кыргызстана. С начала эксплуатации Кумтора получено 130 тонн золота. Мы это золото включаем в объем ВВП и показываем. Мы можем сейчас, в трудное время, продать 15 тонн золота? Скажите честно — это не наше золото, это дутый продукт. В объеме экспорта продукция Кумтора составляет по отчетам 40 процентов. Они золото вывозят в счет нашего долга, а мы его включаем в показатели экспорта. А теперь потеряем Кумтор. Это преступление.
На слушаниях принято решение: рекомендовать заслушать вопрос о реструктуризации проекта “Кумтор” на заседаниях обеих палат Жогорку Кенеша; организовать общественные слушания с привлечением неправительственных организаций и политических партий; рекомендовать правительству приостановить действие постановления N№ 835 от 31 декабря 2003 года до принятия постановления Жогорку Кенешем.
Хорошее решение, но, похоже, запоздалое. Слишком влиятельные лица и инстанции (и не только за рубежом) заинтересованы в том, чтобы к золоту Кумтора в Кыргызстане имели отношение лишь избранные. Делить золотого тельца выгоднее в тесной дружеской компании…
Рина Приживойт.
Как известно, Кумтор — самое богатое месторождение золота в Кыргызстане.
За время эксплуатации Кумтора с 1997 по 2003 год было произведено 130 тонн золота. От реализации золота за период 1997 — 2002 гг. поступило 1146 миллионов долларов США. 656 млн. долларов США, или 57 %, было использовано на покрытие производственных затрат. 417 млн. долларов США, или 37 %, — на погашение кредитов и выплату процентов по ним.
На выплату налогов и платежей в бюджет и Фонд социального страхования израсходовано 52 млн. долларов США, или 4,5 % от общей суммы доходов.
Пятилетнее освобождение от уплаты отдельных видов налогов завершилось.
Затратная часть проекта завершена, настало время пожинать плоды. Согласно пункту 5.3 Генерального соглашения, после того, как будут выплачены все кредиты и обязательные платежи, оставшиеся наличные средства распределяются в пропорции: две третьих — “Кыргызалтыну”, одну треть — КМК. При этом по просьбе любого акционера подлежащие выплате распределения будут осуществляться в золоте, а не в валюте.
Согласно ТЭО, доказанные и возможные запасы, при бортовом содержании 2,71 г/т, — 428 т золота. Нетрудно подсчитать, что даже при самой неблагоприятной ситуации добычи и реализации золота Кумтора Кыргызстан сможет получить сумму, которая позволит стране не только выйти из кризиса, но и выплатить долговые обязательства.
И тут как гром среди ясного неба — правительство принимает решение передать всю долю акций Кыргызстана канадцам!
Вот что гласит пункт 2.1 Инвестиционного соглашения, подписанного правительством КР: “Право собственности на КГК. Инвестор (непосредственно или через одно или несколько своих дочерних предприятий) может владеть 100 % капитала КГК. Ни от каких правительственных организаций или акционерных обществ, контролируемых Правительством, не требуется владение, удержание или приобретение какой бы то ни было прямой или косвенной доли собственности в КГК, КОК или Проекте”.
Вновь и вновь читаю эти строки и глазам своим не верю: что там в правительстве происходит? Куда подевалось здравомыслие? Премьер–министр Н. Танаев и президент АО “Кыргызалтын” К. Кудайбергенов заявляют, что это выгодно для Кыргызстана!
Для того, чтобы читателям было все понятно, поясняю.
Инвестор — это компания “Центерра Голд Инк”, учрежденная по законам Канады корпорацией “Камеко” и КГК.
КГК — “Кумтор Голд Компани”, совместное предприятие в форме акционерной компании закрытого типа, которое является владельцем проекта “Кумторзолото” и в котором Кыргызстан владеет 2/3 акций.
КОК — “Кумтор Оперейтинг Компани”. Принадлежит “Кумтор Маунтинг Компани”, являющейся дочерней компанией канадской фирмы “Камеко”. Компания создана с целью управления проектом “Кумтор” от имени КГК.
Итак, канадцы, не тратя ни цента, приобретают в собственность весь актив КГК, в том числе 2/3 актива Кыргызстана, который оценен экспертами в 350–400 млн. долларов США! Как утверждает К. Кудайбергенов, президент АО “Кыргызалтын”, доля актива “Кыргызалтына” составит 33 % (115–133 млн. долларов США), то есть 1/3 часть, а не 2/3, которая была бы равна
67 % (235–367 млн. долларов США).
