Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
2 декабря 2011 | ПЕРСОНЫ |
Право и управаПочему в Кыргызстане уровень сервиса настолько далек от европейского, что об оном остается лишь мечтать, а цены на еду существенно превышают покупательную способность подавляющего числа граждан? Своими мыслями по этому поводу делится сотрудник отдела маркетинга и связей с общественностью компании “Шевроле” Доминик Брюс из города Цюрих Швейцарии. С Кыргызстаном наш собеседник знаком не понаслышке. Товар и навар — Хорошо знаете потребительский рынок нашей страны? — В Кыргызстане турист из Европы сразу обращает внимание на свободное ценообразование в сфере услуг и потребления. Это, конечно, следствие свободного рынка. Но при этом необходимо соблюдать права потребителей. Потому что если не будет контроля, цены могут подняться выше допустимых пределов. — Как можно регулировать цены, скажем, на нашем Ошском базаре или на “Дордое”? — О, на меня произвели большое впечатление обе эти торговые площадки. Я бы сказал, это специфически восточные рынки. Ничего подобного на Западе нет. Там есть гипермаркеты, которые действуют по другому принципу. Причем не говорю, что европейская торговля однозначно лучше вашего “Дордоя”. Мне кажется, в Кыргызстане и всей Центральной Азии будет сохраняться восточная специфика рынков. Главные ее достоинства — открытость и доступность для производителей. Ваш крестьянин может запросто прийти на базар и выставить свой товар. Этим объясняется отменное качество продукции на базарах — она прямо с полей и ферм. В гипермаркетах такого нет. Продукты поступают со складов, фермер не имеет туда доступа. Однако вам следует усилить борьбу по защите прав потребителей. — Вы имеете в виду качество продуктов питания? — В первую очередь их, но и все прочие товары-услуги, которые предоставляются у вас. Нужно, чтобы они соответствовали стандартам качества и нормативным данным, цены колебались в определенных пределах. Исходя из принципа защиты прав потребителей, товар обязан быть качественным и доступным. Посчитаем лепешку — Что вы подразумеваете под стандартами качества? — Взять хотя бы весьма вкусную кыргызскую лепешку — она должна соответствовать определенным стандартам: по весу, входящим в нее ингредиентам, качеству выпечки и прочим. Заметил, что у вас несколько видов лепешек — одни стоят 15 сомов, побольше — 30, есть и “праздничные” за 50 сомов. Такое разнообразие — нормальная и хорошая для рынка практика, но я удивился, когда узнал, что у вас качество продаваемого хлеба практически не контролируется. — Если бы в Швейцарии выпекались лепешки, как бы подошли к контролю? — Для начала отраслевые специалисты федерального ведомства по контролю за ценами и качеством продукции установили бы четкие стандарты процесса подготовки теста и выпечки каждой лепешки, ее массы и консистенции, допустимые нормы сахара, прочих подсластителей, красителей, ароматизаторов и остальных ингредиентов. Обозначили бы и ценовые пределы. После чего обязали всех производителей строго придерживаться введенных норм. — Насколько серьезен контроль? — Это результат деятельности большого числа экспертов, которые имеют научно-исследовательские институты и разветвленную структуру лабораторий по всей стране. На основе их данных каждую неделю в специализированных изданиях и на интернет-сайтах публикуются подробные таблицы цен на продукты питания в Швейцарии, в разрезе всех ее кантонов и мелких административных единиц. Цены и качество примерно восьмидесяти наименований продуктов отслеживаются самым пристальным образом. — Но как при этом качество отслеживается? — Этим занимаются лаборатории, куда приходят данные с работающих предприятий. Когда поступает жалоба от потребителя на тот или иной продукт, на повышение цены, тут же проводится проверка, результат быстро выдается СМИ, предприятию делают предупреждение. Так обстоит дело не только с едой, но и со всеми другими товарами — автомобилями, строительными материалами, швейными изделиями, фармацевтическими препаратами, вплоть до электроэнергии. Наши граждане и госорганы, занимающиеся вопросами защиты прав потребителей, весьма агрессивны. Каждый бдительно следит, чтобы абсолютно все изготавливалось и реализовывалось на высоком уровне. Таким образом, все получают твердые гарантии от подделок, плохого качества, незаконного повышения цен, мошенничества. Не скажу, что в Швейцарии эта система работает идеально, у нас есть проблемы и случаются сбои, но в этой работе задействовано много людей. Цена, которая не укусит — Как в Швейцарии происходит регулирование цен? По идее, в условиях свободного рынка цены должны устанавливать сами покупатели… — Совершенно верно. Цены у нас формируются на основе складывающегося соотношения