Реформа Основного закона назрела
О формате Конституционного совещания
Идея проведения конституционной реформы приобретает все больше сторонников. Главным образом потому, что реформа способна открыть новые возможности для демократизации, поставить надежный заслон авторитаризму.
Всем также очевидно, что ключевые кандидаты в президенты имеют репутацию авторитарных руководителей, и никакая риторика ни одного из них о приверженности демократии не принимается на веру до конца.
Таковы причины, по которым целый хор голосов уже призывает к немедленному, еще до президентских выборов, пересмотру Конституции.
Прежде всего о самом пересмотре Основного закона. Конституция — отнюдь не священная корова. Это не более чем правовая форма общественного договора. И само общество вправе решать, когда и в какой мере она должна быть пересмотрена. Наиболее часто ссылаются на пример США в обоснование той точки зрения, что Конституция не должна часто пересматриваться. Но это была вновь созданная страна, граждане которой имели перед собой не один и не советский, как было у нас, а множество образцов социального обустройства, и Конституция США родилась в переплаве различных систем. Наша нынешняя Конституция создавалась поколением граждан, выросших в советских форматах, а международный опыт вносился в нее как теоретическая модель, опыт проживания которой никто из авторов первой Конституции не имел.
Сейчас ситуация иная. На собственных ошибках накоплен собственный опыт государственной организации и отношений государства с гражданским обществом, с человеком. Кроме того, в результате ряда изменений Конституция напоминает сейчас перелатанное одеяло, или скорее автомобиль, собранный из частей от разных моделей. Необходимость ее переписывания очевидна.
Опасно не то, что Конституция вновь пересматривается. Для переходных, а не вновь создаваемых стран это нормальное явление. Но было бы серьезной ошибкой делать это впопыхах и ради разрешения сиюминутного политического кризиса. Мы уже несколько раз повторяли эту ошибку. Нельзя вновь и вновь наступать на одни и те же грабли.
Должен быть запущен нормальный процесс конституционной реформы, ее полный технологический цикл из нескольких этапов.
1 этап — создание Конституционного совещания. В основе его повестки должна быть выработка основных принципов новой Конституции и утверждение формата конституционной реформы. Как правильно говорит в своем заявлении председатель Конституционного суда Чолпон Баекова, необходимо начать с выработки прозрачных и понятных механизмов построения такой системы государственной власти и общества, которая будет монолитна, стабильна и независима от степени политических амбиций лидеров и сделает невозможным установление режима личной, авторитарной власти.
Это необходимо сделать до предстоящих президентских выборов, и кандидаты в президенты должны подтвердить намерение следовать этим принципам и намерение провести конституционную реформу.
2 этап — создание экспертной комиссии с участием ведущих национальных и зарубежных экспертов, которая могла бы сделать “дефицитную ведомость” существующей Конституции, а затем написать и предложить несколько вариантов текста новой Конституции. Это наиболее трудоемкая часть работы, и она потребует не менее полугода.
3 этап — рассмотрение Конституционным совещанием предложенных вариантов и выработка проекта новой Конституции, который будет предложен стране. Если экспертная комиссия будет помогать совещанию в работе в качестве его исполнительного аппарата, то это можно сделать за один–два месяца.
4 этап — общенациональное обсуждение проекта Конституции. Это займет от двух до четырех месяцев в зависимости от того, насколько масштабно будет организовано.
5 этап — обобщение результатов общенационального обсуждения и внесение дополнений и поправок в текст проекта Конституции. Это должна сделать экспертная комиссия. При необходимости здесь может быть произведена и международная экспертиза проекта независимыми международными организациями, занимающимися такими вопросами. Необходимый срок такой работы — два месяца.
6 этап — повторное рассмотрение Конституционным совещанием проекта Конституции с внесенными поправками и дополнениями и утверждение текста проекта для принятия его в установленном действующей Конституцией порядке. На это понадобится один месяц.
7 этап — принятие новой Конституции.
Таким образом, весь процесс конституционной реформы займет полтора года или при самом длительном варианте — год и девять месяцев и может быть закончен к исходу 2006 года. При этом он будет включать все необходимые технологические операции и гарантирует качество будущей Конституции.
Понятно, что после ее принятия предстоит заново сформировать органы власти всех ветвей в соответствии с тем порядком, который будет определен новой Конституцией и в последовательности, обеспечивающей стабильность политического процесса.
Исключительно важным является формат Конституционного совещания. От этого зависит, сможет ли новая Конституция, с одной стороны, закрепить интересы народа, а с другой, создать эффективную систему социального управления.
При заключении такого рода общественного договора есть три стороны — человек, гражданское общество и государство. Этот треугольник и должен представлять собой основу для формирования структуры Конституционного совещания. Конституционное совещание должно состоять из трех равных частей: представителей интересов людей, представителей интересов гражданского общества и представителей интересов государства.
Представителями интересов людей легитимно могут выступать сегодня только выбранные лидеры местного самоуправления и субэтнических сообществ, представителями интересов гражданского общества — лидеры политических партий, крупных неправительственных организаций и их объединений, средств массовой информации, представителями интересов государства — руководители трех ветвей власти.
Допустим, что состав Конституционного совещания составит 300 человек. Треть из них может быть делегирована общим собранием руководителей органов местного самоуправления (50), субэтническими сообществами (40) и другими крупными этническими группами, через Ассамблею народа Кыргызстана (10).
Следующая треть образуется из руководителей политических партий (20), крупных неправительственных организаций и их объединений, представляющих в том числе и бизнес–сообщества (70) и средств массовой информации (10).
Оставшаяся треть — представителями президента (20), правительства и местных государственных администраций (30), Жогорку Кенеша (30) и судебной ветви власти (20).
Понятно, что здесь принципиальным является не общее число, а пропорция представительства. При этом возможны и другие мнения о пропорциях, но важно, чтобы государственные органы и общество были представлены в соотношении, отражающем реальную сущность и функцию демократического государства — оказывать качественные услуги обществу в пределах делегированных ему полномочий.
Конституционное совещание определит своим решением рабочий орган — секретариат и экспертную комиссию, которые будут готовить материалы для общего обсуждения и принятия решений.
Председателем Конституционного совещания не должен быть никто из действующих руководителей трех ветвей власти. Это может быть либо председатель Конституционного суда Чолпон Баекова, либо другой, не работающий в существующих государственных органах, авторитетный и квалифицированный политический или общественный деятель. Можно назвать несколько фамилий в произвольном порядке — Ишенбай Абдразаков, Чинара Джакыпова, Карыбек Молдобаев, Абдыганы Эркебаев, Медеткан Шеримкулов, Муратбек Иманалиев, Мамат Айбалаев. Список может быть продолжен, и он довольно большой.
Созыв Конституционного совещания может быть объявлен и.о. президента Кыргызской Республики на основе существующих конституционных прав после согласования формата совещания с основными сторонами. Государство должно обеспечить условия для работы Конституционного совещания.
Валентин Богатырев, иректор Международного института стратегических исследований при президенте Кыргызской Республики.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9943/