А так называемая международная компания “Центерра Голд Инк”, созданная на активе КГК, получая прибыль от реализации золота Кумтора, будет теперь называться инвестором со всеми вытекающими из этого последствиями. Вот одно из них: “Инвестор имеет право предлагать и продавать принадлежащие ему акции КОК без предварительного уведомления или получения согласия, действия преимущественных прав или иных обязательств в отношении предложения или продажи таких акций Правительству или любому его органу” (п. 2.1).
Кстати, в соответствии с Законом Республики Кыргызстан “Об иностранных инвестициях в Республике Кыргызстан” компания “Центерра Голд Инк” не может считаться инвестором. Иностранные инвестиции — это денежные и материальные вклады в сферу хозяйственной и иной деятельности, а также передача права на интеллектуальную собственность иностранным государствам, юридическим лицам и гражданам (ст.1). Так как компания “Центерра Голд Инк” не обязуется вносить денежные, материальные и иные вклады, а лишь пользуется средствами, полученными от продажи нашего золота, то, скорее всего, инвестором являемся мы, кыргызстанцы, а не заморские “друзья”.
Необходимость реструктуризации проекта “Кумторзолото” правительство КР и президент “Кыргызалтына” К. Кудайбергенов объясняют следующим образом. В 90–х годах кыргызстанцы, получив независимость, испытывая эйфорию, в плену завышенных ожиданий всячески нагнетали страсти, а депутаты “легендарного” парламента, оказывая давление на правительство, добились выделения нашей стране двух третей акций и пошли на беспрецедентные уступки в части предоставления налоговых льгот СП и иностранному инвестору. Далее они констатируют, что Всемирный банк оценил подписание Генерального соглашения как “фундаментальную ошибку”!
Вот тебе раз! Говорили, писали, утверждали, убеждали всех нас в том, что подписанное Генеральное соглашение с канадской фирмой “Камеко” выгодно для Кыргызстана и что оно является “величайшим проектом века”, а тут выясняется, что это было ошибкой, причем фундаментальной!
А ведь когда мы, депутаты, говорили об этом, нас считали чуть ли не врагами нации, не говоря уже о тех людях, которым исковеркали судьбы.
По правде говоря, этого я не ожидал. Нетрудно догадаться, в кого брошен камень. То, что депутаты “легендарного” парламента ни при чем, знают все. А раз сделка была фундаментальной ошибкой, стоимость которой исчисляется сотнями миллионов долларов США, то лица, лоббировавшие интересы канадцев, должны, наверное, теперь нести ответственность?
Один мой избиратель за полмешка зерна был осужден на восемь лет! А тут Кыргызстан потерял сотни миллионов долларов США, и судить никого не будут!
Оправдывая свое очередное решение, правительство и лица, готовившие текст Инвестиционного соглашения, пытаются обвинить во всем депутатов “легендарного” парламента. Им невдомек, что они, по сути, обвиняют человека, который им доверил этот высокий пост. Поистине золото заставляет человека терять рассудок.
То, что новое Инвестиционное соглашение еще более усугубляет ситуацию, не вызывает никакого сомнения, об этом речь пойдет позже. Что касается роли “легендарного” парламента, то пусть читатели сами рассудят.
В декабре 1992 года правительством закулисно подписывается Генеральное соглашение, сведения же о проекте “Кумторзолото” держатся за семью печатями.
Несмотря на всю секретность, Жогорку Кенеш узнает обо всем этом и создает парламентскую комиссию. Но вначале было слово. И это слово 11 декабря 1992 г. на пленарном заседании Жогорку Кенеша сказал бывший президент “Кыргызалтына” Дастан Сарыгулов. Он раскрыл очень важную часть начала проекта по Кумтору. Вот некоторые выдержки его речи (цитируется по стенограмме).
