Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
15 января 2010 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Семь Я СеркебаевыхВ этом году исполняется десять лет уникальному семейному ансамблю фольклористов Серкебаевых "Кут" ("Благоденствие"). Профессиональные музыканты Акылбек и Анара Серкебаевы сразу после свадьбы решили, что главными в их семье будут музыка и творчество. За двадцать пять лет совместной жизни они ни разу не отступили от этого правила. И своих пятерых сыновей вырастили в уважении к кыргызской музыке. Поют и играют на музыкальных инструментах все - даже самый младший Эрбол, которому только 7 лет. Он мечтает научиться играть лучше самого старшего брата Нурбека. В свои двадцать пять лет тот побывал на фестивалях в Москве, Болгарии и США. Учебу в Кыргызской национальной консерватории Нурбек совмещает с преподаванием музыки в детском театре при сельском лицее № 43. Кроме того, успевает выступать с ансамблем "Самал". Весной он принимал участие в постановке кыргызского эпоса "Эр Тоштук" на сцене нью-йоркского театра La MaMa. Постановку необычного концерта-спектакля осуществили американский режиссер Вирлана Ткач и актриса театра "Сахна" Кенжегуль Сатыбалдиева. В новой версии было меньше текста, зато больше движения, пластики, шаманских танцев, песен и архаичной музыки в исполнении Нурбека Серкебаева. Своей игрой на комузе, кыяке, чопо-чооре, темир-комузе, сыбызгы-флейте он сумел создать прекрасное полифоническое сопровождение спектакля. Музыка по семейным обстоятельствам Серкебаевы живут в поселке Каджи-Сай Тонского района на южном берегу Иссык-Куля. Глава семьи Акылбек - хранитель традиционной кыргызской музыки. Вместе с женой Анарой учит детишек в музыкальной школе, собирает и изучает фольклор. Познакомились они в Бишкеке, когда учились в музыкальном училище им. Куренкеева. В столице родились и трое старших сыновей - погодки Нурбек, Адилет и Данияр. После учебы, уже с большой семьей, Акылбек вернулся в родной Каджи-Сай. Здесь появились еще двое Серкебаевых - Куттубек (ему сейчас 18 лет) и Эрбол. Сейчас большая семья собирается за одним столом только по праздникам. Старшие дети учатся в вузе. Данияр стал фермером, зарабатывает деньги для всей артистической фамилии. Но когда семья в полном составе, то даже обычное чаепитие превращается в настоящий концерт. Во время одного такого домашнего выступления и было решено создать ансамбль Серкебаевых, дебют которого состоялся в 2000 году на фестивале искусств в Чолпон-Ате, где они взяли Гран-при среди этноколлективов. Песнь джигита Как-то Акылбек нашел старинную книгу. На полуистлевших страницах разобрал ноты песни "Жениш жоргосу" - "Победа иноходца". А в 2005 году он познакомился с француженкой Жаклин Рипар, которая фанатично предана идее восстановить кыргызскую породу лошади. Она объехала немало уголков в Кыргызстане и Таджикистане, где хотя бы мелькал след кыргызского иноходца. Серкебаев как истинный знаток народного искусства также участвовал в этих экспедициях. Перед ним стояла задача - собрать фольклорные упоминания о кыргызской лошади. - Есть традиционное кыргызское испытание для джигита, - рассказывает Акылбек байке. - Наездник должен проехать через перевалы и горные тропы с пиалой кумыса в руках, не пролив ни капли. Только если у тебя под седлом жорго - наш иноходец, ты выдержишь испытание. И музыка наша обладает этим же особым ритмом. Я же вырос с дедом на джайлоо, с шести лет в седле, поэтому душой чувствую то, что исполняю. Музыкальная основа кыргызского фольклора настолько богата, что только нотами ее не передать. Те, кто не сидел в седле, не скакал по нашим горам, не спал в юрте, не могут его исполнять. Ковбои - это те же чабаны В прошлом году ансамбль Серкебаевых совершил гастрольное турне по США. Жителям Вайоминга, Монтаны, Юты и Невады творчество коллектива понравилось. Американские ценители кантри и джаза были в восторге от звучания кыргызских инструментов и нашли, что в музыке наших стран есть общее. В прошлом году Серкебаевых вновь пригласили в Штаты. На этот раз в Сан-Франциско на семинар этномузыкантов со всего мира. На сцене блистали музыканты в яркой, колоритной национальной одежде. Тибетцы, монголы, мексиканцы, индийцы представили музыку своих культур. Знатоки были поражены тем, что на кыргызском комузе, как и на скрипке, нет ладов. А кыяк, который изготавливают из дерева и кожи, вызвал настоящий фурор. Профессионалы поражались сочному и богатому звуку, который могут издавать две струны, сделанные из конского хвоста. Народная музыка переживает не лучшие времена. На телевидении практически не появляется новых имен. Хотя раньше при Союзе съемочные бригады колесили по районам в поисках талантов. Сейчас для раскрутки нужны деньги, которых у музыкантов из глубинки просто нет. Фото Владимира ВОРОНИНА Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/30835/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007