Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
24 декабря 2010 | ПЕРСОНЫ |
Бакыт КЕНЕНБАЕВ: Cлужить, но не прислуживатьсяНа днях президент Роза Отунбаева провела рабочее совещание со статс-секретарями. Цель - обсуждение состояния и перспектив развития нового для республики института, который, по словам главы государства, "призван обеспечить бесперебойную работу аппарата государственных органов вне зависимости от политической составляющей управления". На встрече с главой государства был и статс-секретарь Кыргызпатента. Один из самых молодых в этой плеяде и, как отзываются о нем коллеги, перспективный и высокообразованный. На таких, как он, - вся надежда, что выведут страну из трясины кризиса, коррупции и безнадеги. С Бакытом Кененбаевым наш разговор о том, зачем нужно менять привычки и традиции в госслужбе и как на самом деле проходят изменения в госуправлении. - В сообщениях СМИ о состоявшемся разговоре с президентом ничего принципиально нового не нашла. Много деклараций и мало конкретики. Для некоторых сам институт статс-секретарей - это что-то старомодное, искусственно привнесенное в нашу действительность из дореволюционной России. Или я не права? - Признаюсь, сам ожидал большей эффективности от совещания. Столько накопилось проблем и острых вопросов, которые требуют конкретного анализа и по-настоящему заинтересованного обсуждения. Однако вместо круглого стола состоялось очередное дежурное мероприятие, правда, высокого уровня из-за участия Розы Исаковны. Хотя изначально идея была хорошая, учитывая сложную, трудно прогнозируемую политическую ситуацию, провалы с формированием коалиции, распространение множества различных слухов и неблагоприятных политических прогнозов. Правительства меняются со страшной скоростью, и в таких условиях разговор о повышении статуса статс-секретарей - правильный выбор темы. - То есть накануне формирования нового правительства ставился вопрос о том, чтобы статс-секретари не менялись, ибо есть такая угроза? - Да. Однако указ президента о повышении роли статс-секретарей, увы, входит в противоречие с законом о госслужбе. Мы об этом много говорили. Государственная кадровая служба наконец-то это поняла и сейчас вносит в документ изменения. Пока их рассмотрит парламент - пройдет время. Но если их примут депутаты, грядут кардинальные перемены. Есть надежда, что мы избавимся от практики, когда с приходом нового руководителя начинается "массовая смена кадров". А если учесть, что у нас правительства меняются каждые полгода-год, то сами понимаете, какой возникает хаос. Хорошо, если назначенец - человек компетентный, с большим опытом. Но и ему, как показывает практика, необходимо три-четыре месяца, чтобы войти в курс дела. А если начальником поставили самодура, который способен даже за короткий срок своего правления сломать налаженную систему? Поэтому предполагалось, что статс-секретари - это чиновники, которые гарантированно должны быть несменяемы в течение длительного периода времени. Они бы определяли стабильность и преемственность государственной системы независимо от смены руководства страны и политического режима. А министр - это человек, ставящий перед командой глобальные задачи или программы. По большому счету, первые лица, как и правительство, должны приходить со своей программой, четко знать, что они хотят сделать за такой-то срок. А вот перестройка ведомства под реализацию намеченных планов - задача статс-секретаря. Поэтому Роза Отунбаева назвала нас профессиональными менеджерами. Такая модель действует во многих развитых странах мира, и она зарекомендовала себя наилучшим образом. В некоторых странах этот институт называют не статс-секретарями, а постоянными секретарями. - Какое отношение к вам имеет кадровая служба, если не считать, что это ведомство вас экзаменует, прежде чем наделить статусом? Не являются ли статс-секретари "слугами двух господ"? Над вами министр и глава госслужбы. - Данная структура - своего рода промежуточное звено между нами и высшим руководством. - Если по замыслу руководства страны статс-секретари - менеджеры, то они должны принимать решения. Но у нас это делает за всех обычно министр. - В том-то и дело, что у первого лица другие задачи и цели. И у него не должна болеть голова, как проблему решит статс-секретарь. Его должно волновать, что он скажет наверху - премьер-министру. На то он и политическая фигура. На Западе министры не занимаются хозяйственной деятельностью. Для этого есть технические руководители - статс-секретари, которые должны не только претворять в реальность программы, но и следить за соблюдением дисциплины, прав служащих, их обучением т. д. У него под рукой бюджет, у него развязаны руки, никто не ставит перед ним препоны и барьеры. Так в идеале должна работать машина госуправления. А у нас же все иначе: статс-секретаря могут вызвать на ковер в госслужбу и там отчитать за нарушения, допущенные при увольнении работника. Оправдания, что это дело рук министра, мало кто слушает. Считаю, что служащих нужно брать на работу по контракту для решения конкретных задач или проблем. Сейчас мы имеем во многих структурах людей, которые по двадцать-тридцать лет сидят в одном ведомстве, просиживают штаны и не приносят пользы. Зато уволить их ни-ни - Трудовой кодекс не позволяет, потому что они приходят вовремя на работу, не нарушают дисциплину. - Никто не хочет делиться с властью даже в разумных пределах? - В том-то все и дело. Когда вышел указ о повышении роли статс-секретарей, то это сразу вызвало сопротивление. Вскоре на свет появляется другой указ, который внес изменения