Распечатать: Плита за спиной и Чеч–Дюбе за окошком РаспечататьОставить комментарий: Плита за спиной и Чеч–Дюбе за окошком Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Плита за спиной и Чеч–Дюбе за окошком Посмотреть комментарии

28 августа 2007

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Плита за спиной и Чеч–Дюбе за окошком

    В селе Кара-Суу Ат-Башинского района Нарынской области на днях завершился международный этнографический фестиваль "Кошой коргон", организованный Ассоциацией "Дордой", депутатом Аскаром Салымбековым, Министерством культуры и информации КР и другими.

    Пять часов пути на хорошей машине по плохим дорогам (особенно впечатлил перевал Долон, где ехать пришлось двадцать минут по грунту, обгоняя фуры и опасаясь, что камень из-под их колес влетит прямиком в наше лобовое стекло), и мы приехали к юрточному стойбищу.

    Пыли здесь немерено, вокруг глиняная крепость - коргон, воздвигнутый сподвижником Манаса Кошоем в V веке, всадники на лошадях, юрты с кыргызстанским и дордоевским флагами, в общем, готовые декорации к съемкам исторического фильма.

    В этот день местные жители Ат-Башинского района приехали посмотреть на юрты, декоративно-прикладное творчество, послушать народные песни, айтыши, выступления манасчи, погостить в любой понравившейся юрте, хозяева которой обязательно встретят улыбкой и традиционно накрытым столом. За сценой, где как раз проходили состязания "Элдик ыры", стояло несколько юрт для театрального представления, а одну из них можно было купить. Корпоративная женская группа села Ак-Муюн решила на свои деньги собрать жилище, а на средства от продажи - другое. На днях, по их словам, заработает швейный цех, открытый на грант программы ARIS, где будут шить национальную одежду деловые сельчанки.

    Конечно же, проведение фестиваля для атбашинцев носило не только развлекательно-увеселительный характер, но и давало возможность заработать. Поэтому уехать отсюда можно было как с юртой, так и со всяческими национальными сувенирами, среди которых доминировали изделия из войлока. Исключением были удивительные картины из кожи. Автор работ, студент художественной академии им. Чуйкова Урмат Молдобаев, приехать не смог, зато его мама, отличник образования Эшенгуль Кокоева, похлопотала за сына: привезла творения с надеждой продать и побывать заодно на своей родине (Эшенгуль здесь родилась и 24 года проработала). Сейчас она преподаватель начальных классов в бишкекской пятой гимназии.

    Акмуюнка Шабыркуль Муканбетова, у которой растут дети, внуки, показала, пожалуй, одну из лучших здешних юрт (представлено было 57 из всех 19 сел Ат-Башинского района).

    - Все, что видите, внешнее и внутреннее убранство, сделано из овечьих шкур.

    На красное полотно - туш-кийиз еще в 60-е годы Шабыркуль перенесла гербы пятнадцати республик Советского Союза.

    - Муж нарисовал, а я выткала из шерсти. Краски натуральные, поэтому цвета со временем не потускнели.

    На наружном покрытии проглядываются горные архары, голуби как символ мира, вышитые шерстяными нитками.

    За юртами молодежь резвилась на селкинчеке (качели) - катались девчонки, а мальчишки азартно в этом помогали. Вместе с Жыпаркуль Дуйшеевой, учительницей из музыкальной школы села Ат-Баши, которая приехала со своим ансамблем народно-духовых инструментов, проследовали на другую сторону стоянки.

    - Наши музыканты - неоднократные призеры конкурсов, получали спецпризы на республиканском конкурсе комузистов, - поведала по дороге Жыпаркуль, которая преподает и участвует в ансамбле с прошлого сентября. - Я из Токмака, на следующий год обратно уеду в токмакский техникум культуры. Этот коллектив несколько раз обновлялся, и с каждым годом участников все больше. Мы исполнили кюи - кыргызские мелодии. Ат-Баши - дальняя горная местность, поэтому в почете до сих пор остался комуз. Понемногу культивируется обучение на фортепиано.

    Дошли до юрты Батмы Мамбеткуловой, которая похвасталась кухонной кошмой из чия и ширдаком 3 на 2 метра.

    - Соткала за пятнадцать дней специально для фестиваля. Есть у нас зимняя мужская шуба. А вот шкура волка - добыча двухлетней давности. Чапан белый войлочный, женский чапан из козьей шерсти.

    И по традиции нас пригласили за стол. Тут самое интересное, потому что именно в эту юрту приходили артисты. Асхат сидел с комузом и пил чай - учится на кафедре фольклора на третьем курсе консерватории у народного артиста профессора Улукмырзы Болотова. Следом пришло трио "Салт" - вокалистки из Джалал-Абадской области, которые трудятся двадцать лет в отделе культуры Сузакского района, - только что со сцены, где исполнили кошок Каныкей. Кымбат Бердалиева создала образ Каныкей, Салтанат Асылбекова сыграла жену Кошоя, Анара Карабаева - жену Алманбета.

    Каждый из гостей испил пиалу нежного и терпкого кумыса. Один из аксакалов осушил большую пиалу, казалось, одним глотком.

    - Когда пьешь кумыс из маленькой посуды, то удовольствия не получаешь. Дома у меня трехлитровая деревянная чашка, оставшаяся от прадеда. Вот и сохранился наш род через кобылье молоко...

    Уже смеркалось, а концерт продолжался.

    На следующий день, кто верхом на лошадях, кто на дохленьких местных "рафиках" или на крутых джипах, проследовали по пыльной дороге к священной горе Чеч-Дюбе. Журналистам "повезло", потому что ехали на стареньком "рафике", который, обогнав, к нашей вящей радости, впереди едущий грузовичок, чудом не перевернулся - вышла из строя одна из рулевых тяг. Нас занесло в поле, где стоит мазар, в который, слава Богу, не врезались. Потом пачками народ подбирали попутные машины. Я ехала в "Волге", где моя спина, как оказалось, упиралась в каменную плиту, которую впоследствии заложили под культовый знак на вершине Чеч-Дюбе.

    Перед восхождением народ спустился к речушке: люди помолились, попили святой воды из источника и отправились в гору, где просили о самом насущном, загадывали желание, которое, как утверждают, сбывается.

    Когда мы вернулись обратно к стойбищу, нас ждали госсекретарь Адахан Мадумаров, первый вице-спикер Эркинбек Алымбеков, министр культуры Султан Раев и другие, открывавшие музей, где хранились археологические находки и предметы материально-духовного достояния Ат-Башинского района.

    - Создав музей, подвели итог археологических экспедиций данного региона. Некоторые найденные вещи подтвердили, что сто тысяч лет назад на территории Нарына проживали люди. Впервые представлены карты эпох, - рассказала ученый секретарь Государственного исторического музея, автор научной концепции Аида Алымова.

    На этом наш вояж на ат-башинскую землю завершился.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Юлия СУШКОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19752/


Распечатать: Плита за спиной и Чеч–Дюбе за окошком РаспечататьОставить комментарий: Плита за спиной и Чеч–Дюбе за окошком Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Плита за спиной и Чеч–Дюбе за окошком Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007