Распечатать: Учить нельзя бросить РаспечататьОставить комментарий: Учить нельзя бросить Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Учить нельзя бросить Посмотреть комментарии

4 марта 2011

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Учить нельзя бросить

    В  Бишкеке прошла международная конференция по проблемам детей с особыми нуждами. Участники из 13 стран дальнего и ближнего зарубежья сфокусировали свое внимание на детях с умственными нарушениями. Результаты для нашей республики оказались не самыми утешительными. В республике проживают 124 тысячи 800 человек с ограниченными возможностями, 22 тысячи из них — дети и только 6 тысяч из них учатся в школе.

    Законодательно в Кыргызстане все в порядке. И Конституция, и Закон “Об образовании” предусматривают равные права на получение знаний абсолютно всем. Но на деле получается, что больные дети и их родители остаются вне общества.

    Сейчас в столице действует 10 специализированных детских садов — для слабослышащих, слабовидящих и детей с отклонениями в речи, а также три вспомогательные школы для детей с различными интеллектуальными нарушениями: № 30, 22 и 34, в остальных регионах работают интернаты для детей со специальными нуждами.

    Педагоги жалуются, что образовательные программы, по которым обучают “особых” детей, последний раз обновлялись тридцать лет назад. Нет методик и для обучения таких школьников на кыргызском языке. Хотя в советской системе обучения было много ценного. Создавались целые предприятия, где работали люди с ограниченными возможностями, а система образования готовила их к этой конкретной работе. В середине 90–х в начальной школе существовали коррекционные, или выравнивающие, классы, работающие с детьми с задержками в развитии. Задача этих классов состояла в том, чтобы поставить диагноз и определить, будет ли ученик заниматься в обычной общеобразовательной школе или перейдет во вспомогательное учебное заведение. Сейчас из–за недофинансирования и дефицита учительских кадров эти классы закрылись.

    — К нам попадают дети в основном с диагнозом “дебильность слабой степени”, а также с ДЦП, нарушением речи, эпилепсией и синдромом Дауна. Как правило, одного диагноза не бывает, каждый ребенок страдает несколькими заболеваниями, и у каждого второго дислексия — нарушение способности к овладению чтением или письмом, — говорит замдиректора по воспитательной работе специальной вспомогательной школы № 30 Софья Залеева. — Зачастую родителям сложно смириться с тем, что их ребенок учится в тридцатой школе. К тому же существует обидный стереотип: мол, тридцатники, значит, слабоумные. Иногда дети к нам попадают не с первого класса, а после шестого или восьмого класса общеобразовательной школы. Ребенок сразу меняется в лучшую сторону, его не называют дебилом и не отсаживают на последнюю парту. Здесь они все равны, в каждом классе не более 8 детей, к ним индивидуальный подход. Со временем родители смиряются с тем, что их чадо не будет знать химии или физики, но зато будет готово к самостоятельной жизни и по-своему приносить пользу обществу. Для адаптации у нас проводятся уроки труда, имеются швейная и столярная мастерские. Наши дети трудолюбивы, не матерятся и не курят. В последний год обучения мы их отправляем на практику на швейное или мебельное предприятие, а некоторых на курсы ландшафтного дизайна в Ботанический сад им. Гареева. После выпуска они идут учиться в ПТУ, один наш воспитанник сейчас учится в музыкальном училище, а другой — в финансовой академии. Хотя раньше существовал стереотип, что дети с синдромом Дауна необучаемы, наша практика доказывает обратное. Наши выпускники работают на кулинарных предприятиях, но им стыдно говорить, что они учились в 30-й школе. Мы боремся не первый год, чтобы убрали эту цифру и дали другое название. Когда мы обратились в Минобразования с просьбой выдать нам новые учебники по истории, там удивились: “А зачем они вам?”. Считают, что если школа вспомогательная, то можно что-то недодать.

    В советское время детей регулярно осматривали в детских садах, практиковалось так называемое раннее вмешательство. Сегодня в результате резкого сокращения количества детсадов, особенно в сельской местности, и отсутствия систематической диагностической программы многие виды детской инвалидности не выявляются и не лечатся. То, что у ребенка проблемы с ментальным здоровьем, выясняется лишь в школьном возрасте, когда их в большинстве случаев уже не устранить. На помощь государству и родителям приходят частные центры для детей с особыми нуждами.

    — Самая серьезная беда — отношение общества к ребенку с инвалидностью, родители оказываются наедине с проблемой, приходится сначала их реабилитировать, для родителей большое мужество оставить ребенка с синдромом Дауна или ДЦП в семье, а не отдать в интернат или детский дом, — считает заместитель председателя детского реабилитационного центра “Умут — Надежда” Игорь Шелике. — Родители детей с тяжелой инвалидностью пытаются их куда-нибудь устроить, обходят массу чиновников и специалистов, и оказывается, что во всей республике только в нашем центре могут оказать помощь, больше их ребенка никуда не берут. Но за нашу работу родителям нужно платить.

    — К сожалению, государство остановилось на пассивной поддержке детей с ограниченными возможностями, предусмотрены лишь социальные выплаты, а комплексные услуги нам еще предстоит развивать, — считает министр социальной защиты населения Айгуль Рыскулова.

    Особое мнение

    Психолог

    Мария Литвинова

    — В каждом классе каждой школы есть один-два ребенка, которые труднее других осваивают чтение. Над ними бьются учителя и родители, издеваются одноклассники. В последнее время среди детей распространены психоневрологические расстройства, такие как синдром дефицита внимания, гиперактивность. А также все чаще стала встречаться дислексия. Во многих странах мира таких детей обучают по особой методике. Сложение слогов дается им с трудом, целиком слово видят не всегда, путают буквы, короткие слова вообще могут прочитать справа налево. Когда многие дислексики читают про себя — все нормально. Пробуют вслух — получается абракадабра. Писать красиво и грамотно для таких деток — непосильная задача. А учителя давят на ребенка, отчего он еще больше замыкается в себе. Но дислексия — это не болезнь. Это психологическая особенность организма.

    Среди дислексиков много талантливых людей. У них синхронно развиты оба полушария мозга. Они одарены в науке, психологии, художественной деятельности, спорте. Ханс Кристиан Андерсен, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, Владимир Маяковский, Никита Хрущев были дислексиками. Том Круз и Квентин Тарантино также страдают этим расстройством.

    По адресу

    Реабилитационный центр “Оберег”. Оказывает коррекционную помощь ребятам со сложными психическими и физическими заболеваниями: детский церебральный паралич, эпилепсия, синдром Дауна, умственная отсталость, аутизм (все они являются инвалидами I и II групп в возрасте от 10 лет и старше): Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Васильева, 95, (996 312) 37-17-17.

    Учебно-реабилитационный центр “Ювентус”. Для воспитанников с тяжелой умственной отсталостью. Для этой группы разработана индивидуальная программа реабилитации и трудотерапии: ведение домоводства, работа в парнике и саду. Организовывается форма занятости в зависимости от индивидуальных возможностей: г. Бишкек, жилмассив “Кок-Жар”, ул. Молдокулова, 100/1, (996 312) 93-35-51.

    Центр психотехнологий: г. Бишкек, ул. Жукеева-Пудовкина, 146, (996 312) 69-92-79.

    Дневной центр для детей с умственной отсталостью и аутизмом “Насыйкат”: г. Бишкек, ул. Токтогула, 62, (996 312) 38-19-74.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34678/


Распечатать: Учить нельзя бросить РаспечататьОставить комментарий: Учить нельзя бросить Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Учить нельзя бросить Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007