Распечатать: Жена “врага народа”, мать героя РаспечататьОставить комментарий: Жена “врага народа”, мать героя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жена “врага народа”, мать героя Посмотреть комментарии

14 марта 2006

ГЕНДЕР

Жена “врага народа”, мать героя

    Нагима Хамзеевна Айтматова родилась 7 декабря 1904 года в г.Караколе в семье купца I гильдии Хамзы Абдувалиева, уроженца г.Казани. В середине XIX века тринадцатилетний сирота Хамза с торговым караваном добирается до г.Каракола и нанимается на работу к богачу.
    Трудолюбивого, исполнительного, смышленого мальчика, умеющего читать и писать на арабском, русском и татарском языках, хозяин со временем назначает приказчиком. Предприимчивый Хамза, разбогатев, покупает баржу, открывает магазин и, взяв в аренду повозку с лошадьми, привозит из России мануфактуру. Сам развозит, продает товар по аилам. Умный, честный, справедливый и общительный, Х.Абдувалиев пользуется уважением среди населения, предпринимателей и вскоре становится купцом I гильдии г.Каракола.
    Встретив зеленоглазую, белолицую, русоволосую красавицу Азизу, дочь богача из знатного татарского рода, просит у родителей ее руки и вскоре женится. Хамза и Азиза воспитали восьмерых детей: четырех мальчиков и четырех девочек, Нагима была шестым ребенком в семье. Родители считали необходимым дать детям хорошее образование. Все учились в мусульманской, затем в русской школе. Росли дружными, в почтении к родителям. Старшие заботились о младших. После окончания школы братья продолжали учиться коммерческому делу в Узбекистане, Германии, Франции, знали иностранные языки.
    Отец Нагимы построил в Караколе большой двухэтажный дом, вырастил фруктовый сад, который в народе называли “Садом Абдувалиева”. В 1919 году этот дом с садом был передан в общественное владение. В нем была открыта первая советская школа–гимназия, где учились младшие дети и внуки Абдувалиева, в том числе и Нагима.
    В 1925 году Нагима оканчивает II ступень русской школы–гимназии и подает документы в медицинское училище. Однако ей отказывают в приеме документов из–за ее соцпроисхождения. Взяв с нее слово, что она будет преданна советской власти, ее все же принимают на работу. Она оканчивает курсы стенографии, вступает в комсомол, работает зав.отделом Каракольского комитета комсомола.
    С Торокулом она познакомилась на краткосрочных комсомольских курсах в Пишпеке. Он работал заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Киробкома ВКП (б). Затем его направляют секретарем Караколо–Нарынского окружкома ВКП (б). В г.Караколе судьба сводит Торокула и Нагиму. 3 сентября 1925 г. они регистрируют свой брак.
    В начале 1927 года молодые переезжают в Джалал–Абад, где Нагима работает секретарем горкома комсомола, а позже — секретарем Джалал–Абадского исполнительного комитета. В те годы Джалал–Абадский и Ошский округа, где Т.Айтматов возглавлял партийные органы, были социально и политически наиболее напряженными регионами Киргизии. Талантливый организатор, политически грамотный оратор, со знанием местных и русского языков, Нагима Айтматова проводила в жизнь политику партии по раскрепощению женщин–мусульманок, воспитанию молодежи в духе патриотизма, идей социализма. Выполняя лозунг партии “Худжум”, то есть “Наступление”, на вековечные устои отсталого патриархально–родового быта, затворничество женщин, Нагима Хамзеевна выступала против калыма, многоженства, ранних браков, продажи детей, девушек и женщин, домашнего насилия, преследования женщин, снявших паранджу, и т.д. Круг ее забот был широк. Это борьба с темнотой и неграмотностью женщин, организация женских клубов, красных юрт, школ ликбеза, консультаций по разъяснению прав женщин и врачебно–акушерской помощи, активное вовлечение девочек в пионерские и комсомольские организации, создание детских площадок, детсадов, школ–интернатов, артелей, выдвижение женщин в комсомольские, профсоюзные, судебные, исполнительные и партийные органы и т.д.
    10 ноября 1927 г. она избирается членом районной комиссии по проведению земельно–водной реформы. Баи и реакционное духовенство использовали клевету, подстрекательства, запугивание бедноты, чтобы помешать реформе. Они скрывали действительные размеры земельных наделов, раздавали их родственникам или зависящим от них лицам. Некоторые земельные комиссии, пользуясь неграмотностью женщин, скрывали от них их право на землю. Кое–где по старой традиции земельный надел записывали на малолетних сыновей вдовы.
    Нагима Хамзеевна активно защищала права женщин, вела борьбу за наделение женщин землей и водой, разъясняла закон о реформе, добивалась отмены неправильных решений комиссий.
    С 1931 по 1933 г. Айтматова работает заведующей женским отделом Араван–Бууринского исполкома. Она близко к сердцу принимает все невзгоды земляков, помогает им в их житейских проблемах, в трудоустройстве, обучении и лечении, вносит предложения по улучшению их положения в советские и партийные органы.
