Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
12 февраля 2010 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА |
Из какого он тестаПри приеме в первый класс одной из московских школ малышам задают такую задачку: "Корова - 2, овца - 2, свинья - 3, собака - 3, кошка - 3, утка - 3, кукушка - 4, петух - 8. Ослик - ?" Если ребенок дает правильный ответ, то его зачисляют в физматкласс. Лично я не гожусь для первого класса физико-математической школы. А вы? Конечно, нашим детям не дают такие задания, но сдавать тесты им все равно приходится. Причем конкурс в первый класс иной школы выше, чем при приеме в вуз. Официально зачисление в первый класс проводится в августе и без всякого тестирования (разве что только в школе с углубленным изучением отдельных предметов). Неофициально набор уже начался. И родители школьных новобранцев готовы расстаться с изрядной долей семейного бюджета и нервными клетками. - Не стоит бояться тестирования, - считает доктор педагогических наук Елена Николаева. - У такой формы проверки очень много положительных сторон: понятность процедуры выполнения, стандартность структуры, возможность непосредственной фиксации результатов. А главное, вступительное тестирование - это еще одна возможность для родителей оценить уровень образовательного учреждения. Если школа заявляет, что берет детей, обладающих определенным набором знаний, подумайте, нужна ли вам такая учеба. Ведь это значит, что кто-то детей этим знаниям научил - родители или специально приглашенные учителя. Школа не пытается проверить, сколько времени и где этих детей готовили. Ведь полагать, что раз ребенка хорошо научили, то он и дальше будет хорошо учиться, весьма наивно. Тем, кто привык к индивидуальной дрессировке, и дальше нужна индивидуальная дрессировка. Построить групповую работу с таким ребенком невозможно. Самый главный показатель готовности к школе - не знания, умения и навыки, они придут со временем, а развитие интеллекта. Насколько у ребенка развита память, умеет ли он делать логические выводы, анализировать показанное, описывать увиденное. Если психолог проверяет именно это, значит, школа готова учить. Если выясняется сумма знаний, то, скорее всего, вам и дальше придется заниматься со своим ребенком самостоятельно. Школа возьмет на себя труд только выписать аттестат. Кроме того, тест может помочь родителям лучше понять своего ребенка. - Есть дети, которым легко учиться в силу особенностей их семьи и их психофизиологических данных. Важный фактор - здоровье, - продолжает Елена Николаева. - По современным данным, у основной массы детей, которые плохо читают, имеется сдвиг шейного позвонка и потому ухудшен кровоток мозга. Кроме того, отличники - это обычно дети, у которых основная сфера восприятия - зрение (визуалы). Когда они читают, то зрительно запоминают текст. Потом они легко воспроизводят большие блоки текста, мысленно видя его перед глазами, делают мало ошибок, потому что помнят графему слова. Дети с доминирующей слуховой сферой восприятия (аудиалы) пишут то, что слышат. Даже когда они заучивают правила грамматики, эти правила не связаны с их рукой - информация лежит в разных отделах мозга. И, наконец, есть дети-кинестетики, с доминирующей двигательно-осязательной сферой восприятия, о них в школе можно только плакать. Им нужно все попробовать, потрогать, пощупать. Вся наша система образования работает только на адаптивного, здорового ребенка-визуала с хорошей группой поддержки в семье. Дети, не вписывающиеся в этот стандарт, легко могут стать жертвой такой системы. Понять, каков именно ваш ребенок, чтобы скорректировать систему обучения, могут именно тесты. Тесты способны также определить IQ - коэффициент интеллекта, который зависит от наследственных факторов. И если у вашего чада IQ 85, не надо на него сердиться. Это то, чем наградили его вы. Просто следует помнить, что для такого ребенка "четверка" - колоссальный успех, ребенок с IQ 130 не может не иметь оценки "отлично", если только школа, где он учится, хотя бы на что-то годится. И еще помните, что Нильс Бор имел двойку по физике, выдающегося психолога Адлера выгоняли из гимназии как неспособного к обучению и предлагали отдать в сапожники, Шаляпина не приняли в школьный хор, плохие оценки были у Эйнштейна, Пушкин, живи он в современной России, вряд ли бы сдал ЕГЭ, поскольку плохо знал математику. Тест - это всего лишь попытка определить, соответствует ли тестируемый определенному стандарту. Не более того. А пока ответ на задачку. Напротив ослика должна стоять цифра 2, поскольку в данном случае считали не рожки или копытца, а "звуки речи": корова говорит "му" - две буквы, овца - "бе", свинья - "хрю", собака - "гав", кошка - "мяу", утка - "кря", кукушка - "ку-ку", петух - "ку-ка-ре-ку", а ослик - "иа". Особое мнение Директор одной из "элитных" бишкекских школ - Тестирование мы проводим исключительно для родителей. Опытный педагог через пять минут общения с ребенком может понять, готов он к школе или нет, есть у него способности к математике или, скажем, языкам. Но родителям этого не объяснишь. Они толпами осаждают мой кабинет и даже пытаются давать взятки. Но школа не резиновая, всех желающих мы принять не можем. Вот и приходится придумывать систему вопросов, чтобы показать потом листок папам и мамам и сказать: вот видите, ваше чадо не знает этого и вот этого. Кроме того, мне непонятно, почему именно родители так громко выступают против тестирования. Хотя это, казалось бы, в их интересах. Ну зачем мучить мальчика с математическими способностями в школе с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, и наоборот? С другой стороны, в школу сегодня приходят как дети, с которыми вообще никто никогда не занимался, так и малышня, прошедшая подготовку на специальных курсах. Представьте, что такие дети окажутся в одном классе? И тем, и другим будет скучно. А что касается других обвинений по поводу отбора, знаете, нашей школе часто говорят, что мы хорошо отбираем учеников, а не хорошо учим. Однако чтобы получилось сливочное масло, сливки надо тщательно взбивать, иначе они скиснут, с другой стороны - из воды, сколько ее ни взбивай, масла не получишь. Сложный образ, но для успеха нужен не только хороший учитель, но и хороший ученик. Поэтому, уважаемые родители, ищите школу, которая подходит именно вашему ребенку. Благо пока такая возможность есть. Педсовет Психолог Татьяна Проненко - Не стоит расстраиваться, если IQ вашего ребенка не так высок, как вам бы хотелось. Высокий интеллект нельзя считать гарантией успеха на жизненном пути. Для этого нужны еще и настойчивость, и трудолюбие, и умение строить отношения с людьми, и, возможно, творческие способности. Интеллект - вещь важная, но не настолько, чтобы обладание им сделало вашего ребенка счастливым человеком. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/31174/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007