Распечатать: Иллюзия инклюзии РаспечататьОставить комментарий: Иллюзия инклюзии Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Иллюзия инклюзии Посмотреть комментарии

29 октября 2010

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Иллюзия инклюзии

    Последний месяц в Кыргызстане снова заговорили о праве инвалидов на "обычную" жизнь.

29 сентября состоялся круглый стол, посвященный защите прав детей с особыми нуждами. Затем проходило специальное заседание Министерства образования и науки КР. 20 октября собирались представители НПО, работающие с этой группой детей. Общество наконец-то осознало, что в республике проживают 124 тысячи 800 человек с ограниченными возможностями, 22 тысячи из них - дети? И что большая часть из них выброшена из общественного существования? Не стоит обольщаться. Увы, никто не думает о чужих проблемах бескорыстно. Просто специалисты Второго проекта образования Азиатского банка развития в который раз пытаются решить проблему доступности образования для ребятишек с ограниченными возможностями физического и ментального здоровья. Естественно, АБР готов выделить деньги на эти цели.

    Вот дяденьки и тетеньки, облаченные властью, и стараются. А между тем проблема весьма серьезная. Несмотря на то, что законодательно в Кыргызстане все в порядке. И Конституция, и Закон "Об образовании", и Закон "О дошкольном образовании" предусматривают равные права на получение образования. В некоторые законопроекты, инициированные все тем же Вторым проектом образования АБР, даже попал модный термин "инклюзивное образование" - то есть право детей-инвалидов на обучение в обычном (не специальном) учебном заведении. Это дополнение должно было значить, что государство готово признать существование детей с особыми образовательными потребностями, обеспечить их педагогами и создать условия, при которых они получат образование и подготовятся к самостоятельной жизни.

    На деле все иначе. Сейчас в столице действует 10 специализированных детских садов - для слабослышащих, слабовидящих и детей с отклонениями в речи. Ребята с другими физическими недугами оказываются вне образовательной цепочки. Только 2 тысячи 425 детей с ограниченными возможностями обучаются в специальных интернатах (их в республике 15), еще 547 детей-инвалидов посещают обычные общеобразовательные школы. Остальные не учатся нигде.

    Образовательные программы, по которым обучают "особых" детей, последний раз обновлялись тридцать лет назад! Национальный стандарт для обучения глухих детей был принят в Москве в 1988 году, для обучения слепых - в 1983-м. И с тех пор ни тот ни другой не обновлялись. Естественно, нет методик и для обучения таких школьников на кыргызском или узбекском языке. Неудивительно, что выпускники спецшкол сталкиваются с проблемой социальной адаптации и не готовы к взрослой жизни, ведь то, что они читали в учебниках, и то, что происходит в реальной жизни, существенно отличается. В учебном плане спецшкол отсутствует преемственность. Например, начиная с 5-го класса обучение учащихся с нарушениями зрения идет по программам общеобразовательных школ.

    - Огромная проблема образовательной системы Кыргызстана, как и многих других бывших союзных республик, в том, что вы отбрасываете прошлый положительный опыт, - считает привлеченный международный консультант по разработке стандартов и куррикулума Ульф Бартоломэ. - А вместо этого пытаетесь перенять американские или европейские стандарты. В советской системе обучения было много ценного. Создавались целые предприятия, где работали люди с ограниченными возможностями, а система образования готовила их к этой конкретной работе. Упор делался не на проблемы, а на компенсаторные возможности организма. Если у людей были проблемы со зрением, то упор делался на их физические возможности и обостренный слух. У глухонемых, наоборот, развивали письмо и чтение.

    - Пока у нашего инклюзивного образования много проблем, - говорит координатор по повышению информированности общественности Второго проекта образования АБР Мира Осмоналиева. - В настоящий момент перечень предметов такой же, как и в массовой школе, обязательный минимальный уровень подготовки учащихся тоже такой же. Не обозначены ресурсы обучения для инклюзивного образования, условия и средства обучения. Система отметок введена, но не разрешена система оценки как поощрения и роста достижений учащихся. Кроме того, стандарт не разработан для специальных школ, не обозначен уровень требований к подготовке в них учащихся. Эти проблемы нужно решить в первую очередь.