    Благодаря своей нравственной чистоте, глубине и благородству характера, доброжелательному отношению она пользовалась глубоким уважением, большим авторитетом. Она была не просто верной и любящей женой Торокула Айтматова, но и его соратницей, разделяла с ним его взгляды. Они поддерживали, любили и берегли друг друга. В семейной жизни Айтматовых наступают знаменательные события. 12 декабря 1928 г. рождается сын — Чингиз, 8 февраля 1931 г. — Ильгиз, 15 декабря 1934 г. рождается двойня — крепкий здоровый мальчик и слабенькая девочка. В честь Октября 1917 года мальчика называют — Рева, девочку — Люция. По кыргызским обычаям бабушка Айымкан, мама Торокула, забирает внука в аил Шекер. К сожалению, малыш в шестимесячном возрасте простудился и умер.
    Жизнь в гуще людей, участие в проведении социально–экономических реформ, знание реальной жизни сформировало в семье, в детях чувство доброго и уважительного отношения к людям. Ильгиз Торокулович вспоминает эпизод из детства. Ежедневно к ним приходил мальчик–сирота и говорил: “Папа — нету, мама — нету, курсак — нету” и просил покушать. Мама всегда давала мне лепешку, еду, чтобы я передал мальчику.
    С 1935 по 1937 год Торокул Айтматов учится в Москве, в Институте красной профессуры, где готовились кадры партийных и советских работников. Слушатели института проживали со своими семьями в центре Москвы. Большое внимание уделялось воспитанию членов семей, особенно детей. Для неграмотных были организованы курсы ликбеза, куда ходили и дети дошкольного возраста. Нагима Хамзеевна работала воспитателем детского сада. На летние каникулы семьи с детьми выезжали на дачи, работали на огороде, читали, смотрели кинофильмы тех лет: “Чапаев”, “Дети капитана Гранта”, воспитывались в духе интернационализма. Ильгиз уже в 6–летнем возрасте умел читать.
    8 марта 1937 года у Айтматовых родилась дочь, которую назвали Розеттой в честь известной героини–партизанки испанских республиканцев. Имена Люция и Розетта не были данью моде. Это была глубокая вера родителей в идеалы революции и интернационализма.
    В 1937 году жизнь Айтматовых резко изменилась. Торокула исключили из партии. Нагима Хамзеевна была вынуждена выехать с детьми на родину мужа. Он убедил жену, что “надо спасать детей”, и сам проводил их с Казанского вокзала. Отец долго бежал по перрону, пока поезд набирал скорость, долго махал рукой, прощался. Как оказалось, навсегда, вспоминает Ильгиз Торокулович.
    Через семь суток Нагима Хамзеевна с четырьмя детьми: Чингизу было 9 лет, Ильгизу — 6, Люции — 4, а Розете — 5,5 месяца, с двумя чемоданами и тюком прибыла ночью на станцию Маймак. Телеграмма не дошла, никто их не встретил. Утром, оставив детей в привокзальном домике, Нагима Хамзеевна пошла в село Маймак искать родственников. Наконец всех посадила в телегу и повезла в Шекер.
    Поселились в доме двоюродного брата отца, Алымкула–аке, работавшего председателем сельсовета. Через месяц Алымкул–аке и его родной брат Озубек–аке были арестованы как “прихвостни контры”. Нагиму с детьми приняла в дом родная сестра Торокула Карагыз–апа. Родственники как могли оказывали помощь и всячески поддерживали. Через год приехал в Шекер младший брат Торокула Рыскул, студент Фрунзенского педагогического института. Ему было 18 лет, но однажды ночью его забрали работники НКВД как брата “врага народа”. Как и другие арестованные родственники, назад он уже не вернулся.
    Нагима Хамзеевна, имея хороший опыт в делопроизводстве, обращается в Кировский райком партии с просьбой о трудоустройстве. Однако ей категорически отказывают как жене “врага народа” и предлагают работать рядовой колхозницей. Тяжелые моральные переживания подорвали ее здоровье настолько, что она не могла работать физически. Она обращается в райисполком, напоминает, что у нее на иждивении четверо маленьких детей. Ей вновь отказывают и предлагают сдать детей в детдом, а свою судьбу устроить по своему усмотрению. Во время беседы в кабинете председателя райисполкома сидел незнакомый европеец. Увидев плачущую женщину, выходящую из кабинета председателя, попросил ее подождать в приемной.
    Это был заместитель начальника райуправления по заготовкам Отто Зюдельман, немец по национальности. Он не побоялся взять на работу жену “врага народа” и предложил работу учетчика в райуполкомзе. Вскоре Айтматова с детьми переезжает в Кировку. Ей была предоставлена двухкомнатная квартира в доме барачного типа, где проживал и сам Зюдельман с семьей.
    С началом Великой Отечественной войны жизнь резко ухудшилась. На месячную зарплату Нагима Хамзеевна могла купить одну буханку хлеба. Она устраивается бухгалтером в колхоз и переезжает в аил Жийде, ныне Манасского района.
    В самые тяжелые военные годы Чингиз жил в Шекере у Карагыз–апы и работал секретарем сельского совета. Ему было выделено 30 соток земли, и они всей семьей выращивали овощи, земля их кормила. Ильгиз учился и работал почтальоном в Жийде. Он рано повзрослел. Все годы войны босой и худенький мальчишка бегал за солдатскими письмами–треугольниками и газетами на почту, которая находилась за речкой в соседнем селе. В 15 лет он был награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”.
