Распечатать: Когда со сцены уходить пора РаспечататьОставить комментарий: Когда со сцены уходить пора Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Когда со сцены уходить пора Посмотреть комментарии

27 октября 2004

ПОЛИТИКА

Когда со сцены уходить пора

    14 лет назад, 27 октября 1990 года, Аскар Акаев стал первым в истории Киргизии президентом тогда еще союзной республики, входившей в состав СССР. Развал 8 декабря 1991 года Союза и неожиданно свалившиеся на республики–сестры суверенитеты поставили перед ними проблему: как жить дальше, по какому пути идти и развиваться.
    Кыргызстан, как и большинство вчерашних братьев и сестер по нерушимому Союзу, избрал путь построения светского демократического государства с рыночной экономикой. А поскольку собственного опыта и знаний в этом деле не было никаких, решено было воспользоваться рекомендациями МВФ и ВБ, тем более что за послушание была обещана щедрая финансовая помощь. Рекомендации касались либерализации цен, приватизации госсобственности и колхозно–совхозных объединений, разгосударствления промышленных предприятий, строительных и транспортных организаций, стабилизации политической ситуации в стране.
    Первым делом отпустили цены. Они тут же помчались вскачь, резко опережая денежные доходы граждан. Это привело к обвальному обеднению населения. Сравним. В 1991 году средняя пенсия составляла 392 рубля, средняя зарплата — 349, а минимальный потребительский бюджет на среднестатистического кыргызстанца — 202. В 1992 году эти цифры выглядели — 1928, 2300 и 1652 рубля соответственно. Несложно заметить, что в эти годы средние размеры пенсий и зарплаты заметно превышали МПБ.
    Далее. Приватизация была проведена у нас непродуманно, поспешно и с изрядным криминально–бюрократическим уклоном. Последнее вынужден был признать и премьер–министр Николай Танаев. Выступая недавно на заседании Законодательного собрания Жогорку Кенеша с информацией о проблемах приватизации, премьер говорил, что в 2002 году правительство начало проверку предприятий и организаций, переданных в ходе приватизации в частные руки. Едва ли не десятилетия спустя правительство вдруг озаботилось: отчего это крупные заводы, фабрики, стройорганизации не только не встали на ноги, но и рухнули окончательно, а то и исчезли вовсе, как юные забавы, как сон, как утренний туман. По этому поводу в судебном производстве находится около 30 дел против приватизаторов.
    Возникает вопрос. Неужто власть раньше не замечала того, что было видно невооруженным глазом? На первоначальном этапе накопления капитала руководители многих АО, ОсОО, ЗАО и т.д. не гнушались приемами и методами, граничащими с криминалом. И, что особенно печально, не столько воровали для накопления, сколько хищнически растаскивали и уродовали, сбывали станки, оборудование, технику по цене металлолома за рубеж, проматывали общественное достояние республики.
     Результатом этого стало то, что обретение независимости оказалось сопряжено с беспрецедентным для мирного времени спадом промышленного производства, мощным оттоком из республики русскоязычного населения, главным образом из числа квалифицированных специалистов в самых различных сферах деятельности, организаторов производства, невиданным для Киргизии ростом безработицы.
    К примеру, если общий объем промышленной продукции, выпущенной в 1991 году принять за 100 процентов, то в 1995 и 1996 годах он сократился до 27 и 28, а в 2003 едва вырос до 46. То есть и через 12 лет независимости падение промышленного производства составляет 54 процента.
    Думается, тут уместно будет вспомнить, что парализованный полиомиелитом человек, возглавив парализованную нацию, пророчески заметил: “Если я окажусь плохим президентом, вероятно, я буду последним президентом”. Этим человеком был Франклин Рузвельт, возглавивший США в тот момент, когда в стране произошло 48–процентное падение производства в промышленности.
    Отметим. У нас беспримерное падение производства было вызвано не структурной перестройкой народного хозяйства (ликвидацией неэффективных, убыточных и устаревших морально и физически заводов и фабрик, модернизацией и перепрофилированием предприятий, созданием новых, отвечающих современным рыночным требованиям производств), а главным образом разрывом по вертикали и горизонтали наработанных десятилетиями хозяйственных связей, возведением таможенных и пограничных редутов. Высокими ценами на сырье, материалы, энергоносители и непомерными налогами, дезорганизацией и бесхозяйственностью на всех уровнях, утратой стимулов к качественному и эффективному труду.
