Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
18 июня 2010 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА |
И спорт, и мир“Не все йогурты одинаково полезны”, — утверждала известная реклама. Эту же мысль гораздо раньше сформулировал Парацельс: “Все есть яд, ничего нет без яда. И только доза делает вещи неядовитыми”. Это относится не только к еде, но и ко всему остальному, например, спорту, который считается полезным всегда и для всех. — Не стоит путать общеукрепляющие занятия спортом, направленные на развитие тела и духа, со спортом, нацеленным на результат, — говорит врач Александр Яковлев. — Одно дело, когда ребенка отдают в секцию для физического укрепления, разгрузки после многочасового сидения за партой, структурирования времени и совсем другое — стремиться вырастить чемпиона. Следует помнить, что профессиональные занятия не должны быть самоцелью. Это придет потом, с возрастом и успехами, а не наоборот. Исходя из названного главного принципа и нужно выбирать секцию. Нельзя четко обозначить, какой вид спорта кому желателен. Много факторов играет непосредственную роль при выборе “чем все же заниматься”. Наверное, основное — это интерес самого ребенка, потому что на одной воле далеко не уедешь. Походы в секцию обязательно должны приносить радость и удовольствие. Безусловно, в процессе становления маленького спортсмена без трудностей не обойтись. — Перед тем как принять решение, обязательно посоветуйтесь с врачом, — рекомендует Александр Яковлев. — Особенно если у ребенка есть проблемы со здоровьем, врач сразу определит те виды, которые противопоказаны по тем или иным причинам. Но здесь необходима консультация грамотного специалиста, а не обычный визуальный осмотр, когда ребенка проверяют на наличие вшей и хронических болезней. Нужно провести функциональные пробы: посмотреть, как реагирует на стандартную нагрузку (20—30 приседаний) сердечно–сосудистая система. Если у ребенка плохая наследственность по зрению, ему не рекомендуется заниматься хоккеем, футболом, боксом, то есть теми видами спорта, где могут быть удары в голову. “Холодные” виды спорта (лыжи, хоккей, коньки) противопоказаны страдающим хроническим тонзиллитом, ринитом, заболеваниями дыхательных путей. Легкой атлетикой нельзя заниматься тем, у кого проблемы с опорно–двигательным аппаратом. В последнее время рождается очень много детей с дисплазией — болезнью соединительной ткани, вследствие которой она теряет прочность. Эти детки худенькие, длинненькие, узкогрудые, маловесные, с гипергибкими суставами, которые можно закрутить буквально в разные стороны. Таких девочек любят в художественной гимнастике. Тренеры принимают за спортивные данные то, что на самом деле является заболеванием. Очень важно и психологическое состояние мальчика или девочки. Командные виды спорта, с одной стороны, учат взаимодействовать с другими людьми, а с другой — могут еще больше обострить проблемы тихонь. — Особенно осторожно нужно выбирать спорт для детей, склонных к агрессии, — продолжает Александр Яковлев. — Считается, что восточные единоборства могут решить эти проблемы, дать выход отрицательным эмоциям. Однако статистика говорит об обратном. Особенно это касается занятий под руководством неквалифицированных наставников. Поэтому занятия боксом, кикбоксингом, рукопашным боем лучше начинать после 10—12 лет. Так какой же вид спорта выбрать? На самом деле в наших условиях ответ на этот вопрос ограничивается еще и возможностями родителей. Чаще всего ребенка отдают в секцию, которая по карману родителям и находится недалеко от дома. В Бишкеке дети могут заниматься плаванием, легкой атлетикой, художественной гимнастикой, большим и настольным теннисом, всеми видами единоборств, футболом, хоккеем. В регионах выбор ограничен парой–тройкой секций. Из этого списка практически не имеют противопоказаний плавание, которое развивает все мышцы, успокаивает гиперактивных и тонизирует детей астеничных, закаливая и укрепляя, и у–шу, которое иногда называют борьбой без борьбы. В у–шу нет места агрессии и ярости. Оно хорошо тем, что дает гармонию вместе с ощущением силы, владением своим телом. Сюда я бы отнес и танцы. Они отлично влияют на все группы мышц, развивают не только физическую, но и эмоциональную сферу. Детям с нарушениями осанки танцы особенно полезны. И не переживайте, если через полгода занятий ребенок решит поменять вид спорта. Человеку, особенно маленькому, свойственно хотеть пробовать что–то новое. Педсовет Татьяна Проненко, психолог — Что делать родителям, если ребенку вдруг разонравился спорт и он хочет бросить тренировки? Начните со сбора информации. Может быть много причин, по которым ребенку не хочется заниматься спортом. Это и отставание от других детей, стресс, накопившаяся усталость или плохие отношения с товарищами по