“Уважаемые народные депутаты! Я прошу вашего внимания. По запасам золота, как вам сказали, месторождение Кумтор, по признанию экспертов, относится к разряду уникальных, попадающих в мировую классификацию. Иначе говоря, все остальные месторождения на территории всей республики по своим запасам составляют максимум 20 процентов от объема Кумтора. Кумтор для Кыргызстана — то же самое, что для Казахстана нефтяные месторождения. По объему полезных ископаемых и ценностей в республике на первом месте стоит золото. Его запасы сегодня оцениваются немногим более 11 миллиардов долларов…
…Кроме золота месторождение содержит металлы платиновой группы, т. е. банковские металлы по цене, равной золоту. Палладий — 3,6 грамма на тонну породы, иридий — 1,6 грамма на тонну породы, то есть их содержание является промышленным, и этот фактор не учтен нигде в Соглашении. А само Соглашение прорабатывалось в настолько узком кругу, что о содержании платиновых металлов стало известно на днях. Судя по вопросам, которые мне как президенту концерна “Кыргызалтын” задавали все 7–8 дней, к работе над Соглашением не привлекались специалисты Госкомгеологии, объединения “Кыргызолото” и я сам…
…Неполный текст Генерального соглашения я получил позавчера вечером от Т. Чынгышева. По объему своего капитала “Камеко” не является фирмой мирового международного уровня. По некоторым данным, эта фирма испытала значительные затруднения…
…У меня находятся сегодня два факса от британской компании “Артезес”, с капиталом 6,5 миллиарда фунтов стерлингов, с годовым объемом прибыли 507 миллиардов фунтов стерлингов, с объемом добычи золота 2 процента от мирового уровня, алмаза — 20 процентов, циркония — 25 процентов…
…В связи с изложенным, во имя интересов народа суверенной Республики Кыргызстан, считаю своим гражданским долгом просить правительство, парламент и Вас, Аскар Акаевич, первое, воздержаться от ратификации Генерального соглашения по Кумтору. Второе: вести параллельно двусторонние переговоры с крупнейшими компаниями мира, как “Артезес” и другие. Третье: продолжать работу по технико–экономическому обоснованию фирмы “Камеко”, не связывая себя никакими обязательствами, и, чтобы быть чистыми и честными перед судом истории, судом народа и перед Богом, окончательное решение принять по итогам тендера. На все это уйдет три–четыре месяца, что не так уж долго по сравнению с тем, что первую продукцию Кумтора “Камеко” обещает через три года, в 1996 году. Кому нужна такая спешка. …Кумтор — это не тот случай, когда можно ошибиться…
Я надеюсь, что в данном вопросе мы сумеем отказаться от сиюминутных интересов, амбиций, личного и группового эгоизма, конъюнктурных соображений и примем то единственно правильное решение, которым мы сможем гордиться, а не краснеть перед нашими потомками. Благодарю за внимание”.
Сказано все. Как говорится, ничего не добавить, ничего не отнять. Жаль, что потом все изменилось и Д. Сарыгулов занял иную позицию. Но об этом позже.
Могу предположить, что бывший депутат “легендарного” парламента К. Кудайбергенов мог не слышать речь Д. Сарыгулова, но он не мог не знать историю подписания Генерального соглашения. Что было потом, мы все знаем. Была “золотая” комиссия парламента, бурная дискуссия среди общественности, искусственная парализация работы парламента, постоянные передачи на телевидении о корпорации “Камеко”, многочисленные интервью или статьи представителей корпорации “Камеко”, хвалебные статьи о президенте “Кыргызалтына” Д. Сарыгулове, приезд в г. Бишкек почти всего высшего руководства корпорации “Камеко”, интервью президента корпорации Б. Мишель и т. д.
Надо признать, сознание кыргызстанцев обрабатывали с высочайшим профессионализмом, последовательно, целенаправленно, “по–западному”.
Процитируем некоторые выдержки из публикаций этих лет.
“…С помощью лучших в мире специалистов мы составили технико–экономическое обоснование проекта “Кумтор”…” (Б. Мишель, “Пример “Камеко” — сигнал для всего мира”, “Res Publiсa” от 11 марта 1994 года.)
“К сожалению, мы стали предметом абсолютно беспочвенных обвинений в наш адрес. Но с самого начала, с самого первого дня нашей работы здесь мы были совершенно честны с “Кыргызалтыном”. (Б. Мишель, “Res Publica”, 11 марта 1994 года).
В это же время публикуется мнение западного эксперта господина А. Дункана Грея, (“Майер, Браун и Платт”): “Со времени подписания соглашений по Кумтору в декабре прошлого года они претерпели значительные изменения… Правительством и “Камеко”, было внесено более 85 изменений. И когда в мае к нам обратились с просьбой выполнить экспертизу этих документов, они уже были значительно изменены в пользу вашего Правительства”. (“Res Publica”, Заключение юридической экспертизы проекта “Кумторзолото”, 29 марта 1994 года).
А вот мнение представителя корпорации “Камеко” г–на Лена Хоменюка. “Скажу сразу, в Генеральное соглашение было внесено, по замечаниям кыргызской стороны, немало поправок. Мы во многом идем вам навстречу, но есть черта, которую переступать нельзя”. (“Слово Кыргызстана” от 5 апреля 1994 года.).