в первый документ, и сразу все нововведения стали носить весьма двойственное содержание. Видимо, первоначально глава государства хотела проявить политическую волю - дать карты в руки статс-секретарям, чтобы они почувствовали себя менеджерами. Но потом пошел откат назад, и появились формулировки типа "по согласованию" с министром либо "по согласованию с кадровой службой". - Но законопроект, не исключено, претерпит серьезные изменения при рассмотрении парламентом. Могут депутаты внести коррективы в ваш статус - усилить или, наоборот, принизить, а то и вовсе всех поменять? - По действующему закону статс-секретари занимают высшие административные должности и просто так их отстранить сложно - должны быть на то веские основания и согласие совета государственной службы. И потом, в отличие от министра, который является политической фигурой и может лишиться кресла в один момент, потому что, допустим, не нравится главе правительства, мы можем оспорить решение в суде. - Где гарантия, что не претерпит изменений сам совет? - Гарантий никаких. Он может быть карманным, каким угодно. Надеюсь, что этого не произойдет. - Что вы думаете о фонде, который должен помочь чиновникам? Недавно было заявлено, что нашлись доноры, изъявившие желание профинансировать эксперимент. - Вопрос непростой. Я знаю, откуда взялась идея, - вдохновил опыт Грузии. Но там было совсем по-другому. Администрация Саакашвили уволила кучу людей, повысила зарплату всем чиновникам во много раз - с 25 долларов до тысячи, на что чиновник может жить достойно и дорожить работой, не ища другие источники доходов. Я ранее уже публично заявлял, что не верю в этот фонд, потому как не верю в бесплатные деньги, обещанные донорами. Планируется, что большую зарплату будут платить примерно 10 процентам сотрудников, которые и тянут всю работу в ведомствах. Но от этого оставшиеся 90 процентов их коллег не станут трудиться лучше, а возможно, даже и хуже, потому как начнут рассуждать: пусть те вкалывают, у кого большие оклады, им есть за что биться. Я считаю, что у всех должны быть равные возможности получать доплату за эффективность. Это должна быть динамичная и честная система оценки труда и профессионализма, на основе которой зарплата может увеличиваться или уменьшаться в любое время. Как мне объяснили недавно в администрации президента, вынашивается идея "забрасывать" в то или иное ведомство десант профессиональных консультантов из местных менеджеров для решения задач. Этак на год-два, и платить им очень хорошие деньги. На мой взгляд, это более правильный подход. Нанять людей, имеющих серьезное образование, тех, кто обычно не идет на госслужбу из-за маленькой заработной платы. Одно непонятно: почему тогда новая структура названа фондом поддержки госслужащих, если рассчитана, по сути, на поддержку наемных специалистов? - Насколько мне известно, такие люди и без того неплохо живут, потому что востребованы в разных международных проектах и сидят там как страновые советники и консультанты, координаторы. - Идея в том, чтобы они создали конкурентную среду, чтобы работали на государство хотя бы из-за высокой зарплаты. - Статс-секретарей стало намного больше - целая прослойка высокообразованных администраторов высшего звена. Какие отношения сложились между вами? - Большой плюс, что есть определенная корпоративная культура. Это хорошая площадка для сотрудничества как личного, так и профессионального. Мы регулярно встречаемся, знаем друг друга персонально. Двери для коллег всегда открыты. Вместе можем разрабатывать законопроекты и программы. Это реальные связи и взаимопонимание, да и со знанием проблем и вопросов в своих ведомствах и отраслях у некоторых статс-секретарей дело обстоит лучше, чем у министров, которые часто меняются. Некоторые министерства держатся благодаря хорошему статс-секретарю. Мне - 32. А основной костяк статс-секретарей - люди, которым от 45 до 50 лет. Несмотря на разницу в возрасте, чувствую себя комфортно со всеми. Обратил внимание, что люди старшего поколения более осторожны и консервативны, они не готовы к быстрым переменам и реформам, держатся за старую систему. Но, с другой стороны, молодые, которые сейчас рвутся во власть, вызывают больше негативных чувств, потому что могут быть гораздо беспринципнее или коррумпированее и страшнее, чем старшие товарищи, у которых младшие всему этому научились. Среди нынешней молодежи появилось много требующих дать им порулить страной и экономикой, но не имеющих ни соответствующего образования, ни опыта. Немало тех, кто прекрасно понимает, что может использовать госслужбу для незаконного обогащения. Но мне хочется верить, что среди молодых есть искренне желающие помочь Родине. - Хорошо, ну а вас чем привлекла госслужба? - Конечно, материально особо не выигрываю, а вот морально - да, потому что принимаю решения. Госслужба дает мне возможность использовать на благо страны свои знания и навыки, приобретенные за рубежом, опыт работы в негосударственных структурах. Все это я могу с пользой применять в системе госуправления. Кроме того, это возможность самореализации и профессионального роста. Наконец, мне просто интересно этим заниматься. Служить, но не прислуживаться. Между тем Планируется внедрение системы оценки рейтинга деятельности статс-секретарей госорганов, реорганизация Академии управления при президенте КР, которая станет образовательным учреждением по повышению квалификации и переквалификации государственных служащих. Лариса ЛИ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34141/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007