Государство расстается со своим имуществом
Разговоры о переводе Кыргызской сельскохозяйственной финансовой корпорации в банк велись давно. В меморандуме правительства с МВФ записано: КСФК в 2006 году должна стать “Айыл банком”. Дело было за заключением экспертов Нацбанка, регистрацией в Минюсте и получением лицензии. Это произошло 27—28 декабря.
Корпорация — пример успешного финансирования села. К моменту получения банковской лицензии ее клиентура насчитывала 36 тысяч фермеров и крестьянских хозяйств, активы, по словам главы центробанка Марата Алапаева, составляли 8,2 процента объема банковского сектора, доля капитала — 16, кредитного портфеля — около 20 процентов.
КСФК была основана в 1996 году. Тогда для кредитования сельских производителей, которым были не доступны банковские услуги, правительство, взяв кредиты у Всемирного банка, АБР, ЕБРР, создало новую структуру. С тех пор 800 тысяч крестьян смогли по облегченной форме получить ссуды. Как правило, процентные ставки по кредитам здесь всегда были ниже, чем в банках. Если в 2004 году они составляли 17 процентов, то через два года — 14.
Председатель Госкомитета по управлению государственным имуществом Турсун Турдумамбетов сообщил, что готовится концепция программы приватизации “Айыл банка”, где 100 процентов акций принадлежит правительству.
Хорошо, корпорация стала банком, но зачем его так поспешно приватизировать? Ведь здесь мы имеем редкий случай, когда государство выступает успешным менеджером? На это эксперты Нацбанка ответили:
— Пришло время погашать займы, полученные у международных доноров. В минувшем году КСФК сумела перечислить ВБ 100 миллионов сомов. Но чтобы успешно работать в банковской системе и составлять достойную конкуренцию, “Айыл банку” необходимы инвестиции.
А то, что, если новый банк будет выставлен на торги, это вызовет большой интерес у потенциальных покупателей, ни у Алапаева, ни у Турдумамбетова, ни у экс–президента КСФК Токтоболотова не вызывает сомнений. В банковской среде поговаривают, что уже сейчас есть реальные кандидаты, которые хотели бы купить его.
“Айыл банк” привлекателен не только тем, что имеет солидный уставный капитал, большой кредитный портфель, хороший имидж. От КСФК ему в наследство досталось 11 филиалов и 51 представительство во всех регионах республики. Такой разветвленной сети могут позавидовать многие банки.
Одним из условий приватизации будет требование сохранения основного профиля деятельности, то есть оказания банковских услуг сельчанам. Горожане могут даже не пытаться получить дешевые кредиты через своих сельских родственников в “Айыл банке”, заверили чиновники, — контроль и мониторинг будут настолько строги, что проделать такие операции не удастся.
Уже сейчас можно предположить, что приобрести только что родившийся коммерческий банк захочет какой–нибудь крупный казахстанский банк. Несколько лет назад, когда правительство чуть было не продало Расчетно–сберегательную компанию, первым кандидатом на ее приобретение был Казкоммерцбанк. Тогда тендеру воспротивились депутаты. Сегодня “Айыл банк” представляет собой не менее лакомый кусок.
Постепенно все финансовые институты, которыми владеет государство, уйдут с молотка. По распоряжению правительства создана рабочая группа, которая должна подготовить концепцию приватизации Финансовой компании.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16821/