В. Богдецкий: “Тогда же наши юристы и президент концерна Д. Сарыгулов взялись за изучение этого Соглашения и внесли туда свыше 60 поправок в пользу Кыргызстана, все поправки “Камеко” приняла”. (“Нам необходима правда о нашей работе”, “Res Publica”, 29 марта 1994 года.)
Выходит, не так уж и беспочвенны были “обвинения”, если принимаются замечания, предложения и вносятся изменения в Соглашение и в ТЭО?
Кстати, если использовать выражение господина Хоменюка, то действительно есть черта, которую нельзя было переступать.
Нельзя было начинать сотрудничество с односторонним интересом. Нельзя было строить партнерские отношения путем нажима, тем более используя трудности, которые испытывал тогда Кыргызстан. Нельзя было угрожать: “Когда депутат выступает с призывом немедленно разорвать соглашение, то западные бизнесмены начинают думать, что обстановка здесь нестабильная и следует повременить с инвестициями”. (Л. Хоменюк.)
А ведь тогда Жогорку Кенеш лишь поручал правительству дополнительно изучить контракт и ТЭО по проектам “Кумтор” и “Джеруй”.
Все выступления, заказные статьи доказывали одно — что канадцы забеспокоились не случайно. С одной стороны, они боялись потерять очень выгодную для себя сделку, с другой стороны — делали все возможное, чтобы сохранить текст Генерального соглашения. Боялись огласки. Все дозволенные и недозволенные методы были пущены в ход. Президент “Кыргызалтына” Д. Сарыгулов просит международную юридическую фирму “Майер, Браун и Платт” дать рекомендацию относительно проведения международного тендера, в то время как правительство еще не вынесло свое заключение и только начало изучать ТЭО и Генеральное соглашение проекта “Кумторзолото”.
И фирма “Майер, Браун и Платт” дает нужное заключение на 7 машинописных страницах. Ключевое резюме заключения: “Расторжение Соглашения путем организации тендера в нарушение их условий может непосредственно — и неблагоприятно — сказаться на отношениях между Республикой Кыргызстан и Канадой, в том числе на статусе инвестиционного благоприятствования…”.
Вот так — ни много и ни мало — расторжение договора пахло межгосударственным скандалом!
“Кыргызалтыну” и этого заключения оказалось мало. Он просит рекомендацию и от юридической фирмы Юс Т, и от Лондонского банка “Ротшильд и сыновья”. И все их заключения, похожие, как близнецы, — “ не сметь расторгать договор” — направляются премьер–министру А. Джумагулову. Авось подействует. Авось проскочит, как проскочило ранее.
Но А. Джумагулов оказался не из тех, на кого можно нажать. Премьер–министр просто и естественно поручает сделать экспертизу ТЭО и Генерального соглашения. За рекордно короткое время экспертная комиссия правительства, изучив ТЭО в объеме более 600 листов, дала свои заключения и предложения, содержание которых, наверное, и вызвало такой переполох.
Естественно, все заключения зарубежных экспертов писались не бесплатно. Осталось тайной, за чей счет прилетел на два дня для защиты Соглашения представитель фирмы “Майер, Браун и Платт” и сколько стоили заключения фирмы Юс Т и Лондонского банка “Ротшильд и сыновья”.
При встрече с представителями Лондонского банка “Ротшильд и сыновья” в Лондоне мы с депутатом О. Текебаевым спросили, как оценивают они проект “Кумторзолото”. Они ответили однозначно, что это был для них самый удачный проект. На наши доводы о том, что проект невыгоден Кыргызстану, они не возражали. Более того, указали, где, как и в чем проиграл Кыргызстан. Их ответ был простой: экспертизу заказывала “Камеко”, следовательно, заключение должно было быть выгодно заказчику.
Итак, сколько бы ни утверждали, что корпорация “Камеко” “совершенно честна”, факты говорили о другом.
А между тем шел обычный процесс. “Камеко” представила на утверждение правительства технико–экономическое обоснование. Правительство, изучив материал, дало свое заключение. Корпорация “Камеко”, получив замечания и предложения кыргызской стороны, должна была или принять замечания, или доказать обратное.
К сожалению, свою лепту в эту суету вносили и наши корреспонденты.
А. Баршай, корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”, в своей статье “Золото Кумтора: Как делят шкуру неубитого медведя” (1 марта 1994г.) посчитал мое критическое выступление на заседании правительства попыткой внести в рабочую атмосферу дискуссии дух подозрительности, недоверия, прямого неприятия основных положений Генерального соглашения.