    педсовет

    Татьяна Проненко, психолог

    - Инклюзивное образование не предусматривает занижения планки знаний для здоровых детей, дабы "уравнять" их с  детьми с ограничениями здоровья. Инклюзивное образование в первую очередь  делает акцент на персонализации процесса обучения, что важно абсолютно для всех детей, а не только инвалидов. Но главное, присутствие детей с ограничениями здоровья позволит другим детям приобрести бесценные знания о доброте, толерантности, терпимости, помощи, которые не даст ни одна книга и ни один даже самый лучший учитель.

    Особое мнение

    Александр Смородин, инвалид первой группы, сохранность зрения - 2 процента, медбрат

    - Я окончил интернат для слепых и слабовидящих детей. Такие инвалиды, как я, не смогут учиться в обычной школе. Для нас разработана особая, можно сказать, индивидуальная методика. В нашем классе было человек десять. А в обычной школе, насколько я знаю, меньше 30 учеников не бывает. Мы постоянно что-то переспрашивали у учителей, они подходили к нам и объясняли дополнительно каждому отдельно. Незрячий человек, учась в обычной школе, будет без конца отвлекать учителя от работы. Я уже не говорю про то, что у нас другие учебники. Мы их получали из России, некоторые печатали сами (в школе-интернате для слепых и слабовидящих есть специальный принтер), большинство осталось с советских времен. Поэтому не думаю, что нужно тратить так много сил и денег на то, чтобы обеспечить совместное обучение инвалидов и здоровых детей. Гораздо важнее дать людям с ограниченными возможностями здоровья шанс получить профессиональное высшее образование. Я, например, всегда мечтал стать врачом. Но у меня в мединститут даже документы не приняли. К счастью, в медучилище открыли курс массажистов для слепых и слабовидящих. Училищ, где инвалиды могут овладеть профессией, в республике крайне мало. А это значит, что большинство из нас обречены жить с протянутой рукой.

    по адресу

    На сайте obrazovanie.perspektiva-inva.ru российская общественная организация инвалидов "Перспектива" поместила информацию о событиях, мероприятиях, новостях и многом другом, связанным с образованием людей с инвалидностью в России и странах СНГ. Есть здесь адреса и интернет-центров, которые обеспечивают дистантное образование.

    По адресу http://www.fpgp.ru/inclusive/ можно найти общую информацию о принципах инклюзивного образования: изложены положения образовательной инклюзии, проанализированы ограничения и действующие стереотипы, перечислены законодательные ресурсы.

    на свой аршин

    Александр Суворов (полный тезка знаменитого полководца) - доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования, почетный международный доктор гуманитарных наук, кавалер золотой медали им. Льва Толстого, рыцарь Детского ордена милосердия. Он родился в 1953 году во Фрунзе. В 1977 году Суворов окончил факультет психологии МГУ и стал младшим научным сотрудником НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. В мае 1994 года он защитил кандидатскую диссертацию на тему "Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты". А через два года стал доктором психологии. Его книги - а их более двух десятков - переведены на большинство европейских языков. Среди них психологические, педагогические и философские исследования. Его методику работы с детьми "Школа взаимной человечности" изучают в ведущих психологических вузах мира.

    Обычная биография обычного ученого? Тогда еще несколько штрихов к портрету. В три года из-за наследственной болезни Александр Суворов оглох, а в девять лет - ослеп. В сентябре 1964 года его привезли в Загорск, в детский дом для слепоглухонемых детей. Другого учебного заведения для таких инвалидов в СССР тогда не было, да и сейчас сергиево-посадский интернат один на весь СНГ. В феврале 1971 года Суворов вместе с тремя другими воспитанниками детдома был переведен в Москву. Его выбрали для участия в большом советском эксперименте, задачей которого было доказать возможность полной социальной адаптации слепоглухих детей. Государство выделило на их обучение в течение пяти лет большие деньги, к каждому из четырех необычных студентов был приставлен переводчик, владеющий дактильной азбукой. Однако только один Суворов добился признания "здоровых" коллег, сумел вырваться из замкнутого мирка инвалидов, хотя немалая часть его методик и сочинений посвящена детской дефектологии.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/33711/


Распечатать: Иллюзия инклюзии РаспечататьОставить комментарий: Иллюзия инклюзии Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Иллюзия инклюзии Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007