Отголоски большой зачистки
Отчаявшись добиться исполнения своих требований в СНБ и Генпрокуратуре страны, родственники Азиза Батукаева обратились за содействием в ООН.
Напомним, на протяжении почти двух недель они с родными других осужденных, этапированных из исправительной колонии номер 31, неоднократно проводили пикеты у здания СНБ, встречались с представителями Генпрокуратуры, пытаясь выяснить, живы ли перемещенные зэки, где они находятся. Но без особых результатов.
Попытка же жаловаться в ООН носила скорее всего декларативный характер. Несмотря на то, что пикетчиков приняли в отделе по правам человека в представительстве Организации Объединенных Наций в Кыргызстане, главной цели — встречи с Батукаевым — они так и не достигли.
Между тем кыргызстанским правозащитникам удалось выяснить судьбу женщин, задержанных во время штурма 31–й колонии. В настоящее время две из них уже отпущены на свободу. Расследование показало, что в Молдовановку они прибыли, чтобы увидеться со своими мужьями. На территорию колонии номер 31 их пропустили работники ГУИН.
Еще две задержанные женщины (сиделка Азиза Батукаева и жена его старшего брата) находятся в Бишкекском СИЗО. При обыске у них было найдено огнестрельное оружие.
Что касается сегодняшней ситуации в самих исправительных колониях, то там уже в обычном режиме работают медики и персонал. Силовые методы со стороны ГУИН пока не предпринимались. Заключенные в зонах продолжают добровольно сдавать мобильные телефоны, оружие, другие запрещенные предметы. По предварительным данным, больше всего ножей и заточек было собрано в колониях номер 8 и 16.
А в “тройке” прошел “большой шмон”. До начала повального обыска в эту колонию прибыл спецназ. Но его помощь не понадобилась — зэки вели себя мирно, помня о штурме “тридцать первой”, хотя и проявляли некоторое недовольство.
Вначале их выстроили на проверку на плацу и провели досмотр каждого. Помимо наркотиков, шприцев, заточек и ножей изымались и деньги. Наличку администрация колонии обещала вернуть заключенным по освобождении.
Обыскивались и бараки. Помимо всего прочего, в большом количестве там была найдена и изъята литература религиозно–экстремистского толка. Представители администрации колонии считают, что это лишь малая часть того, что припрятано в зонах у зэков. Проводились аналогичные мероприятия практически во всех колониях и СИЗО страны.
“Большая зачистка” не миновала и ряды сотрудников системы ГУИН. На должности заместителей и начальников колоний и управлений назначены офицеры, не запятнавшие себя связями с криминальным миром. Но следует отметить, что в корне проблемы закрытых учреждений ГУИН пока не сняты с повестки дня. Об этом можно будет говорить после того как правительство решит вопросы повышения заработной платы, социальной защиты сотрудников ГУИН.
Юрий Груздов.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11902/