Концессионное соглашение заключалось на 50 лет на весь участок. В ТЭО же предусматривалась отработка только самой богатой части участка сроком на 11,2 года. Предполагалось извлечение только третьей части запаса золота. В этой связи мной был задан простой и естественный вопрос — кто будет разрабатывать менее выгодную, оставшуюся часть золота (305 тонн)?
А. Баршай посчитал, что этот вопрос вносит дух подозрительности в атмосферу совещания. Далее он писал: “Уважаемый депутат и член правительства Кадырбеков И. Д., видимо, на минуту забыл, что канадская сторона вкладывает в этот проект около 300 млн. долларов и вряд ли ей будет выгодно, бросив все, убежать в Канаду”.
И опять это было неправдой.
По данным бывшего генерального директора СП “Кумтор Голд Компани” М. Давлетова: “Стартовый капитал для реализации проекта составляет согласно ТЭО (без учета процента за кредит) 270 млн. долларов США. Из них капитал “Камеко” 90 млн. долларов США, в том числе 45 млн. долларов безвозвратных и 45 млн. долларов заемных. Остальные 180 млн. долларов — банковский кредит”. (“Res Publica”, 29 марта.)
Кстати, и Давлетов М. был не совсем точен. В Генеральном соглашении не было указано точное целевое направление 45 млн. долларов США, вкладываемых “Камеко” в деятельность “Кумтор Голд Компании”. Пунктом 2.1 Генерального соглашения определено, что “Камеко” имеет финансовую возможность инвестировать 45 млн. долларов США в виде прямой концессионной оплаты”. Исходя из формулировки данной нормы, в одну сумму были объеденены два самостоятельных вида денежных платежей, то есть инвестиция со стороны “Камеко” шла одновременно и как концессионная оплата, что противоречило действующему законодательству.
Под платой же за концессию подразумевается твердая сумма в свободно конвертируемой или приравненной к ней валюте, размер которой определяется в ходе конкурса и является оценочной стоимостью концессионного объекта (ст.1 Закона Республики Кыргызстан “О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан”).
Как видим, Кыргызстан не получал, а наоборот, лишался того, на что имел законное право.
И вообще Генеральное соглашение и ТЭО не выдерживали никакой критики, поэтому правительство КР, возглавляемое А. Джумагуловым, пыталось внести в них изменения и дополнения. В то время правительство было в очень затруднительном положении. С одной стороны, яростно сопротивлялись представители “Камеко” и “Кыргызалтына”. Их косвенно поддерживала администрация президента. С другой стороны, времени на изучение материала и его осмысление было совершенно мало, точнее, почти не было. Прессинг был такой сильный, что не все члены правительства выдержали. Была ситуация, когда не часы, а минуты решали судьбу Генерального соглашения и ТЭО. В день предстоящего отъезда президента А. Акаева во Францию, где планировались переговоры с руководителем “Камеко” и предстоящими донорами, Генсоглашение еще не было подписано. Споры, дискуссии с представителями “Камеко” и “Кыргызалтына” были упорными и сложными. В кабинете вице–премьер–министра А. Матубраимова “неподписантов” — членов правительства оставалось только пятеро. Нас торопили, но мы упорно отстаивали свое. Представителям “Кумтора” пришлось кое в чем уступить: их тоже торопили из Канады. Не подписать они не могли. Они понимали, что даже при их некоторых уступках по нашим отдельным предложениям они оставались в очень выгодном положении.
Я так подробно пишу все это для того, чтобы показать: не в Жогорку Кенеше решались вопросы по проекту, а правительство исправляло ошибки своих предшественников. А в те дни мы отстаивали, чтобы срок налоговых льгот был сокращен с 10 до 5 лет, и настояли на том, чтобы за концессию была внесена отдельная плата. В итоге было принято, что в качестве прямого концессионного платежа за каждую тройскую унцию золота нам платят 4 доллара США. Это решение дало казне страны более 12 млн. долларов США. Отстаивали, чтобы вознаграждение КОК не было равно 5 % от годовых затрат (53,71 млн. долларов США), а исчислялось от экономической эффективности. Договорились о 4 %, что сэкономило более 10 млн. долларов США, и т. д. Если бы нам дали время, если бы отдельные лица не лоббировали канадцев и отстаивали интересы Кыргызстана, то текст Генерального соглашения был совершенно иной.
