Распечатать: Чему учат в школе РаспечататьОставить комментарий: Чему учат в школе Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чему учат в школе Посмотреть комментарии

29 января 2010

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Чему учат в школе

Вы думаете, что математике, химии, физике, биологии и прочим наукам? Тогда расскажите, ну, например, закон Ома. Как, не помните? Вы же это в школе проходили. Ладно, я вам напомню. Сила тока прямо пропорциональна напряжению в сети и обратно пропорциональна сопротивлению. А в чем, кстати, измеряется напряжение, сила тока и сопротивление? Опять не помните? Садитесь, "два".

    Затеяла я этот срез знаний вовсе не для того, чтобы уличить кого-то в невежестве. Просто мне хотелось продемонстрировать относительность знаний, полученных в школе. Дело в том, что на последней коллегии в Министерстве образования и науки КР глава ведомства Абдылда Мусаев в который раз поднял проблему загруженности наших школьников.

    - В Кыргызстане уровень школьной нагрузки один из самых высоких в мире, - отметил он. - Годовая нагрузка 10-летнего школьника в Финляндии составляет 684 часа, в России - 893 часа, а у нас - 1088. В результате перегрузки многие дети не усваивают материал. Кроме того, переутомление способствует росту заболеваемости среди них.

    Сравнение с Россией понятно, все-таки мы по-прежнему ощущаем себя в едином образовательном пространстве с этой страной. Отсыл к Финляндии тоже не случаен. Подростки именно этой страны на последнем международном тестировании PISA показали наилучшие результаты по всем направлениям. Мы же заняли в этом интеллектуальном соревновании последнее место. Но давайте приглядимся к разнице в количестве часов более внимательно.

    - В России тоже постоянно апеллируют к годовой нагрузке Финляндии, делая ту же ошибку, что и в Министерстве образования Кыргызстана, - комментирует доктор педагогических наук Эдуард Днепров. - В Финляндии обязательное обучение в школе - 12 лет, а у нас общая продолжительность обучения - 11 лет, из них обязательное обучение - пока еще 9 лет. При проведении сравнения Минобрнауки умножило количество уроков в неделю на 35 учебных недель в году для всех стран. Это неверно. В Финляндии в учебном году не 35, а 40 учебных недель. Кроме того, в Кыргызстане лишь заявлена учебная нагрузка в 35 недель. Реально же за вычетом праздников, неучебных дней в связи с отсутствием света, проведением выборов и прочего учебных недель остается всего 33. В начальной школе и того меньше. Есть и еще один важный момент - аудиторная нагрузка. В большинстве европейских стран уроки труда, физкультуры, музыки, рисования, не говоря уже о классном часе, в аудиторную нагрузку не засчитываются. В России и Кыргызстане по традиции все уроки считаются школьной нагрузкой.

    Справедливости ради надо заметить, что на разного рода совещаниях уже сегодня выступающие говорят, что все-таки настоящей причиной перегрузки учащихся является отнюдь не объем школьного материала. Претензий больше к содержанию и к недостаточной профессиональной компетентности отдельных педагогов. Работают многие учителя в основном по традиционной системе обучения, главный лозунг которой "Больше знаний!". В то время как задача того же финского образования - дать как можно больше полезных знаний. Чувствуете разницу? Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школе учат, к примеру, тому, что если человек работает на разных работах, то ему придется платить и разные налоги. Если, решая математические задачи, наши ученики по-прежнему переливают воду из одного бассейна в другой или роют яму наперегонки с экскаватором (чего они наверняка никогда не будут делать в жизни), то финский школьник в это время вычисляет стоимость товара, который уценили сначала на 15 процентов, а потом еще на 10.

    Конечно, скорректировать школьную программу - задача крайне сложная. И ответственная. Тем более угрожающе звучат размышления чиновников от образования о необходимости интеграции школьных предметов. Вообще термин "интеграция" сегодня один из самых востребованных. Мы интегрируем свою страну в мировое сообщество, энергосектор - в центральноазиатское пространство, а теперь еще и школьные предметы друг в друга. Рациональное зерно в этом стремлении есть. Почему бы не объединить, например, музыку, рисование, религиоведение и этику в один предмет "культурология", а историю Кыргызстана не сделать частью курса "Мировая история"? Разговоры об интеграции других предметов выглядят популистскими. Ведь совершенно ясно, что подготовить педагогов, способных учить интегрированным дисциплинам, наше Минобразования не в силах. Это значит, что новую программу выстроить не удастся, а вот старая будет разрушена.