спроса и предложения для каждого кантона, района и города Швейцарии. Госорганы по защите прав потребителей устанавливают и корректируют цены исходя из этого, чтобы определенная компания не смогла по своему усмотрению повысить стоимость. Конечно, в силу определенных объективных и субъективных причин некоторые товары или услуги могут подорожать в каких-то районах или городах. Тогда компании имеют право подать заявку на увеличение цены. Если органы защиты прав потребителей сочтут подорожание обоснованным, дадут разрешение. — Как наказывают тех, кто завышает стоимость без согласования? — Сначала владельцам компании выносят предупреждение. Это весьма серьезное наказание. Информация тут же поступает в специздания, становится доступной не только фискалам и конкурирующим фирмам, но и широкой общественности. В случае повторных нарушений хозяева предприятия подвергаются солидным штрафам — от 20 до 100 тысяч франков. Если же и эта мера не действует, против владельцев предприятия возбуждают уголовное дело. Но до последнего, как правило, не доходит. Фирма просто терпит крах — ее продукция и услуги становятся никому не нужными. Никто не пойдет в ресторан, чьи сотрудники производят некачественные блюда или завышают цены. Туристическая компания, отмеченная хотя бы первым предупреждением за нарушение прав потребителей, как показывают исследования, мгновенно теряет треть клиентов. Когда иностранцы говорят о Щвейцарии, сразу вспоминают часы, которые стали национальным символом страны. Предприятие должно работать подобно хронометру, дабы завлечь клиентов и удерживать их заинтересованность. У нас довольно приветливые люди, но они весьма капризные покупатели — заставляют фирмы работать на пределе возможностей. Права потребителей — это все. Тень на плетень — Нам никак не удается строить качественные трассы даже в пределах столицы. Если пекаря или мясника можно сравнительно легко обязать соблюдать стандарты качества, как это делать в отношении асфальтоукладчиков? — Это даже легче, чем следить за качеством работы мелких, но многочисленных компаний. Строительная организация — предприятие крупное, его деятельность легко поддается сквозному контролю. Как со стороны госорганов, так и общественных организаций. То что у вас такие плохие дороги — прямое следствие ущемления прав потребителей, в данном случае горожан. Честно говоря, мне непонятно, как подобное вообще происходит — фирмы строят трассу и не отвечают за последствия. В Швейцарии компании, допустившие такие просчеты, как неправильная укладка дорожного полотна, обанкротились бы, никто с ними в будущем не свяжется, а интересы пострадавших потребителей в любом случае окажутся защищены. То есть дороги, построенные недобросовестно, доведут до необходимой кондиции. В Кыргызстане сегодня много говорят о введении прозрачности судебной системы, чтобы она работала честно и исправно. Вам следует добиваться этого и во всех других сферах, чтобы деловая биография каждой компании или человека становилась открытой книгой. Представьте, как почувствуют себя те, кто постоянно нарушает закон, делает свою работу плохо, не платит налоги, ссорится с соседями, если их жизнь станет публичным достоянием? Швейцарцы по своей природе не лучше кыргызстанцев, просто существующие законы обязывают держать себя в руках и заботиться о сохранении репутации и собственного имиджа. Если вы решили снять новую квартиру, домовладелец не предоставит вам ее без рекомендации хозяина жилья, у которого вы раньше проживали. Даже прием на неквалифицированную работу сопряжен с подробным знакомством с личностью кандидата. Что говорить о тех, кто претендует на высокие должности, становится участником тендеров, конкурсов? Приходится всю жизнь быть осторожным, исполнительным, профессиональным и вежливым — это поможет в будущем. Мне нравится в Кыргызстане искреннее радушие, доброжелательность и гостеприимство вашего народа. Считаю эти качества главными, они формируют позитивное мнение о человеке и в конце концов приведут к процветанию экономики. Ведь смысл любого производства заключается как раз в служении интересам общества, удовлетворении его потребностей. Основатель автомобильной компании, которой в этом году исполнилось 100 лет, был простым обывателем, одержимым желанием служить людям, помочь соотечественникам в приобщении к благам цивилизации. В начале карьеры господина Шевроле Швейцария была отсталой окраиной Европы. Однако это не помешало новатору освоить передовые технологии американской и европейской автоиндустрии, в результате родилась всемирно известная фирма, имеющая филиалы во многих странах. Замир ОСОРОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36542/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007