В том, что Генсоглашение было подписано не в пользу Кыргызстана, теперь ни у кого не вызывает сомнения. Рано или поздно история назовет имена тех, кто толкнул правительство на подписание кабального соглашения. Но почему–то никто не хочет честно сказать об уроне, который был нанесен “Кыргызалтыном”, представляющим интересы Кыргызстана в проекте “Кумторозолото”.
Согласно расчету ТЭО “Кумтор”, чистая прибыль должна была составить 519,1 млн. долларов США, из них на долю Кыргызстана пришлось бы две третьих части, что составляет 346 млн. долларов. Кроме этого, за счет иных платежей в бюджет республики должны были поступить еще 520 млн. долларов. Однако за шесть лет в бюджет поступили всего лишь 62,9 млн. долларов!
Почему так случилось? Почему АО “Кыргызалтын”, представляющее интересы Кыргызстана и имеющее 2/3 решающих голосов в КГК, позволило КОК нарушать утвержденное правительством КР ТЭО и не контролировало проект? Все действия и бездействие руководства АО “Кыргызалтын” привели к тому, что перерасход составил 175 млн. долларов США! В том числе на административно–управленческие расходы были затрачены 63 млн. долларов вместо предусмотренных 32 млн. долларов. На непредвиденные затраты израсходованы 66 млн. долларов вместо 23,0 млн. долларов. Прямые затраты на строительство составили 219, 8 млн. долларов вместо 174 млн. долларов. Комиссия же правительства по расследованию перерасходов до сих пор молчит.
Перерасход для “Камеко” был выгоден. Он был для них своего рода косвенным доходом. “Камеко”, помимо причитающейся прибыли от долевого участия, получала плату за менеджмент. И она зависела от общих затрат — чем больше затрат, тем больше получали за менеджмент. Это немалая сумма. В ТЭО она составляла 55,6 млн. долларов. Сколько фактически получила КОК, никто не знает, кроме КОК. Это, по существу, является подарком для “Камеко”. Сравним: за 1997–2002 гг. прямым и косвенным образом Кыргызстан получил только 62,9 млн. долларов. Это почти столько же, сколько мы подарили “Камеко” за менеджмент.
Кредиты (заем) были взяты из семи источников, в том числе от акционерного общества “Камеко”, которое как “партнер” выделило кредиты по самым высоким процентам (Либор+6 %). При займе 107, 4 млн. долларов за 6 лет только за проценты мы выплатили 85 млн. долларов! Для сравнения: коммерческие банки выделили 155,0 млн. долларов США, процентная же ставка была гораздо ниже — Либор +0,7 %.
Затраты на содержание десяти процентов иностранного контингента сотрудников составили в год 16 млн. долларов, а на 90 процентов сотрудников из Кыргызстана израсходовано 7,0 млн. долларов. А ведь наши специалисты ничем не уступают иностранцам.
Трудно поверить в то, что всего этого руководство АО “Кыргызалтын” не видело. А если видело и знало все, что вытворяла КОК, и не предпринимало никаких мер — то почему?
Неужели нельзя было заметить, что “Камеко” шла на все, чтобы добывать золота как можно больше, чем предусматривалось в ТЭО? Она шла на непомерные затраты, чтобы успеть заполучить больше золота, соответственно дохода по менеджменту, пока были льготы по налогам и иным статьям. Канадцев даже не остановило то, что цены на золото в то время были низкими, и поэтому следовало приостановить добычу. При запланированном ТЭО–95 ежегодном погашении запасов отработка месторождения должна была завершиться только в 2014 году. Но КОК ежегодно увеличивала добычу в среднем на 25–30 т золота. При таком темпе отработка запасов в карьере закончится уже в 2005 г.
Все было заранее продумано. Искусственно нарисованный ошибочный подсчет запасов для ТЭО–95 в сторону завышения (+30,2 т), а также планируемое КОК уменьшение объема карьера и, соответственно, запасов золота для открытой разработки были “Камеко” выгодны.
Немаловажный вопрос, который был поднят в стадии рассмотрения ТЭО, остался также без внимания. Речь идет о необходимости строительства крупного дорогостоящего горнодобывающего комбината, который после 12 лет эксплуатации должен остаться на безлюдной территории.
Интерес “Камеко” понятен. А нам–то для чего надо было строить завод–гигант? Ведь строительство среднего завода позволяло сократить затраты в 2–3 раза, что положительно отразилось бы на себестоимости продукции и, соответственно, на экономике страны. Мы бы успели произвести дополнительную разведку, спроектировать проект подземной отработки месторождения со всеми вытекающими из этого последствиями. Ведь “Камеко” любыми путями не хочет разрабатывать подземный запас золота. Теперь, когда канадцы стали полноправными и единственными хозяевами Кумтора, они и не будут тратиться на подземную выработку. А это значит, что 399,64 т золота останутся под землей или, точнее, под талой водой.
