Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
9 июня 2009 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА |
Так же, как всеТатьяна Захарова зарабатывает частными уроками английского языка. Ей двадцать восемь лет. Двадцать семь из них она прикована к инвалидному креслу. Несмотря на почти полную неподвижность, сумела получить высшее образование. -Учиться в школе мне было тяжело физически, - вспоминает Татьяна. - Инфраструктура общеобразовательных учреждений (да и учреждений вообще) не приспособлена для людей с инвалидностью. Так что в школу меня носил папа, а из кабинета в кабинет - одноклассники. Мы очень любили друг друга, а с некоторыми дружим до сих пор. А вот в вузе мне пришлось бороться за право получить образование и вообще за свое право быть. Большинство педагогов - кто косвенно, а кто и прямым текстом - давали понять, что мое дело - сидеть дома и не высовываться. Мне повезло, что среди наших учителей была Лилия Михайловна Кацева. Именно она помогла мне определить, чего я хочу, и не сдаваться на пути к цели. А что касается освоения наук, то сделать это мне было не сложнее, чем среднестатистическому студенту. Однако эта история скорее исключение. Большинство людей с ограниченными физическими возможностями выключены из системы массового образования. Для детей-инвалидов государство предусмотрело всего два вида образования: домашнее или в специальных школах. - А ведь именно школа - естественное и, может быть, оптимальное место встречи личности и общества, - считает менеджер Второго проекта образования Азиатского банка развития Мира Осмоналиева. - Это идеальное место для социальной адаптации любого человека. А потому обучение в обычных школах может позволить людям с инвалидностью стать полноценными членами общества. В Эвклиды из инвалидов В рамках семинара "Журналистика и демократия", который проходил в Швеции, наша группа посетила и обычную шведскую школу. Там вместе со здоровыми детьми учатся и ребятишки с той или иной группой инвалидности. Правда, для учеников с серьезными нарушениями созданы отдельные классы, поскольку они нуждаются в особой заботе. - Делается это для того, чтобы юные граждане с детства привыкали к мысли о том, что все они, независимо от национальности, вероисповедания или состояния здоровья, достойная часть общества, - пояснили нам организаторы семинара. - Ведь демократия означает равные возможности для всех. Конечно, в Швеции есть и специализированные учебные заведения. Но где именно учиться, вправе выбирать сами дети и их родители. Такая система совместного обучения здоровых детей и ребятишек с ограниченными возможностями широко развита во многих цивилизованных странах. Даже термин специальный существует - инклюзивное образование. - "Инклюзия" означает включение, - поясняет Мира Осмоналиева. - Такая концепция предполагает возможность для детей с нарушениями здоровья учиться вместе с обычными мальчишками и девчонками, сотрудничать с ними, приобретать общий опыт. Это подразумевает активное вовлечение каждого ребенка в процесс обучения. Более того, его принимают и ценят таким, какой он есть. Отличные от других Пока инклюзивное образование у многих вызывает сомнения и даже опасения. Родители "обычных" детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса. Многие учителя признаются, что не знают, как учить ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения и вообще, "что с ним делать". В кулуарах образовательных совещаний можно услышать разговоры и о том, что педагогам хватает "головняков" и с обычными учениками, а для проблемных есть специальные школы и все равно "у таких детей нет никаких перспектив". Более того, противниками таких классов иногда выступают и родители детей с особенностями развития. - Я боюсь отдавать своего ребенка в обычную школу, - говорит мама двенадцатилетнего Ивана с церебральным параличом. - Мы опасаемся насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особых потребностей моего ребенка и, соответственно, неадекватной реакции. Кроме того, помещения и парты просто не приспособлены для таких детей. Так что лучше мы будем учиться дома. - Решить эти и другие проблемы призван проект "Повышение доступа к основному базовому образованию для детей с особыми потребностями" Азиатского банка развития (средства Японского фонда сокращения бедности), - говорит Мира Осмоналиева. - Проект реализуется в семи пилотных районах каждой из областей республики, где выбрано по пять общеобразовательных школ (всего 35). В нем также участвуют 3 специальные школы-интерната и 2 детских сада. Главным критерием отбора стало наличие высокого числа детей школьного возраста с нарушениями психофизического развития из беднейших семей. Цели и задачи проекта обширны. Главное - выявить детей с особыми потребностями, не охваченных обучением, и обеспечить им доступ в образовательные учреждения. - Для этого в каждой области созданы республиканские психолого-медико-педагогические консультации, - поясняет Мира Осмоналиева. - Регулярно проводятся курсы повышения квалификации учителей по инклюзивному образованию. Предусмотрена реабилитация инфраструктуры пилотных образовательных учреждений. Ведется разработка, издание и внедрение учебных материалов по специальному и инклюзивному образованию. Но все эти усилия будут напрасными, если не будет сформировано гуманное, толерантное отношение к детям с особыми потребностями. В рамках программы в классах с инклюзивным образованием в Кыргызстане обучаются 433 ребенка. - Сначала я боялась принимать участие в пилотном проекте, - говорит преподаватель по инклюзивному образованию Гульнур Мамедова. - Ведь в вузе нас не учили навыкам работы с такими детьми. Для этого существуют специальные группы - дефектологические. Но при поддержке Второго проекта образования у меня все получилось. Нас постоянно снабжают необходимой литературой, помогают советами и оборудованием. Отмечу, что подобные консультации помогли в моей работе и в обычных классах. Кроме того, я заметила, что здоровые дети, учась вместе с инвалидами, стали более терпимыми и внимательными к чужой беде. Учиться всем пригодится - Когда говорят о проблемах инвалидов, то чаще всего касаются гуманной стороны вопроса, - говорит председатель Общественного фонда по защите инвалидов "Талыкбас ата" Турсунбек Абдылдаев. - У нас еще не развито осознание того, что человек с ограниченными физическими возможностями нуждается не столько в жалости, сколько в уважении и поддержке своего стремления жить "как все". Но давайте отвлечемся от сантиментов и обратимся к цифрам. Существует статистика по трудоустройству инвалидов, которые имеют только начальное школьное образование или не имеют его вовсе. И эта статистика плачевная - меньше десяти процентов. А вот среди инвалидов, которым удалось закончить высшие и профессиональные образовательные учреждения, занятость составляет около 60 процентов. Детям из специализированных школ (или получившим домашнее образование) трудно учиться дальше. Им сложно адаптироваться в мире. Теперь давайте посчитаем: на 2008 год в Кыргызстане, согласно официальным данным, было девятнадцать тысяч детей-инвалидов. Если они сейчас не получат нормальное образование, то что с ними будет через десять-пятнадцать лет? Государство и общество должны понять: инвалиды хотят учиться, работать, они могут приносить пользу. И это в свою очередь снизит расходы страны на содержание инвалидов. Логика вещей говорит именно об этом. И в этом смысле образованию отводится особая роль. С включения инвалидов в систему общего образования начинается включение физически ограниченных людей в жизнь общества. От этого выиграют все. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28072/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007