Распечатать: Вузы: работа над ошибками РаспечататьОставить комментарий: Вузы: работа над ошибками Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вузы: работа над ошибками Посмотреть комментарии

22 мая 2014

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Вузы: работа над ошибками

    В Кыргызстане грядут серьезные изменения в сфере высшего образования. Правительство намерено сократить число вузов и убрать лишние специальности. Примечательно, что Министерство образования заявило, что готовит черный список вузов, накануне работы приемных комиссий. В этой связи абитуриентам-2014 надо крепко подумать над выбором не только профессии, но и самого учебного заведения.

    Удар по слабым

    По данным Министерства образования, в республике ныне 52 вуза, из них 32 государственных. Сегодня только ленивый не ругает их за низкое качество предлагаемого образования. Понятно, что говорить о серьезном приравнивании наших дипломов к документам европейских учебных заведений еще рано. Тут пока все зависит от имиджа конкретного вуза. Значительная часть знаний, полученных нашими студентами, не соответствует мировым научным и профессиональным требованиям.

    Чтобы навести порядок в этой сфере, Министерство образования и науки начало работу по изъятию лицензий. Часть их будет отозвана через суд.

    Отметим, что проверка вузов уже завершилась. Результаты будут озвучены в течение двух недель. Первые итоги исследования неутешительны. В бишкекском филиале московского института зафиксированы факты отсутствия преподавателей во время уроков и низкая посещаемость (менее половины от общего числа). В связи с нехваткой аудиторий в одном кабинете велось обучение сразу нескольких групп с разных курсов. А в одном из университетов, например, не проводились лекции, запланированные по расписанию.

    В итоге эксперты пришли к выводу, что многие вузы не имеют соответствующих специализации, материально-технической базы и преподавательского состава. Фиксировались случаи, когда один и тот же преподаватель с докторской степенью числился в нескольких вузах. Естественно, из-за этого страдает качество преподавания.

    Первым под горячую руку проверяющих чиновников попал Азиатский медицинский институт имени Тентишева в Канте. Ревизорам на качество учебного процесса и ужасающие бытовые условия пожаловались сами студенты. Министерство образования провело проверки и подтвердило массу вопиющих нарушений. Шесть лет назад Минобразования уже пыталось закрыть это учебное заведение, однако тогда вуз через суд отстоял право на существование.

    — Сейчас приостановлено действие лицензии на три месяца. Набора в институте в этом году не будет. И будет начата процедура отзыва лицензии, — сообщил на днях министр образования Канат Садыков. — Студенты этого учебного заведения смогут продолжить обучение в другом вузе. Однако им придется подтвердить полученные знания при переводе.

    Оптимизация без оптимизма

    Министр предлагает провести оптимизацию вузов методом укрупнения. В первую очередь под нее попадут государственные вузы. По словам Каната Садыкова, произошло искусственное увеличение их числа, дублируются и имеются специальности, не соответствующие профилю учебного заведения. К примеру, в ряде вузов есть медицинские специальности, однако качество образования не соответствует действующим нормативам.

    Министр сообщил, что сейчас совершаются первые шаги по профилизации. По его словам, уже существует градация по уровням подготовки специалистов. Отдельные вузы получат разрешение на проведение подготовки трех уровней — бакалавриат, магистратура и PhD. Другие — только на подготовку первого.

    — Считать, что оптимизация направлена на сокращение количества вузов в регионах, — абсолютно неправильно, — считает Садыков. — При укрупнении молодежь в регионе может получить доступ к качественному бакалавриату и получить диплом соответствующего профильного крупного вуза, а не какого-нибудь регионального. Сегодня в региональных вузах практически нет приема на контрактное обучение, потому что с таким же баллом абитуриент сможет поступить в профильный крупный вуз в Бишкеке. Мы предлагаем крупным государственным вузам взять себе на баланс региональные отделения и выстроить там учебный процесс. Это означает, что преподаватели, профессора, да и все представители профильных специальностей будут собираться в крупных профильных высших учебных заведениях. Также сократится и прием на дублирующие специальности, что вызовет среди преподавателей соответствующую конкуренцию при трудоустройстве.

    Кроме того, глава МОиН проинформировал, что те преподаватели, которые не имеют отношения к научно-педагогической или по каким-то иным пунктам не подходят для преподавательской деятельности, не должны допускаться к чтению лекций.

    Чиновники уверяют, что первые плоды оптимизации будут ощутимы уже в сентябре 2014. К этому моменту ожидается создание единого педагогического университета и, возможно, единого технического университета с филиалами в регионах. Параллельно будет ужесточаться и система лицензирования.

    — На втором этапе ожидается внедрение механизма аккредитации для всех вузов, независимо от форм собственности. Нам нужно вывести этот процесс в цивилизованное русло, — отметил Садыков.