В качестве основного и главного аргумента необходимости реструктуризации “Кумторзолота” президент АО “Кыргызалтын” К. Кудайбергенов выдвигает следующее. “Так, с момента вступления в силу документов по реструктуризации “Камеко” добровольно отказывается от прав на возмещение налоговых льгот. Это при центе унции золота в 350 долларов даст республике в период с 2004 по 2008 год дополнительные доходы в виде предусмотренных НК платежей в более чем 30 млн…”. (Статья в “СК” от 16 января 2004 г. “Испытание Кумтором”.)
А теперь посмотрим, все ли обстоит так радужно.
Пункт 1.2 Инвестиционного соглашения гласит: “К инвестиционным льготам, предусмотренным настоящим Соглашением, относятся льготы, которые могут быть представлены в права и льготы, первоначально представленные “Кумтор Оперейтинг Компани” (КОК) в соответствии с Генеральным соглашением по проекту “Кумтор” от 4 декабря 1992 г., заключенным между Правительством, “Кыргызалтыном” и “Камеко”, с учетом внесенных в него впоследствии изменений и поправок…”.
Как видим, согласно Инвестиционному соглашению, льготы, предусмотренные в Генеральном соглашении, сохраняются.
“В обмен на инвестиционные льготы, представленные настоящим Соглашением, Инвестор (при согласии КГК) согласился отказаться от всех прав, представленных ему Генеральным соглашением, за исключением тех прав, которые подтверждаются и сохраняют силу и действие в соответствии с настоящим Соглашением”.
Это означает, что инвестору Соглашением представляются новые льготы. Если учесть, что правительство освободило “Камеко”, ее родственные компании и “Кыргызалтын” от всех обязательств в рамках Генерального соглашения и передало инвестору весь свой капитал в КГК, то какое решение может принять КГК, нетрудно догадаться. Ведь согласно п. 2.1 инвестор теперь владеет 100 % капитала КГК!
Несколько слов о статье, касающейся налогообложения.
Инвестор обязуется подчиняться положениям законодательства в части налогообложения за исключением случаев, специально оговоренных Соглашением (п.5.1).
Ничего себе! Инвестор и правительство решили сами, между собой, будет ли инвестор подчиняться или не будет подчиняться законам страны. Они даже не спросили разрешения ни у парламента, ни у президента страны. Взяли и решили.
Какие же случаи оговорили в Соглашении? Оказывается, составили перечень налогов, вознаграждений и других платежей и согласились с тем, что любое требование, выходящее за рамки включенных в перечень, считается изменением налогового режима, и лицо, к которому оно предъявлено, может не выполнять такое требование. А если налоговые ставки будут снижены, то, оказывается, они имеют право пользоваться сниженной ставкой.
Вот это да!
Мне могут возразить, сказать: они же обязуются платить НДС.
Читатем: “Льготы НДС. Право на освобождение на импорт основных средств, включая оборудование, поставок, используемых в основной деятельности сырья и других материалов, ввозимых в целях реализации Проекта, а также НДС (или любые, связанные с НДС, процентные платежи, экономические санкции или иные штрафы) на вознаграждение за управление Проектом, выплачиваемые КГК в пользу КОК, своего агента, или любой иной стороны, которое было пердставлено КГК в рамках Генерального соглашения, дополненного Налоговым протоколом и Соглашением о взаиморасчетах, продлевается и представляет собой инвестиционную льготу, предоставляемую Правительством в рамках настоящего Соглашения”.
Как говорится, комментарии излишни. Вроде говорили, что будут платить НДС, а в реальности оказалось, что платить не с чего. Более того, продлен срок льгот, которые по Генеральному соглашению закончились. И это преподносят нам как достижение.
Между тем право дачи льгот по налогообложению имеет только Жогорку Кенеш. А то, что подобный документ подписывает правительство, называется превышением служебных полномочий и карается уголовным законодательством. Если члены правительства об этом не знают, то им не мешало бы прочитать Уголовный кодекс КР.
Кстати, и Генеральное соглашение, которое не прошло процедуру ратификации в Жогорку Кенеше, по большому счету нелегитимно в части, противоречащей законодательству.
В Соглашении продлеваются также и льготы на налог за пользование автомобильными дорогами.
