Откуда вышли и куда идем
Как живет Кыргызстан после мартовских событий, о чем более всего беспокоятся кыргызстанцы? Настроение всех слоев общества в третий раз стало предметом исследования американского Международного республиканского института (МРИ) при помощи подразделения Института Гэллапа в Литве (Baltic Surveys) и бишкекского статистического агентства SIAR–Bishkek.
С 7 по 25 октября этого года около 60 бишкекских исследователей во всех уголках республики опросили 1500 граждан 18 лет и старше об их настроениях и ожиданиях.
Куда идешь, страна?
Число оптимистов за последние полтора года изрядно выросло. На вопрос, как идут дела в Кыргызстане, 62 % опрошенных ответили, что в правильном направлении. 30 % уверены в обратном, а 8 — затруднились с ответом. Сразу после революции первых и вторых было 45 к 48. Что интересно, оптимистично настроены все респонденты, независимо от возраста. Но на юге позитивно настроенных больше, чем на севере — 83 к 43 %. В Бишкеке же верность курса подтверждают всего 39 %, а 45 % уверены в обратном.
Развитие демократии более половины опрошенных оценивают положительно, причем сейчас удовлетворены ее темпом (полностью и в большей степени) 56 %, а в апреле 2005 г. таковых было 52 %. И опять южане довольны демократией на 74 %, а северяне — всего на 39. Жители столицы оценили этот вопрос на 38 %. Зато в селах больше оптимистов по сравнению с горожанами — здесь соотношение 63 к 52.
Как дела в семье
Несмотря на скептицизм оппонентов, в целом улучшилось положение у 41 % семей. А полтора года назад лишь 21 % жителей республики считали, что финансовое положение их семей за последний год стало прочнее. В региональном разрезе более довольны южане: 54 % против 28 % улучшивших положение в северных областях. Больше довольных и в селах, нежели в городах. Среди столичных жителей улучшили свое житие 24 % семей.
Главные проблемы в семьях — низкий уровень жизни, трудоустройство, жилье, дороговизна здравоохранения, доступ к чистой и качественной воде, низкие пенсии, пособия и т. д. Бишкекчан к тому же беспокоят дорогие коммунальные услуги. В региональных центрах жалуются на плохое качество образования.
Главные проблемы страны
Тут все опрошенные были единодушны, отнеся к главным сложностям безработицу, неэффективную экономику, коррупцию, низкую минимальную зарплату, к которой привязаны все зарплаты и социальные выплаты. Среди других люди назвали сельское хозяйство, социальные услуги, рабочие места для молодежи, неэффективность промышленности, политическую нестабильность, слабую власть, здравоохранение, пенсии, преступность и прочее.
Экономика
должна быть
Примерно половина опрошенных считает, что экономическая ситуация за год улучшилась. Но южане в этом уверены на 68 %, а северяне — всего на 29. Как всегда, более скептичны бишкекчане, только четверть которых отметила улучшение в экономике.
Сельское хозяйство назвали приоритетом 41%, а промышленность — 39. Причем северяне и сельские жители подтвердили приоритет агросектора (44 и 50), а южане и горожане главной считают все же промышленность (47 и 50 %).
Против приватизации “Кыргызтелекома” и энергосистемы 52 и 67 % наших граждан.
И опять коррупция
60 % опрошенных считают высоким уровень коррупции, а 36 даже убеждены в ее росте после мартовских событий.
На первые места среди мер борьбы с этой ржавчиной кыргызстанцы поставили применение Уголовного кодекса, увольнение, совершенствование законов, реформу системы управления, конкурсный набор, рост зарплаты.
Если в апреле 2006 г. лишь 6 % респондентов утверждали, что постоянно сталкиваются с коррупцией во власти, то через полгода их стало 12 %. За последний год с госслужащими, злоупотребляющими властью, сталкивались примерно 35 % граждан, причем 37 % отмечают, что размер взяток был более 3000 сомов.
Наиболее коррумпированными люди считают таможню (88 %), судебную систему и правоохранительные органы (87), налоговиков (85), обладминистрации (71), министерства и ведомства (66).
