Как заставить должников платить?
Интервью с заместителем министра экономики и финансов Муратом Исмаиловым о налоговой системе, новом Налоговом кодексе и нашем месте среди налоговых систем мира.
— Мурат Аманович, три года в Кыргызстане идет обновление налогового законодательства. Немало копий переломали эксперты, обсуждая статьи, уточняя их содержание и термины. На каком этапе и в каком состоянии эта работа сегодня?
— Мы дошли наконец до стадии его рассмотрения в парламенте. Вопрос этот был включен в декабрьскую повестку дня, но дело до него так и не дошло. Надеемся на январь.
Напомню, речь идет не об обновлении кодекса, а о новом документе — столько поправок и дополнений внесено.
Но преемственность с действующим законом сохраняется — структура кодекса не изменилась, чтобы не усложнять жизнь бухгалтерам.
В действующем кодексе 207 статей, в проекте нового — 406. Введены новые экономические нюансы, документ приобрел более прямое действие.
— Сколько прибыли “съедят” налоги по новому кодексу?
— Ставки как подоходного, так и налога на прибыль останутся на уровне десяти процентов, хотя было намерение снизить их. На мой взгляд, налоги “съедят” меньший объем прибыли по новому варианту, чем ранее. Новый кодекс дает право вычитать дополнительные затраты. Чтобы подсчитать прибыль, мы должны вычесть из дохода расходы компании на обучение персонала, представительские и иные разрешенные законом затраты.
— Все помнят разногласия между разработчиками нового Налогового кодекса. Удалось в конечном итоге их преодолеть?
— Действительно, разногласий было много. В первом варианте было больше тысячи спорных статей и моментов. Зимой 2006 года согласительная комиссия рассматривала оставшиеся к тому времени 42 спорных момента. Через полгода их стало всего 18, и рассматривала их комиссия последней инстанции, руководимая премьер–министром.
— Что вы относите к плюсам и минусам нового закона?
— Есть моменты, которые усиливают администрирование, то есть выплату налогов. Например, в крупных компаниях с множеством филиалов — основных налогоплательщиках — “Кыргызтелекоме”, “Кыргызалтыне”, “Бителе” налоговые проверки теперь будут проводиться не за один, а за два месяца.
Сохранены все действующие ставки, кроме налоговых отчислений на воспроизводство минерально–сырьевой базы, которые теперь будут называться “налоги за использование недр”. Немного выросли виды отчислений, ставки и расчеты. Заставили пойти на это доводы Госкомгеологии и горняков. Получается, этот шаг для одних — минус, для других — плюс.
К усиливающим кодекс сторонам можно отнести и такой момент: сегодня проценты за несвоевременную уплату налогов начисляются по учетной ставке Национального банка (четыре–пять процентов годовых). А кредиты те же плательщики берут под 22—25 процентов, то есть выгоднее не платить государству, чем банку. В новом проекте заложена ставка 0,05 процента за каждый день просрочки по кредиту. В среднем 18 процентов годовых. Ставка государства будет почти на уровне банков.
К плюсам можно отнести и увеличение статей в кодексе почти в два раза. Чем сложнее законодательство, тем оно справедливее, и наоборот: маленькое налоговое законодательство ведет к массе разногласий.
Плюс еще и в том, что в новом НК заложен принцип презумпции добросовестности налогоплательщика. Априори предполагается, что налогоплательщик добросовестен и честен, пока налоговая инспекция не докажет обратное.
Еще один плюс в том, что все противоречия трактуются в пользу налогоплательщика.
— Какова же у нас доля таких неплательщиков-недоимщиков?
— Боюсь ошибиться, но думаю, что их всего два–три процента. Зато сумма недоимки почти миллиард сомов, который копился годами. Есть фирмы, недоимки которых тянутся с 1992 года.
— И эти деньги полностью потеряны для государства?
— Есть такое понятие: безнадежная недоимка. Из этой миллиардной суммы такие дотягивают до 180 миллионов. Это развалившиеся колхозы, совхозы, предприятия. Но, к сожалению, львиную долю (выше 80 процентов недоимки) составляют наши энергетические компании.
— Сколько примерно времени затрачивают наши фирмы на уплату налогов в год?
— Есть разные экспертные оценки Всемирного банка. Там нас ставят по этому критерию то на 135-е, то на 87-е место. ВБ написал, что у нас около 96 платежей в год. На самом деле это 12 платежей в месяц по НДС, столько же на прибыль, по подоходному налогу, на автодороги, чрезвычайные ситуации и другие. Это означает не то, что у нас много налогов, а что они выплачиваются равномерными долями в течение года.
Несомненным плюсом нового законопроекта является устранение личного фактора, а значит, и частого источника коррупции: впредь плательщики смогут отправлять отчеты в налоговую инспекцию по Интернету.
— Раздельное ли у нас ведение бухгалтерского и налогового учета?
— Пока еще да, к сожалению. Хотя делает отчеты один бухгалтер, составляя вначале бухгалтерский отчет, а потом выводя из него налоговый. Мы постарались сделать в новом НК минимальный разрыв между ними, но есть там своя специфика и нюансы.
Беседовала Елена МЕШКОВА.
По оценке Всемирного банка и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, исследовавших 175 налоговых систем мира, по тяжести налогового бремени лидирует Гамбия — налоги “съедают” 291,4 % прибыли. На Мальдивах налог “съедает” всего 9,3 % доходов. В Британии самое низкое налоговое бремя (35,5 % прибыли) среди развитых стран. В Гонконге оно достигает 29, а в России — 54 % прибыли. В 2004—2006 гг. 33 страны снизили налоговые ставки.
По количеству платежей лидирует Узбекистан, там их 130. Одно из самых запутанных законодательств — в Великобритании, свод налоговых правил которой насчитывает 8300 страниц. Больше Налоговый кодекс только в Индии (9000 страниц), а в России — всего 700. В 2004—2006 годах лишь семь стран сократили число налогов.
Мальдивы — признанный налоговый рай, где на уплату одного налога тратится меньше одного часа в год. В двадцатку лучших стран по этому показателю входят ОАЭ, Ирландия, Швейцария, Новая Зеландия, Дания, Норвегия. В худшей двадцатке — Боливия, Венесуэла, Китай, Алжир, Украина, Белоруссия. Последняя обладает самой “запутанной” системой, там компании обязаны заплатить 125 платежей, на уплату которых затрачивается 1188 часов в год. В Бразилии надо потратить 2600 часов. В Гонконге бизнесменам хватает 80 часов на уплату всего четырех налогов, а в России надо 256 часов на 23 налога.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16984/