    Неплохо учесть еще один момент, который неизменно присутствует в образовательной системе Финляндии. Школьные программы там разрабатываются чиновниками с учетом пожеланий не только международных доноров, но и рядовых школьных учителей, учеников и обязательно их родителей.

    Педсовет

    Абдылда Мусаев, министр образования и науки КР

    - Нельзя резко и кардинально реформировать систему образования. Но и без изменений не обойтись. Просто их нужно проводить поэтапно. Тогда и ошибок будет допущено меньше и у чиновников появится больше времени, чтобы четко и взвешенно относиться к изменениям в этой сфере. Необходимо разработать несколько программ по дошкольному, школьному и внешкольному обучению, где уделить особое внимание подготовке кадров и составлению учебных пособий.

    Особое мнение

    Александр Кацев, академик Российской академии педагогических и социальных наук, доктор филологических наук, зав. кафедрой журналистики КРСУ

    - Почему вопросы о перегруженности школьников возникают именно сейчас? Просто раньше, когда деньги не были основой взаимоотношений в обществе, школа могла себе позволить выпускать детей, которые после пяти лет изучения английского языка только и могли, что коряво прочесть "Маде ин Чина" и произнести "Май мазеленд из ЮССА". Сегодня образование стоит денег, и родители хотят за свои деньги получить максимум.

    Но ребенок, да и любой человек, не способен впитать в себя весь мировой опыт. Если мы просто знакомим с основами культуры и науки - это одно, а если стараемся запихать в голову юнца тысячелетний опыт человечества, это другое. Нужно всегда помнить, что перегруженный корабль тонет.

    Какой должна быть современная школа? Во-первых, ее нельзя воспринимать, как подготовительные курсы в вуз. Кроме того, не нужно давать детям схоластических знаний. Им нужны знания и умения, которые пригодятся в жизни.

    Вот меня в свое время нашпиговали химическими формулами под завязку, а пользоваться щелочами и кислотами не научили. Так и живу: я сам по себе, а формулы сами по себе. Конечно, можно сказать, что я не химик и отсюда мои претензии, тогда скажу про литературу. Нельзя проходить в школе "Войну и мир", "Преступление и наказание" или "Мастера и Маргариту". Ведь это вершины мировой культуры, а мы обрушиваем их на тех, кто стоит у подножия. И эти глыбы навсегда погребают под собой стремление человека читать. А ведь задача уроков литературы - научить получать удовольствие от процесса чтения, развить эстетический вкус.

    Зачем человек приходит в школу: за суммой знаний, половина которых устареет еще до того, как прозвенит последний школьный звонок, или научится получать эти знания и применять их? Пора уже наконец ответить на этот вопрос.

    Чужой опыт

Из материалов общеукраинского круглого стола по поводу проблем образования.

    После развала Союза Украина стала бросать взгляды в сторону цивилизованной Европы, которая превратилась для нас во что-то вроде эталона качества. И это качество мы начали стараться перенимать. Дошли руки и до образования. Кого-то не устроил 10-летний срок обучения в средней школе. Сошлись на 11 годах. Но это было только началом, потому что в 2000 году заговорили о 12-летнем сроке обучения в общеобразовательной школе. Такой шаг объяснялся желанием реформаторов снизить нагрузку на учеников. Заодно зашла речь об интеграции школьных предметов и прочих европейских образцах. Теперь давайте реально посмотрим на прошлые свершения. Помогли ли нам реформы добиться повышения качества образования и роста показателей знаний учеников? Увы, этого не произошло.

    С точки зрения учителей, введение 12-летнего образования было нецелесообразным. Более того, многие из педагогов уверены, что при создании всех условий, которые бы помогли ребенку развивать свои умения с природной скоростью, дети могли бы овладевать нынешней школьной программой и за 7 лет. Но кого интересует мнение школьных педагогов? Украинская 12-летка - это в первую очередь поклон традициям Запада. Но если мы равняемся на Европу, то давайте менять не только сроки, но и реформировать саму суть образовательного процесса. Давайте не будем подавлять в учениках личность. Давайте оценивать детей не только по шкале успеваемости, но и по параметрам личностного роста. Перестанем втягивать наших учителей в скрытые забастовки против маленьких зарплат. Будем по достоинству оценивать труд педагогов и избавлять их от потребности учить хуже в отместку за маленькие зарплаты. Прекратим тянуть из родителей деньги и превращать современные школы в финансовые пирамиды нового поколения. И при этом всем не будем не забывать, что даже если вам дали хорошее образование, то это вовсе не значит, что вы его получили.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/30996/


Распечатать: Чему учат в школе РаспечататьОставить комментарий: Чему учат в школе Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чему учат в школе Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007