команде. Как бы то ни было, следует принимать его проблемы достаточно серьезно и в то же время постараться воспитать в своем чаде дух сопротивления неприятностям, навык, который в будущем очень поможет ему в жизни. Необходимо также измерять спортивные успехи ребенка затраченными усилиями и личными достижениями, а не победами. Хвалите его за то, что он старался, а не за то, что выиграл. Это убережет его от лишнего стресса. Даже при неудачах старайтесь находить позитивные моменты в поведении ребенка. Однако если спорт приносит ребенку больше огорчений, чем пользы, не стоит настаивать на продолжении тренировок. Можно также попробовать другой вид спорта, который принесет больше удовольствия, будет соответствовать темпераменту или способностям вашего ребенка или окажется более легким для него. Особое мнение Илья Балболин, тренер с 25–летним стажем — Выбирайте не только секцию и вид спорта, но и тренера. От тренера и его подхода к воспитанию юных спортсменов зависит очень многое. Увы, но тренеров–педагогов сейчас крайне мало. Чаще детей тренируют бывшие спортсмены, хотя и прошедшие суровую школу спорта, но не являющиеся педагогами ни по образованию, ни по призванию. В результате ребенок нагружается технической стороной упражнений, а высвобождения накопившейся эмоциональной энергии не происходит. Хороший тренер — это и спортсмен, и учитель, и психолог, и даже немного врач. Принимая ребенка в секцию, хороший тренер не будет описывать исключительно преимущества своего вида спорта, но честно познакомит вас с возможными проблемами и трудностями, с которыми может столкнуться ваш сын или дочь. И, конечно, только грамотный тренер сумеет привить ребенку интерес к развитию не только тела, но и духа, сделает этот спорт для юного атлета удовольствием, научит правильно использовать физические и психологические возможности организма. Хороший наставник должен и может повлиять на успеваемость своего подопечного в школе, поскольку авторитет тренера всегда очень высок, особенно у мальчиков. Такому тренеру интеллектуальное развитие юного спортсмена так же важно, как и физическое, ведь в любых видах спорта надо уметь думать, анализировать. Хороший тренер будет формировать волю к победе, а не “рекордоманию” — опасную болезнь, погубившую здоровье и поломавшую судьбы множества спортсменов. Азарт и стремление победить — хорошие качества для спортсмена, главное, чтобы это не превратилось в навязчивое желание любым способом стать первым, победить. Ведь чрезмерные нагрузки приводят к переутомлению, сильной психической напряженности, к понижению функций организма. Когда у человека нет больше цели, умений и интересов, то, перестав заниматься спортом, он “теряет себя” и заканчивает жизнь очень плохо. Уберегать от этого надо детей на самых ранних этапах занятия спортом. На свой аршин По воздействию на организм все виды спорта разделяют на три группы. Симметричные виды спорта. При занятиях правая и левая половины тела ребенка выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения и получают равномерную физическую нагрузку (спортивная гимнастика, конькобежный спорт, беговые виды легкой атлетики, лыжные гонки, плавание, тяжелая атлетика и др.). Асимметричные виды спорта, при занятиях которыми половины тела спортсмена выполняют разные действия. В связи с этим одна половина тела испытывает большую нагрузку, чем другая (бадминтон, баскетбол, бокс, метание, стрельба, настольный теннис, фехтование и др.). Смешанные виды спорта, при занятиях которыми происходит частая смена спортивной рабочей позы (все виды борьбы, волейбол, многоборье, регби, футбол, хоккей и др.). В младшем школьном возрасте костная и мышечная системы продолжают интенсивно расти, совершенствуются движения, заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы. В этом возрасте наиболее правильное и благоприятное влияние на формирование осанки и позвоночника оказывают симметричные и смешанные виды спорта. По адресу Такие сайты, как www. sovsport.ru или www. eurosport.ru, никакого отношения к детским и юношеским секциям не имеют. Зато здесь есть вся информация о большом спорте. Увлекшись спортом, мальчишки и девчонки, как правило, не ограничиваются только занятиями. Их интересуют и сведения, касающиеся их видов спорта. Сайт sovsport.ru — это электронная версия популярной газеты “Советский спорт”, а eurosport.ru — телевизионного канала. Конечно, это не точная их копия. Сайты предлагают множество дополнительных возможностей: обсуждение, блоги, on–line трансляции, просмотр самых интересных моментов наиболее значимых чемпионатов (сейчас, например, там есть дневник всех голов ЧМ–2010 по футболу) и много другого. Фото Владимира ВОРОНИНА. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/32608/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007