Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
3 сентября 2010 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА |
Электрик вместо учителяВ школах не хватает учителей. Факт, о котором постоянно твердят представители Министерства образования и науки КР. Однако на самом деле все не так плохо, как утверждает официальная статистика. Все гораздо хуже! - Мы обнаружили огромную разницу между официально заявленным и реальным количеством вакансий в школах, - утверждают эксперты и консультанты ЮНИСЕФ, которые по заказу МОиН проводили исследование "Стратегии выживания школ в КР: анализ нехватки учителей на уровне школ". - Статистика Министерства образования утверждает, что в школах не хватает 4,2 процента педагогов, мы же обнаружили, что на самом деле не занято 23 процента вакансий. По данным Национального статистического комитета, 56,6 процента всех школ по республике и приблизительно 63 процента школ в Джалал-Абадской и Баткенской областях испытывают нехватку кадров. Однако наше исследование показало, что во всех школах есть эта проблема. Так почему же так разнится статистика? Ответ лежит на поверхности. МОиН считает вакантным место, которое не занято совсем. То есть чиновники от образования замечают проблему, если урок в школе не ведется. Международная практика считает, что в образовательном учреждении есть проблема с кадрами, если один педагог берет сразу три ставки или уроки физики ведет учитель физкультуры, если занятия проводят студенты-заочники или люди, не имеющие педагогического образования. А сейчас такие "учителя" работают даже в столичных школах. В региональных их большинство. - В нашей школе вообще не преподается физика с 7-го по 11-й класс, - говорит директор одной из школ Джалал-Абадской области. - Что касается остальных предметов, то большинство наших учителей берут дополнительные часы по предметам, по которым они никогда не проходили подготовительного обучения. Из 48 учителей в нашей школе 22 ведут предметы помимо тех, по которым они получали образование. - По официальным данным, у нас имеется одна вакансия в начальной школе и девять в средней, - рассказывает завуч одной из школ Баткенской области. - В нашей школе вообще нет уроков физики, химии (последние пять лет), английского языка (последние четыре года). Географию преподает учитель кыргызского языка, два студента-заочника - математику, рисование и черчение - учитель по труду, историю преподаю я лишь в старших классах. Мне пришлось письменно обращаться за разрешением, поскольку администрация школ имеет право вести уроки только на 0,5 ставки. Кроме того, историю преподает учитель кыргызского языка. Есть у нас и уроки музыки. Их вел и мой сын - он по профессии строитель. Потом он ушел на другую работу. Теперь классные руководители ведут уроки музыки в своих классах. Они там поют. Примеров, когда учителями являются непрофессионалы, множество. - В некоторых случаях определенные уроки специалисты ведут по содержанию предмета, - говорится в отчете ЮНИСЕФ. - Например, экономист с дипломом о высшем образовании ведет экономику в школе или специалист по информатике ведет основы информационных технологий. Но зачастую нет соответствия между образованием человека и предметом, который он преподает в школе. Эксперты ЮНИСЕФ зафиксировали случаи, когда студент журфака преподает географию, студент-заочник, изучающий электронику, - этику и физическую культуру, студент-экономист - математику. А есть вовсе вопиющие примеры, когда электрик, закончивший техникум в России, преподает русский язык и литературу. - Зато этот электрик хорошо говорит по-русски, - оправдывается директор школы. - Мы и такому специалисту рады. Все, кто знал русский, давно уехали. А учить детей надо, без биологии или физики они как-нибудь обойдутся. А вот без русского языка у наших детей нет будущего. Кроме того, представители ЮНИСЕФ обнаружили уроки-призраки и учителей-призраков. В первом случае тот или иной предмет не преподается совсем. Но официально считается, что проблемы нет. Поскольку урок стоит в расписании, и детям даже "рисуют" отметки. Учителя-призраки появляются, когда директор намеренно сохраняет имя педагога в ведомости, чтобы дать возможность человеку накапливать педагогический стаж. Часы учителя-призрака распределяются между другими учителями, и уроки фактически проводятся. Приемная кампания этого года показала, что и среди нынешнего поколения абитуриентов нет желающих стать учителями. Так, значит, наша система образования обречена? Ведь школа без учителя существовать не может. Специалисты ЮНИСЕФ предполагают, что есть три варианта развития событий. Какие? Об этом в следующих выпусках "Пятиминутки". компетентно Лариса Гарающенко, научный редактор журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана" - Преподавание разрушается в основе основ. Закрыты не только педагогические университеты, но и методические кафедры, которые раньше были на большинстве факультетов. Естественно, никто не занимается разработкой методик преподавания на научной основе. В результате методисты вымирают как класс. Особое мнение Ученики 11-го класса одной из школ Баткенской области - Информатику нам преподает парень, который окончил школу в прошлом году. Он учится заочно на экономиста и умеет работать на компьютере. Еще он преподает у нас экологию. Но хоть такой учитель, потому что он точно проработает хотя бы пять лет. Другие учителя уходили через несколько месяцев или даже недель. Только в прошлом году пять учителей уехали в Россию. Кроме того, учителя часто опаздывают или объединяют два класса, иногда они и вовсе уходят, а старосту класса оставляют отвечать за тишину. Во время посевного сезона и сбора урожая учителя тоже пропускают уроки. Директор закрывает на такие вещи глаза, потому что иначе учитель совсем уйдет из школы. Учительница физики ушла в декретный отпуск, говорят, что вернется через год, тогда у нас и будет физика. Уроки русского языка проводил учитель математики, который тоже уволился, теперь у нас нет ни русского, ни математики. по адресу Кыргызстан находится на предпоследнем месте среди самых бедных стран в Восточной Европе и Центральной Азии. Около 43 процентов детей и подростков испытывают бедность, около 11 процентов - крайнюю нищету. Чтобы решать эти проблемы, в 1994 году ЮНИСЕФ начал свою работу в Кыргызстане, оказывая помощь правительству и гражданскому обществу в выполнении обязательств, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка. Чем конкретно помогает ЮНИСЕФ детям республики, можно узнать на сайте www.unicef.org/kyrgyzstan. Здесь подробно рассказано о программах организации в области здравоохранения, дошкольного развития детей, образования, питания. на свой аршин Молодой педагог за одну ставку получает 1049 сомов. При том, что прожиточный минимум в республике определен на уровне 4100 сомов, а средняя зарплата в стране колеблется на уровне 7400 сомов. Правда, для учителей предусмотрен и целый ряд доплат. Но стоит ли овчинка выделки? Судите сами. За классное руководство педагогу положено 50 сомов. За работу в сельской местности - доплата 15 сомов, за проверку тетрадей - еще 15 сомов. Если поделить, то получается, что за проверку одной тетради учитель не получает даже одного тыйына. Для сравнения: в швейных цехах за пришивание одной пуговицы бабушки-пенсионерки получают от 20 до 50 тыйынов. Стоит ли удивляться, что часть бюджетных педагогических мест в вузах в этом году снова оказалась незанятой. А из тех студентов, кто все-таки решил стать в будущем педагогом, 37 процентов бросают учебу, из оставшихся 44 процента не идут работать в школу, еще 5 процентов уходят из школы через год. Таким образом, из 3600 студентов, поступивших на педагогические специальности в 2003 году, учителями стали только 504 человека, то есть 14 процентов. В настоящий момент около 60 процентов педагогов - люди пенсионного и предпенсионного возраста. Они работают потому, что у них нет не то что достойной смены, а вообще никакой. В регионах есть школы, где 100 процентов учителей - пенсионеры. Директор одной из них говорит, что если эти люди уйдут на заслуженный отдых, то школу придется закрыть. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/33268/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007