    Постоянно заботясь об учебе детей, Нагима Хамзеевна переезжает в село Покровка. Как хорошего специалиста ее назначают главным бухгалтером Кировского райсельхозуправления. В 1954 году Нагима Айтматова выходит на пенсию.
    Чингиз в 1944 году, после окончания 7 класса, поступает в Джамбулский зооветеринарный техникум, затем, с дипломом отличника — в Кыргызский сельскохозяйственный институт. Ильгиз в 1948 году поступает в Московский геологоразведочный институт.
    С Нагимой Хамзеевной остались дочери Люция и Розетта, которые продолжали учебу в Покровской средней школе. Люция была красивой, с волнистыми волосами, трудолюбивой, энергичной девушкой. Она делала дома любую работу: стирала, мазала земляной пол глиной с коровяком, заготавливала дрова, работала в огороде — у нее все горело в руках. В школе она была лидером, одной из лучших учениц. Очень любила математику, сочинения по русскому языку писала на “5”, 10–й класс она закончила во Фрунзе на пятерки. Но медаль ей не дали. Решила поступать в Московский институт электротехнической связи. Набор был во Фрунзе. Все экзамены Люция сдала на “отлично”. Все были уверены, что она поедет в Москву. Ей сшили синее ситцевое платье, купили чемодан. В дорогу приготовили боорсоки, курицу, и за день до отъезда Люция с веселым настроением пошла за решением мандатной комиссии. В приеме ей было отказано. Объяснили, что она дочь “врага народа”. Это был для нее страшный удар. Она смело заявила членам комиссии, что еще не известно, кто враг народа. Мечта рассыпалась. Ей не хотелось жить. Решила броситься под поезд, но подумала, что будет с мамой.
    Заплаканная, пришла домой, в село Чон–Арык, где они жили на ферме. Мать с болью и слезами сказала: “О кудай, когда это кончится, неужели так и не откроется дорога моим детям?”. Пришел Чингиз, стал всех успокаивать, убеждать, что необязательно учиться в Москве, можно учиться во Фрунзе, где учится он.
    Нагима Хамзеевна очень хотела, чтобы дети были высокопрофессиональными специалистами, были далеки от политики, чтобы не повторять судьбу отца.
    Люция поступила на энергетический факультет Фрунзенского политехнического института. Это был первый набор. Розетта окончила Кыргызский женский педагогический институт, стала кандидатом физико–математических наук, доцентом, заслуженным работником образования КР.
    Работая преподавателем, куратором курса женпединститута, Розетта Торокуловна много ездила по регионам республики, отбирая для учебы перспективных девушек из сельской глубинки. В институте опекала их, проводила дополнительные занятия, консультации, водила по театрам и музеям, пробуждала и воспитывала в девушках ощущение личного достоинства, собственной значимости. Все это привело впоследствии Р.Айтматову к активной работе среди женщин.
    В 90–е годы она стала одним из лидеров женского движения в независимом Кыргызстане, учредителем НПО “Центр помощи женщинам”, а к более двумстам научно–методических статей по проблемам педагогики и преподавания в вузе добавились пособия: “Демократия, гендер и права женщин”, “Гендерная школа в Кыргызстане”, “Гендерные аспекты ВИЧ/СПИДа” и другие. Активная сторонница борьбы против семейного насилия и насилия над женщинами в любой форме, она перевела на кыргызский язык и издала международную Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин (CEDAW).
    Нагима Хамзеевна всегда напоминала своим детям, чтобы они были внимательны к людям, оказывали им поддержку и помощь.
    Дети в разные периоды жизни видели, как люди менялись, когда становились богатыми, пользовались своим положением, властью. Многие талантливые люди спивались, предавали, заворовывались. Многие относились к Айтматовым, как к семье “врага народа”, а когда Чингиз стал известным писателем, менялись на глазах.
    Одухотворенность — вот главное богатство. Чистота и одухотворенность не дали пасть семье Айтматовых. И главной осью, главным стержнем семьи была Нагима Хамзеевна.
    Учитывая заслуги семьи Айтматовых в истории кыргызского народа, становлении его государственности и культуры, а также личный вклад в развитие Джалал–Абадского кантона в 20–30-е годы, исполком городского Совета народных депутатов г.Джалал–Абада решением от 4 февраля 1992 г. присвоил центральной городской аллее имя Нагимы Айтматовой.
    Пусть эта аллея будет светлым памятником материнству, мужеству, благородству и мудрости женщин, чье имя МАТЬ.
    Кульбюбю Бектурганова.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/13293/


Распечатать: Жена “врага народа”, мать героя РаспечататьОставить комментарий: Жена “врага народа”, мать героя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жена “врага народа”, мать героя Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007