Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
21 апреля 2009 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА |
Грант – не гарантНа средства международных организаций в одной из нарынских школ сделали ремонт, хотя администрация просила направить деньги на строительство спортивного зала. Для детского сада закупили одноместные кровати, но в дошкольном учреждении нет места для их установки. В результате дети по-прежнему спят на старых двухъярусных кроватях. В школе, расположенной высоко в горах, оборудовали компьютерный класс. Но им почти не пользуются, потому что все время скачет напряжение в электросети. В общем, гранты в сфере образования используются в республике неэффективно. Вывод парадоксальный - гнать нужно всех доноров. К счастью, столь радикальной точки зрения придерживаются далеко не все участники образовательного процесса. Достичь консенсуса стороны попытались во время встречи "Гражданский диалог по вопросам использования кредитов и грантов в сфере образования КР". -С 1999 по 2007 год международные финансовые институты вложили в сектор образования более 70 миллионов долларов США, - возмущались донороненавистники. - Однако за это время каких-либо позитивных изменений в среднем уровне образованности наших школьников не произошло. Кроме того, именно на средства доноров организовывалась инициатива "Депозит молодого учителя", которая должна была привлечь в сельские школы молодых специалистов. Ситуация с кадрами тоже не изменилась. - Сфера образования финансируется по остаточному принципу, - напомнила депутат Жогорку Кенеша Галина Куликова. - Многие статьи расходов образовательных учреждений просто не предусмотрены бюджетом. Их финансируют международные доноры. И если сегодня мы будем скандировать им "кетсин", то завтра ситуация в данной сфере станет еще хуже. - Международные доноры работают в тех секторах, где правительству не хватает средств, - отметила руководитель программы "Второй проект образования" Всемирного банка Алтын Исмаилова. - Можно сказать, что доноры закрывают бреши в финансировании системы образования. Кроме того, хочу подчеркнуть, что использованные гранты и кредиты проходят согласование в парламенте. Да и правительство КР стало жестче отслеживать использование донорских средств. Средства есть, ума не надо? В этой связи вспомнился пес Шарик из детского мультфильма. Несмотря на выделенные ему средства, четвероногий так и остался без валенок, поскольку ума ему не хватило. Вот и мы, получив деньги, слишком долго их осваиваем, дублируем отдельные компоненты образовательных программ, много тратим на выплату заработных плат и консультационных расходов. В результате выхлоп от вложений крайне низок. - Эксперты отмечают пробелы в реализации программы "Сельское образование" Всемирного банка и правительства КР, - сказала Галина Куликова. - Кроме того, выяснилось, что зачастую школы не участвуют в составлении списка своих потребностей. Этим занимается Министерство образования и науки КР. Но столь же неэффективно у нас расходуются и бюджетные средства. Таких примеров много. Взять хотя бы тот факт, что в 2008 году правительство выделило Министерству образования и науки 100 миллионов сомов на закупку новых учебников. Однако ведомство так и не направило средства на эти цели. - Здесь сработал конфликт интересов, - попытался оправдаться президент Кыргызской академии образования Абакир Мамытов. - Мы объявили тендер на закупку учебников, провели несколько совещаний, в результате которых члены комиссии так и не смогли прийти к единому мнению. Например, мы назначаем одного исполнителя, через некоторое время к нам приходит конкурент, находит компромат на него, и мы вынуждены приостанавливать тендер. В итоге прошел год, а дети остались без учебников. СОМообразование Кто сказал, что знания не купишь? Специальное тестирование "Национальное оценивание образовательных достижений учащихся", проведенное в 2007 году, убедительно продемонстрировало, что "уровень учеников школ, имеющих высокий социально-экономический статус, в целом гораздо выше уровня других школьников". То есть образованность наших детей напрямую зависит от финансовой обеспеченности конкретной школы. При этом не важно, кто платит эти деньги - добрые доноры, щедрые спонсоры или самоотверженные родители. Но таких школ в республике не много. Общее же состояние среднего образования таково. Из-за нехватки средних образовательных учреждений 80 процентов сельских и 70 процентов городских школ работают в две смены, а 9 и 19 процентов соответственно - в три. На один современный компьютер приходится не менее 240 учеников, тогда как среднее соотношение в странах Евросоюза - 7 школьников на один компьютер. Но даже в тех школах Кыргызстана, где компьютерное оборудование установлено, зачастую оно не используется в достаточном объеме, поскольку бюджетом не предусмотрены подключение образовательных учреждений к Интернету, покупка образовательных и информационных ресурсов. По результатам исследования Всемирного банка, обеспеченность учебной литературой школ республики фактически составляет 39 процентов (в школах с кыргызским языком обучения) и 52 процента (в школах с русским языком обучения) от потребности с учетом требований обновляемости. На одного ученика государство тратит в год 200 сомов, средняя зарплата учителя составляет 1800 сомов. Работаем дальше Итогом встречи стал вывод: не нужно гнать взашей международные финансовые институты. Просто надо более продуманно отнестись к расходованию средств. - Депутаты парламента инициируют проведение правительственного дня по данному вопросу, - сказала Галина Куликова. - Он также будет рассмотрен на Совете безопасности. Было сказано и о необходимости освободить педагогов от непрофильной работы: участия в переписи, агитационной пропаганде и прочих подобных мероприятиях. Кроме того, в который раз указали на необходимость повысить престиж учителя и снизить рабочую нагрузку. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27425/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007