Люди боятся
гражданской войны
Жители всех регионов, сел и городов, возрастов и социальных групп на первое место поставили боязнь гражданской войны. Далее идут бедность, экономический спад и нестабильность, возможность повторения событий 24 марта, безработица и возможность потери работы, политическая нестабильность, высокая преступность, будущее детей. Лишь на последнем месте — боязнь ВИЧ/СПИДа.
Большая часть населения считает реальной угрозу религиозного экстремизма. Наиболее опасными люди считают “Хизб ут–Тахрир”, Исламское движение Узбекистана, некоторые секты.
Достижения
новой власти…
На первое место выдвинулись бесплатная учеба и учебники, ученические завтраки, затем идут повышение зарплаты, пенсий, пособий и их своевременная выплата, строительство домов и школ, дорог. Далее — повышение эффективности в промышленности, улучшение международных отношений.
…и ее ошибки
Самые большие — борьба за власть, отсутствие взаимопонимания, коррупция и плохая кадровая политика. 7 % отметили слабость власти, а соответственно и президента. 5—6 % респондентов — плохой правопорядок, безработицу, инфляцию, слабую экономику и невыполнение обещаний. Полгода назад люди на первое место ставили нестабильность, затем невыполнение властью своих обещаний, рост преступности, инфляцию и коррупцию.
Кадровую политику считают сейчас положительной 46 %, а 42 % относятся к ней отрицательно. В столице ее поддержали 34 %, а отнеслись отрицательно 52 %. Но в целом по стране половина горожан и сельчан довольны кадровыми назначениями.
СМИ люди доверяют
на 90%…
В сфере информации люди больше доверяют телевидению (97 %), газетам (87), радио (86), встречам с политиками (72), Интернету (46 %). На последнем месте — мнение коллег по работе.
Опросы апреля и октября 2006 года свидетельствуют о низком уровне информированности граждан по вопросу, какая же форма правления подходит нашей стране больше всего. Лишь пятая часть населения
(21 %) считает, что хорошо разбирается в конституционных вопросах.
…а партиям — лишь
на треть
Третья часть населения ничего не знает ни о каких партиях.
Когда участникам опроса предложили назвать известные им политические партии, оказалось, что наиболее популярны “Ар–Намыс” (32 %), “Асаба” (19), “Алга, Кыргызстан!” (18), “Ата–Мекен” (18), “Эркиндик” (10), доля остальных — менее десяти процентов. Но в целом к партиям люди относятся положительно (59 %).
Положительное отношение к армии отметили 80 % опрошенных, к системе образования — 73, правительству — 71, президентской администрации — 69, НПО и органам местного самоуправления — 65. К парламенту и судебной системе хорошо относятся 59 и 43 % соответственно.
В международных отношениях Кыргызстана большая часть респондентов отдала предпочтение России (91) и Казахстану (51 %).
Герои нашего времени
В ходе опроса был предложен выбор, кто из выдающихся людей или персонажей истории (фольклора) больше подошел бы на роль национального героя в настоящее время. Четверть назвали Манаса, за ним с большим отрывом идут Ч. Айтматов и Курманжан датка, Исхак Раззаков и Токтогул, Абсамат Масалиев, Алыкул Осмонов, Курманбек Бакиев.
К сожалению, общество стало за полтора года менее толерантным. Если после революции 81 % были согласны с утверждением: “Хорошо, когда общество состоит из людей разных религий, национальностей и культурных групп”, то в октябре 2006–го таких стало 75 %.
Наше место в СНГ
Результаты опроса в Кыргызстане в целом примерно совпадают со странами СНГ и Балтии. Везде проходят реформы, всюду люди боятся войны, коррупции, инфляции, экстремизма. Как рассказала литовский аналитик Раза Алисаускене, “для людей как в странах Восточной Европы, так и в Азии самыми значимыми остаются уровень жизни, работа, обеспечение семьи и будущего детей. Более высокий уровень жизни, отмеченный в Балтии, России, Казахстане, создает для Кыргызстана, Молдовы, Грузии, Армении и Азербайджана одну из главных проблем — миграцию рабочей силы. По уровню оптимизма/пессимизма постсоветские страны отличаются от стран Запада. Мы хотим всего и сразу: и демократии, и экономических реформ. Самые позитивные оценки по СНГ отмечены в Казахстане. Кыргызстан же находится в тройке–четверке позитивно развивающихся стран”.
Елена МЕШКОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16451/