    Особую тревогу вызывает то, что практически сошли на нет капиталовложения не только в новое строительство, но и для замены устаревшего и изношенного оборудования, транспортных средств, капитальных и текущих ремонтов. Это означает, что страна живет только сегодняшним днем, мало заботясь о будущем.
    Все это наводит на грустные выводы: у руководства государством нет четкой стратегии и программы преобразований. Немалочисленные и изначально обреченные на забвение программы типа “Аракет”, “Ардагер”, “Аялзат”, “Манас” и др. всерьез брать в расчет нельзя. По большому счету, это не строго выверенные с учетом реальных возможностей платформы, а импровизации на заданные темы, некое подобие дамского рукоделия.
    Отнюдь не намерен упрощать сложнейшие проблемы. Но знакомясь с некоторыми из этих программ, невольно ловлю себя на мысли, что зачастую их авторы находились в плену иллюзий, принимая желаемое за действительное, когда эмоции брали верх над холодными доводами рассудка. Возможно, я ошибаюсь. Но, думаю, практикуемая в республике все эти годы политика размазывания скудных госбюджетных средств по всему пространству многочисленных проблем или шараханье от одной “стратегической перспективы” к другой изначально ведут в тупик.
    В мировой хозяйственной практике достаточно широкое применение получила стратегия энергичных технократов. Суть ее заключается во временном усилении затягивания потуже поясов всеми (всеми!) гражданами страны ради увеличения фонда накопления в национальном доходе. Этот фонд направляется затем на резкое обновление производственного потенциала в перспективной и сулящей быструю отдачу отрасли. Что позволяет впоследствии успешнее решать и социальные проблемы.
    Опыт таких стран, как послевоенная Германия, Китай, Япония, показал, что подобная стратегия при благоприятном стечении обстоятельств и развитии событий, эффективном использовании ресурсов позволяет ускорить темпы экономического роста.
    Ключевым успехом стратегии энергичных технократов является быстрое получение отдачи от вложенных на развитие экономики ресурсов. Однако она несет в себе опасность для государственной финансовой системы. В наших же условиях эта опасность может оказаться едва ли не смертельной.
    К сожалению, руководители Кыргызстана, похоже, так и не определились, что же является для страны ключевым, стратегическим и первоочередным. То мы без достаточной подготовки и соизмерения собственных сил и возможностей приступаем к строительству железной дороги Север—Юг, то, так и не дождавшись инвесторов, вбухиваем миллионы сомов в продолжение строительства Курпсайской ГЭС, то премьер–министр во всеуслышание заявляет, что, если в ближайшее время не найдем инвесторов на разработку одного из золоторудных месторождений, приступим к этому делу собственными силами. Простите, но хватит ли у государства сил и средств на все это, не надорвется ли смертельно экономика?
    Те, кто взял на себя труд и смелость управлять страной, должны знать ответ на один простой вопрос: из каких источников, за счет чего будут финансироваться все эти дорогостоящие проекты. Как говорится, и ежику понятно, что своих штанов у нас на это не хватит. Пока же все весьма красивые, убедительные и, в общем–то, справедливые слова в пользу железной дороги Балыкчы—Таш–Комур, Курпсайской ГЭС, золоторудных месторождений Джеруй и Талды–Булак Левобережный грозят обернуться и оборачиваются очередным замораживанием значительных финансовых и материальных средств в безнадежном “долгострое”. Неужели правительству не ясно, что все эти инвестиционные проекты относятся к числу проектов с чрезвычайной долей риска?
    Порой у меня создается впечатление, что власть действует по принципу: начнем строить, а там, глядишь, все само собой образуется. Не образуется. Так не бывает. Убедительных примеров тому множество. В том числе и у нас. Скажем, нужно ли напоминать, что сооружение железнодорожной магистрали в XXI век пришлось даже не законсервировать, а совсем прекратить в силу того, что благополучных отраслей экономики, за счет которых можно было бы совершить этот крупномасштабный дорожностроительный маневр, в республике попросту не существует, а инвестиционный штурм по всему предполагаемому фронту работ с добровольным подключением семи областей и столицы Кыргызстана завершился полным провалом.
