Очередная утопия или жажда невозможного?
С большой симпатией и искренним уважением отношусь к нашему постоянному автору и преданному другу газеты Карыбаю Турусбекову, существование которого кое–кто был готов поставить под сомнение. Знаю, что это открытый и прямой человек. Он честно говорит о том, что его волнует и тревожит, мало заботясь, как будут восприняты его слова и позиция.
Можно понять пафос и помыслы, которыми продиктовано его письмо–обращение. Они заслуживают уважения. Однако это не мешает мне не согласиться с ним по поводу высказанных им предложений об уменьшении внешнего долга. Постараюсь объяснить почему.
Как явствует из его письма, К.Турусбеков поддерживает создание общественного фонда по погашению внешнего долга государства и готов перечислить в него свою месячную зарплату. Судя по контексту, аналогичного шага он ждет и от большинства сограждан.
Догадываюсь, что наш автор — человек отнюдь не бедный. Пожертвование месячной зарплатой не очень пошатнет материальное благополучие его самого и его семьи. Но вот какой возникает вопрос: много ли таких семей в современном Кыргызстане? Не больше ли в стране тех, кто живет, едва сводя концы с концами от зарплаты до зарплаты, и для кого потеря месячного заработка будет существенным ударом по семейному бюджету?
Тем не менее встанем на позицию Карыбая Турусбекова, согласимся с его письмом, что весь народ страны готов внести добровольные пожертвования в размере своего месячного заработка. Что же мы в итоге получим? Давайте считать. По данным Нацстаткома, в январе–мае 2006 г. численность работников, принимаемая для исчисления средней заработной платы, не превышала 463,3 тысячи человек. Общий фонд заработной платы за этот период немного недотянул до 6,31 млрд. сомов. Таким образом, если все работники без исключения перечислят на погашение внешнего долга свою месячную зарплату, в сумме наберется менее 1,3 млрд. сомов, или порядка 33,2 млн. долларов США.
Представим невероятное. Все мы, вместе взятые, и каждый из нас в отдельности прониклись таким неистовым духом патриотизма, что захотели перечислить в этот фонд годовую заработную плату разом. Но и в этом случае сумма взносов окажется менее 400 млн. долларов. И даже если граждане Кыргызстана отважатся снять с депозитов в банках республики все свои накопления в национальной и иностранной валюте, и тогда, к сожалению, не наберется вожделенного минимального порога в 700 млн. долларов, на которые так рассчитывает К.Турусбеков.
Так что идея о том, чтобы всем гражданам республики сброситься, по примеру населения Южной Кореи, и погасить часть долгов, не более чем очередная утопия, основанная на незнании реалий бытия и на романтизм маниловщины. Давайте трезво смотреть на жизнь и факты. Давайте учитывать и то, что среди наиболее состоятельной категории кыргызстанцев немало таких, кто привык только брать и не любит отдавать. Им бы поучиться для начала платить честно и сполна по долгам за электроэнергию и тепло в их жилищах, вывести из тени собственный бизнес. Поэтому я бы поостерегся поголовно весь народ страны записывать в патриоты. Едва ли применим в наших условиях и пример Южной Кореи.
Не следует забывать, что при численности населения, в 10 раз превышающей население Кыргызстана, объем годового ВВП Страны утренней свежести превышает наш более чем в 150 раз. Соответственно доходы и накопления южнокорейцев не идут ни в какие сравнения с нашими.
Если жителям Кореи, чтобы освободиться от бремени внешнего долга, пришлось поделиться лишь незначительной частью собственности, то большинству кыргызстанцев для этого пришлось бы отдать последнее.
Однако материальная сторона — важный, но не единственный фактор в данной проблеме. Есть у нее еще и морально–нравственная грань. Почему загоняли страну в долговую яму, бездарно и безоглядно распоряжались заемными средствами, а то и попросту разворовывали их одни, а расплачиваться за все это должны другие?
Говорил и повторяю. Я не прокурор по характеру и не судья. Но я убежден, что сила государства в том и состоит, что преступление, кто бы его ни совершил, должно быть неотвратимо наказуемо.
Коррупция же и хищения — это преступления. В республике нет недостатка в разговорах о борьбе с этим злом. Беда лишь, что нет реальных дел.
Признаться, мне мало радости от заявления Феликса Шаршенбаевича Кулова, что ни он, ни президент не будут брать и не берут взятки. Хотелось бы, чтобы этого не делали все другие должностные лица, чтобы бал в стране правили законы, а не коррумпированные чиновники на всех уровнях и во всех коридорах власти, чтобы от бесконечной констатации того, какие структуры наиболее подвержены коррупции, мы наконец увидели конкретные шаги в обуздании этого социального зла.
На мой взгляд, при сегодняшних разгуле коррупции, вакханалии бесхозяйственности, размахе хищений и разбазаривании бюджетных средств призывать народ к сбору средств на погашение внешнего долга, с одной стороны, не очень нравственно, а с другой — бесполезно. Не думаю, что в данной ситуации нам удастся облегчить бремя долга за счет сбора добровольных пожертвований. Уж слишком у граждан страны мизерные доходы.
Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16823/