    Бакалавры и магистры

    Большинство стран — участниц СНГ уже активно внедряют многоуровневые системы образования в государственных и частных вузах. Если раньше студенты учились пять лет и получали диплом специалиста, то теперь можно будет выбрать: или по-быстрому (за четыре года) отучиться на бакалавра и отправиться работать, или покорпеть над учебниками еще пару лет и стать магистром. Два года назад вузы нашей республики также перешли на двухуровневую систему. Однако до сих пор только шесть из них получили право на полную подготовку специалистов.

    У многих кыргызстанцев новая система вызывает сомнения, поскольку бытует мнение, что бакалавр — это недоучившийся студент. Можно ли доверять такому специалисту?

    — На деле бакалавр — это высшее образование, но без права преподавания в вузе, а магистр — не научная степень, а учебная, равная прежней “специалист”, — считает Александр Кацев, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой международной журналистики факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета. — Проблема в том, что наши чиновники также слабо разбираются в новой системе. Вот, например Министерство образования выпустило инструкцию, что учителя имеющие дипломы специалистов, то есть те, кто получал дипломы, обучаясь пять лет, получают меньше чем учителя, имеющие степень магистров. Сомневаюсь, что человек, получивший образование при Союзе, когда еще не было этих степеней, владеет предметом хуже, чем новоиспеченный магистр. Немудрено, что мы запутались, сейчас в Кыргызстане столько же систем образования, сколько вузов: американская, европейская, турецкая, российская и кыргызская, в последние годы еще добавляется арабская. Проблема в том, что сегодня никто не определил основу национального образования. Нужно унифицировать систему образования, начиная со школы — определить, сколько предметов и как преподавать. Наша власть не умеет считать, поэтому мы имеем огромное количество невостребованных юристов и экономистов. Почему бы чиновникам не подсчитать, сколько специалистов нужно в конкретном селе или на конкретном предприятии, сделать госзаказ, как это происходит за границей?

    Между тем, следуя веянию нового времени, в КРСУ с нового учебного года появится отделение магистратуры.

    — Выбор профессии, пожалуй, самый важный в жизни человека, ведь с годами ее поменять сложно, порой мы видим учителей, которые не любят детей, поваров, которые невкусно готовят. Очевидно, что они несчастливы в своей жизни из-за неправильного выбора, — считает профессор Кацев. — Однако, если человек сделал выбор, близкий ему по духу, мы гарантируем качественное образование. Для меня показательно то, что наши выпускники работают на телеканалах, в газетах и интернет-изданиях. Многие, получив степень бакалавра — это репортерская работа, теперь готовы переходить на более высокий уровень журналистики — аналитику. И в магистратуре мы их этому и будем учить.

    Кем стать?

    Сейчас сориентироваться в многообразии вузов, форм обучения, предлагаемых программ трудно не только старшеклассникам и их родителям, но даже специалистам. Проблема выбора актуальна для многих.

    К выбору вуза нужно подходить с ответственностью и серьезностью. Происхождение полученного диплома, несомненно, будет играть существенную роль в будущей карьере.

    Первое, о чем стоит задуматься выпускнику, — это о выборе профессии. Нужно все тщательно взвесить и решить, кем быть и чему посвятить всю свою жизнь. Можно попросить совета у родственников, друзей, но лучше внимательно изучить все профессии и сделать собственный выбор.

    При этом нужно рассмотреть несколько критериев: вкусы, склонности, умственные способности, интересы, состояние здоровья и семейный бюджет.

    После того как сделан выбор, можно приступить к поиску вуза. Если есть желание стать хирургом, педагогом или археологом — будет проще, “ассортимент” вузов небольшой. Но если  видите себя в качестве экономиста, юриста, инженера, менеджера — готовьтесь к утомительной, но необходимой процедуре поиска именно “вашего” вуза среди подобных.

    Технические вузы считают довольно трудными как для поступления, так и для образования, но, как показывает статистика, студенты этих вузов быстрее всех вживаются в коммерческие структуры.

    Что касается гуманитарных, то здесь вы будете больше читать и изучать множество таких предметов, как литература, религиоведение, философия, экология, история. Специалисты, окончившие гуманитарный вуз, наиболее способны к творческой работе.

    Самое важное, на что нужно обратить внимание при выборе высшего учебного заведения, — это качество обучения. Соберите информацию о репутации вуза, профессиональном уровне преподавателей, техническом оснащении и т. п. Такую информацию можно получить в Интернете, у друзей, знакомых или в выбранном вами вузе.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/42043/


Распечатать: Вузы: работа над ошибками РаспечататьОставить комментарий: Вузы: работа над ошибками Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вузы: работа над ошибками Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007