    Если государство с первых дней независимости идет по пути рыночных реформ, опережая многих партнеров по Содружеству, о чем не устают твердить в окружении президента и в правительстве, то как же получилось, что в стране за все эти годы так и не удалось восстановить первейшую и естественную связь явлений: высококвалифицированный труд — высокая заработная плата — высокий уровень потребления. Ведь социальная справедливость, к которой мы стремимся, обязательно включает в качестве главного элемента поощрение производительного труда, поощрение таланта, честности и добросовестности.
    Не потому ли производство у нас, как в городе, так и на селе, малоэффективно и плохо развивается, что оплата далеко не всегда находится в зависимости от величины, качества и конечного результата труда, а заработная плата далеко не всегда оказывается заработанной?
    Или, скажем, сколько разговоров ведется в стране вокруг зарубежных инвестиций. На страницах нашей газеты мы не раз говорили о крупных естественных минусах на инвестиционном поле республики. Однако к этим объективным минусам добавляются ничуть не меньшие по масштабам изъяны искусственные, пороки субъективного характера. Но ведь в данном случае мы имеем дело не с математикой, где умножение минуса на минус дает плюс.
    Существует давнее наблюдение, что проблемы, даже самые сложные, если они единичны и обособлены друг от друга, разрешимы. Но когда они суммируются, складываются в тенденцию, их сложность возрастает не в арифметической даже, а в геометрической прогрессии, поскольку они наслаиваются друг на друга. И в этом случае проблемы переходят в разряд неразрешимых.
    Когда я в очередной раз слышу или читаю, как руководство республики с гордостью заявляет о том, что Кыргызстан первым среди стран СНГ проводит земельную реформу, первым стал членом ВТО, опережает всех в проведении реформ в здравоохранении, то с грустью вспоминаю одного из зощенковских героев, который гордился своей хворью: “Это моя–то болезнь не смертельная? Да как вы можете так говорить?”.
    Признаться, к самохвальству и фанфаронаде по поводу нашего лидерства в реформаторском движении на пространстве СНГ я отношусь с большой долей иронии и скептицизма, поскольку на первое место ставил и ставлю экономику. Не только потому, что она по–прежнему остается лучшей политикой, а главным образом потому, что больная экономика служит первопричиной всех социальных болезней. Недуги экономики в значительной мере являются катализатором обострения межнациональных и экологических проблем, роста преступности в обществе, в том числе и организованной, попрания социальной справедливости.
    Кстати, нарушения социальной справедливости достаточно ярко проявляются в существовании разветвленной системы льгот и привилегий. Обратим внимание. Граждане благополучных и процветающих государств в льготах не нуждаются. Получаемые ими зарплаты и пенсии обеспечивают безбедное бытие. Но вот чем беднее общество, тем больше в нем различных льгот. Парадокс ситуации здесь в том, что льготами пользуются две категории граждан: наиболее нуждающиеся и наиболее обеспеченные. Льготы и привилегии, которыми пользуются члены правительства, министры, депутаты парламента, рядовым кыргызстанцам и обездоленным и не снились. А поскольку чудес на свете не бывает, то совершенно очевидно, что льготы одним категориям населения достаются за счет и в ущерб другим.
    Удивляет то, что при всеобщем понимании приоритета экономики над всем остальным ни в правительстве, ни в парламенте, ни в СМИ дискуссий на экономические темы, отвечающих масштабам и злободневности проблемы, как не было, так нет и, судя по всему, не предвидится.
    Вячеслав Тимирбаев.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8354/


Распечатать: Когда со сцены уходить пора РаспечататьОставить комментарий: Когда со сцены уходить пора Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Когда со сцены уходить пора Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007