Распечатать: Над АУБом тучи ходят хмуро РаспечататьОставить комментарий: Над АУБом тучи ходят хмуро Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Над АУБом тучи ходят хмуро Посмотреть комментарии

11 июня 2010

ПУЛЬС НЕДЕЛИ

Над АУБом тучи ходят хмуро

    7 июня началось с плохой новости. Нацбанк объявил, что временное руководство в “АзияУниверсалБанке” заменено режимом консервации. Такое непростое решение было принято на заседании правления НБ КР в минувшую пятницу в конце рабочего дня, так что об этом знали всего несколько человек.

    Хрен редьки не слаще

    На языке финансистов это означает: было неважно, стало совсем худо. АУБ в шаге от банкротства, а всю банковскую систему ждут потрясения, способные свести на нет усилия, когда–то предпринятые для ее стабилизации. Для более точной характеристики сложившейся ситуации было бы уместнее использовать крепкое выражение, к которому журналисты, кстати, прибегнули сразу после пресс–конференции, устроенной в тот же день руководством центробанка. Досада, которую испытывали представители СМИ, объяснялась тем, что прессу в очередной раз власти ловко использовали, предоставляя дозированную информацию, при этом декларируя, что они как никогда открыты и прозрачны.

    Сразу после апрельских событий, когда в обществе заговорили о вывозе капитала из страны аффилированными с семьй бывшего президента коммерческими банками, временное руководство Нацбанка поспешило успокоить людей: во всех семи кредитных институтах, включая АУБ, активы превышают обязательства. Угрозы есть, но незначительные, вторили ему представители Минфина.

    И действительно, очень скоро практически все коммерческие банки, находившиеся под временным управлением, стали работать в обычном режиме, за исключением “АзияУниверсалБанка”, где сохранились некоторые ограничения в проведении денежных операций. Затем в СМИ просочилась информация о судебном процессе по возврату “Кыргызпромстройбанка” одному из акционеров — Муратбеку Мукашеву — и решении межрайонного суда по экономическим вопросам полностью удовлетворить его иск.

    Тогда Нацбанк решился выложить всю правду–матку о капитале “АзияУниверсалБанка”, который оказался вдвое меньше обязательств.

    Горькая правда

    По словам и. о. заместителя председателя правления НБ КР Абдымалика Мырзаева, 7—8 апреля из АУБа было выведено столько денежных активов, что в результате капитал уменьшился почти в 2 раза — с 24 миллиардов сомов до 13,5 миллиарда. В основном их увели юридические лица — нерезиденты. Мало того, в информационном сообщении Нацбанка говорилось, что “была произведена предоплата на сумму 900 миллионов сомов на покупку ценных бумаг, которые до настоящего времени не поступали в банк”. А вот Абдымалик Мырзаев вел речь о ценных бумагах на сумму более 2 миллиардов сомов. Расхождение в цифрах более чем двухкратное!

    В итоге за одни сутки банк обеднел почти на 10 миллиардов сомов. Представляете, страна поднята на дыбы, а кто–то в это время в скромной двухкомнатной квартире, где находился главный сервер АУБа, как в детективном кино, перегонял миллионы долларов со счетов нашего банка в разные концы мира.

    Ладно бы, если в этом банке обслуживались лица, аффилированные с Максимом Бакиевым и Михаилом Наделем. Но через “АзияУниверсалБанк” проходили денежные потоки Центрального казначейства, Министерства госимущества, Соцфонда, Фонда развития. До сегодняшнего дня руководство центробанка утверждало, что с государственными средствами все в порядке, но насколько их словам можно верить после того, как они два месяца скрывали от общества истинные масштабы вывоза капитала только в одном банке?

    Десятки интервью, комментарии. О чем только ни говорили главы Нацбанка и Минфина — о Фонде развития, резервах, золотых слитках, банковских ячейках, донорской помощи. Но ни намека на то, что у “АзияУниверсалБанка” недостаточная ликвидность.

    В настоящее время капитал АУБа составляет менее половины того, что было до апрельских событий, тем самым банк “нарушает обязательные для исполнения экономические нормативы, установленные НБ КР”, говорится в заявлении центробанка.

    Кого спасала консервация?

    Это обстоятельство заставило членов его правления экстренно собраться на заседание и ввести режим консервации. Теперь главным лицом банка будет Эрик Усубалиев, еще недавно занимавший пост заместителя министра финансов. Свое нежелание отвечать на вопросы он объяснил просто: сам недавно узнал, что стал консерватором АУБа.

    Эрик Джандыралиевич дал понять, что не вошел в курс дела, кроме того, пока работают следственные органы, его бесполезно расспрашивать. Все равно ничего не знает, а если и знает, не расскажет, чтобы не вызвать излишней паники или чтобы не произошла утечка информации, которая помешает работе следователей. Его задача — предотвратить ухудшение финансового состояния банка, обеспечить сохранность активов и документации, восстановить платежеспособность объекта.

    Последнее вызывает большие сомнения. Хотя банк продолжит свою деятельность, как и при временном управлении (ограничения по операциям сохраняются только в отношении юридических лиц–нерезидентов). Он не будет начислять проценты по депозитам до тех пор, пока сохраняется режим консервации. Отсюда можно прогнозировать отток вкладов физических лиц, которым неинтересно держать сбережения в проблемном банке, зная, что их не вознаградят за риски. А значит, финансовое состояние АУБа еще больше ухудшится.

    За свою недолгую историю банковская система Кыргызстана пережила не одну консервацию. С десяток банков прошло через эту болезненную процедуру. И ни для кого она не закончилась благополучно. Консервацию от банкротства отделяет небольшой временной промежуток — по закону на восстановление платежеспособности дается 18 месяцев.

    Хорошая мина при плохом надзоре

    — Сегодня ситуация не столь критична, как многим кажется, — попытался успокоить Абдымалик Мырзаев. — Положение стабилизировалось. Нацбанк будет принимать меры по защите в первую очередь интересов вкладчиков — физических лиц.

    А как же компании, организации? Им заместитель председателя правления предложил потерпеть…

    Нынешнее предкризисное состояние банковского сектора вновь поднимает проблему независимости Нацбанка от политического режима, парламента, правительства. Проблему прозрачности его работы.

    За последние три года внешний надзор утратил свое влияние. В банковских кругах всегда прекрасно знали, какие угрозы и риски для всей системы несет искусственная монополизация “АзияУниверсалБанка”, какой удар она может нанести кыргызской экономике в случае краха, и молчали, только на кухне, шепотом обсуждая эту печальную для страны перспективу.

    Сегодня что–то изменилось? Люди в правлении НБ КР остались те же. Они все это время закрывали глаза на действия Михаила Наделя, неизвестно по какой цене отдали ему процессинговый центр, защищали от обвинений в отмывании денег. Стали они вдруг смелее, принципиальнее, прибавилось ли у них мужества противостоять будущим угрозам? А силы, которые захотят подчинить центробанк, еще будут. В этом не приходится сомневаться.

    Между тем

    “АзияУниверсалБанк” — крупнейший системный банк страны, обслуживающий 87 тысяч счетов физических лиц. Это свыше 17 процентов счетов всего банковского сектора. АУБ имеет 36 филиалов, свыше 50 сберкасс. Из 7,6 млрд сомов обязательств — 30 процентов составляют депозиты госорганов. Крах банка, по мнению экспертов, может расшатать всю банковскую систему. 

     

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/32554/


Распечатать: Над АУБом тучи ходят хмуро РаспечататьОставить комментарий: Над АУБом тучи ходят хмуро Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Над АУБом тучи ходят хмуро Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007