Установлен предельный размер (только 310000 долларов) на охрану окружающей среды, и при этом оставляют нам хвостохранилище, которое является не чем иным, как бомбой замедленного действия и которое может натворить бед почище, чем в Хиросиме.
Трудно комментировать такие статьи, когда правительство и далее берет на себя обязательство обеспечивать милицейскую охрану и услуги правоохранительных ведомств, а также другие гражданские услуги в рабочей зоне, не оговаривая вопрос оплаты; когда импорт любых основных средств без формальностей должен проходить границу; когда канадцы имеют право без ограничений экспортировать любую продукцию, причем без обложения экспортной пошлиной или иным сбором, и освобождаются от формальностей.
Все это тоже нам преподносят как достижение.
Не обойдены вниманием и вопросы наличия банковских счетов, которые КГК и КОК вправе иметь за пределами КР в одном или нескольких банках или финансовых учреждениях, вывоза инвестиций без каких–либо обязательств по возврату этой иностранной валюты в КР и (или) продажи Нацбанку. При этом они освобождаются от валютного и других видов контроля.
Возникает естественный вопрос: а какая роль отведена Кыргызстану? Вообще имеет ли право на что–либо кыргызская сторона?
Когда инвестор стал абсолютным хозяином КГК в Соглашении, ему дается исключительное право на разработку любых полезных ископаемых, обнаруженных на территории в радиусе 7,5 километра от периметра месторождения Кумтор. А правительство по требованию КГК обязано теперь предоставить одну или несколько концессий на разработку в отношении любых полезных ископаемых, подпадающих под действие существующих лицензий на осуществление геологических разведочных работ.
Читая и перечитывая текст Инвестиционного соглашения, перестаешь верить в реальность. Такое ощущение, будто ты попал в виртуальную страну и не можешь понять, что происходит. Как будто все, кто связан в той или иной степени с золотом Кумтора, находятся в гипнотическом состоянии.
Несколько слов о судьбе подземных ресурсов.
Согласно Инвестиционному соглашению: “Правительство подтверждает и соглашается с тем, что ни КГК, ни КОК, ни Инвестор не обязаны сейчас или в будущем начинать или продолжать разработку подземных ресурсов, равно как и осуществлять любые связанные с такой разработкой геологические разведочные работы, финансировать или резервировать денежные средства на их проведение…”
Правда, в этом же разделе КГК указано, что инвестор обязуется заложить 2,5 млн. долларов США, но при этом оговаривает, что решение о разработке подземных месторождений будет принимать Совет директоров инвестора. То есть они, а не мы. А они только уведомят о своем решении наше правительство. Если учесть, что с первого дня канадцы не хотят связываться с подземными ресурсами, то не трудно догадаться, каким будет решение Совета директоров.
Подытоживая вышеизложенное, можно сказать только одно — нас, кыргызстанцев, в очередной раз бессовестно грабят. Причем грабят не на сотни, а на миллиарды долларов США. Неужели и на этот раз мы промолчим?
Согласно пункту 1.2 Концессионного договора, в Кумторе имеются следующие подсчитанные и прогнозные запасы полезных ископаемых.
Всего запасы:
716,21 т золота, 388,66 т серебра, 1508,93 т теллура, 55841,21 т трехокиси вольфрама, и т. д.
Карьерные запасы:
316,57 т золота, 145,2 т серебра, 708,8 т теллура, 207000,0 т трехокиси вольфрама и т. д.
Подземные запасы:
399,64 т золота, 243,4 т серебра, 803,1 т теллура, 35141,23 т трехокиси вольфрама и т. д.
И все это мы бездарно отдаем иностранцам.
Я далек от мысли, что я во всем прав. Парламентское слушание ЗС ЖК КР, возможно, раскроет другие, новые обстоятельства. Вышеизложенные данные и выводы основаны на материалах, представленных правительством КР, “Кыргызалтыном”, КОК. Также мною использованы тексты Генерального соглашения, Инвестиционного соглашения, справка, подготовленная О. Дуйшеевым (горный инженер, депутат ЗС ЖК), Ш. Мамбетовым (д. т. н., академик), В. Ставинским (д. г. м. н., профессор), Л. Оселедько (инженер–геолог), а также личные архивные материалы.
Я готов выслушать иное мнение. Если оно будет обоснованно, готов его поддержать. А если будет права сторона, которая считает, что реструктуризация “Кумторзолота” невыгодна для страны, то надеюсь, что правительство КР отзовет свою подпись.
Ишенбай Кыдырбеков.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5990/